Статья:

ВИДЫ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Караянова А.А., Колесникова О.Ю. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173523 (дата обращения: 02.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИДЫ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Караянова Азизат Аскеровна
магистрант, Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск
Колесникова Ольга Юрьевна
канд. юрид. наук, доцент кафедры правовых дисциплин Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Все многообразие действующих и потенциально возможных правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности можно классифицировать на виды, используя для этого различные критерии. Целями классификации выступают обеспечение эффективности мер, которые принимаются государством и выработка комплексных предложений по корректировке налогового законодательства и правоприменительной деятельности в данной сфере.

Одной из первых такого рода классификацию попыталась осуществить Е.В. Попова [1, с. 14], по мнению которой указанные правовые средства в зависимости от направленности их воздействия можно объединить в следующие группы:

1) снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта;

2) создание стимулов для расширения спроса на научные исследования;

3) создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;

4) стимулирование малых инновационных предприятий.

На наш взгляд, предложенный Е.В. Поповой подход необходимо признать достаточно спорным в связи со следующим. Полагаем, что первая и вторая из указанных групп не только во многом пересекаются, но и вторая группа поглощает первую, т.к. по своему содержанию шире ее. На наш взгляд, снижение налоговой составляющей следует рассматривать как одну из мер по повышению в исследуемой сфере. Прослеживается тесная связь между второй и третьей группами, а также четвертой группой, которая может быть представлена в качестве отдельного направления их применения.

Анализ норм законодательства РФ о налогах и сборах, зарубежного опыта позволяет выделить ряд критериев классификации правовых средств стимулирования в исследуемой сфере на виды.

В зависимости от видов налогов (в соответствии с субъективным принципом) правовые средства стимулирования инновационной деятельности в теоретическом и прикладном аспектах могут быть классифицированы на: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.

В зависимости от объективного признака правовые средства стимулирования инновационной деятельности подразделяются на адресованные:

1) физическим лицам (изобретателям, новаторам);

2)  организациям, занимающимся научной или инновационной деятельностью;

3) отдельным категориям инновационных организаций;

4) применяемые в отношении отдельных видов имущества инновационных организаций (льготный режим амортизации основных средств, льготы по земельному налогу и налогу с имущества);

5) применяемые в отношении операций с отдельными видами товаров (работ, услуг) как результатами научной и (или) инновационной деятельности.

В зависимости от того, на какие элементы (стадии) научной или инновационной деятельности оказывается влияние, правовые средства в исследуемой сфере подразделяются на стимулирующие: 1) определенные стадии научной и инновационной деятельности; 2) одновременно всю инновационную деятельность в целом или несколько ее элементов.

В зависимости от направлений стимулирующего воздействия правовые средства налогового стимулирования в исследуемой сфере могут быть сгруппированы следующим образом:

1) расширяющие спрос на научные исследования и инновационную продукцию посредством:

а) снижения налоговой составляющей в цене продукта (меры прямого характера (освобождения) и косвенного характера (скидки, изъятия);

б) стимулирования потребителей к обновлению своей производственно-технологической базы;

2) стимулирующие инвестирование в науку и инновационную сферу:

а) льготы для научных и инновационных организаций;

б) льготы для доноров (благотворителей) и инвесторов;

3) стимулирующие граждан к участию в инновационной деятельности;

4) направленные на снижение издержек при осуществлении научной и инновационной деятельности.

Таким образом, классификация правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности на виды позволяет прийти к выводу, что целью совершенствования налогового законодательства в данной сфере должно стать создание системы льгот, посредством использования которой будут охвачены все возможные направления стимулирования, все стадии инновационного процесса и все его участники, а также будут осуществляться всесторонне — на различных уровнях: федеральном (по федеральным налогам и сборам), на субъектов РФ (по региональным налогам) и местном (по местным налогам).

 

Список литературы:
1. Попова Е.В. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7 (92). С. 14.