Статья:

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тананыхина В.А. РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173576 (дата обращения: 04.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ

Тананыхина Виктория Александровна
студент, Юридического института, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Щербалев Андрей Андреевич
научный руководитель, ассистент кафедры уголовного права и процесса юридического института, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Судебная психология играет ключевую роль в современной правовой практике, особенно при рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними потерпевшими. Проблема оценки достоверности свидетельских показаний детей приобретает особую значимость ввиду особенностей детской психики, когнитивного развития и эмоционального состояния. Данная статья посвящена исследованию методов и подходов судебной психологии, используемых для определения надежности показаний несовершеннолетних свидетелей, а также факторов, влияющих на точность восприятия и воспроизведения ими информации.

Несовершеннолетние свидетели часто оказываются вовлеченными в судебные процессы, связанные с преступлениями против личности, включая сексуальное насилие и жестокое обращение. Их показания являются важным источником доказательств, однако их надежность вызывает серьезные сомнения. Это связано с особенностями детского возраста, такими как незрелость памяти, внушаемость, склонность к фантазированию и зависимость от взрослых. Судебная психология предлагает инструменты и методы, позволяющие оценить достоверность показаний ребенка и минимизировать риск ошибок в правосудии.

Для изучения проблемы были использованы следующие методы:

- Анализ научной литературы по судебной психологии и криминологии,

- Обзор практических рекомендаций и методик, применяемых экспертами-психологами в судебных процессах,

- Изучение конкретных случаев из судебной практики, иллюстрирующих влияние различных факторов на достоверность показаний несовершеннолетних.

Основные подходы судебной психологии:

1. Оценка уровня развития познавательных функций: Определение способности ребенка воспринимать события, запоминать их и воспроизводить информацию.

2. Анализ влияния стресса и эмоций: Оценка воздействия стрессовых ситуаций на память и поведение ребенка.

3. Исследование феномена внушаемости: Выявление степени подверженности ребенка внешнему воздействию и возможности формирования ложных воспоминаний.

4. Применение специальных техник допроса: Использование структурированных интервью и вопросов, направленных на получение наиболее точной информации.

Анализ научных исследований показывает, что дети младшего школьного возраста склонны к ошибкам в восприятии и воспроизведении информации. Однако при правильном подходе и использовании специализированных методов возможно значительно повысить надежность детских показаний. Например, использование открытых вопросов, создание доверительной атмосферы и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяют получать более точные данные.

Практические рекомендации включают необходимость привлечения специалистов-психологов к процессу подготовки и опроса несовершеннолетних свидетелей. Эксперты подчеркивают важность предварительного ознакомления с ребенком перед судебным процессом, проведение психологической экспертизы и применение специальных протоколов допроса.

Судебная психология является незаменимым инструментом в оценке достоверности свидетельских показаний несовершеннолетних потерпевших. Ее вклад в обеспечение справедливости и защиты прав детей неоценим. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку универсальных методологических стандартов и повышение квалификации экспертов-психологов, работающих в сфере уголовного судопроизводства.

 

Список литературы:
1. Ситковская О. Д. Психология свидетельских показаний: научно-методическое пособие. — М., 2006. — 86 с.
2. Леоненко Е. Е., Минаева Е. В. и др. Особенности расследования преступлений с участием несовершеннолетних: допрос несовершеннолетнего, назначение судебно-психологической экспертизы. — СПб.: Санкт-Петербургская академия СК России, 2023. — 132 с.
3. Николюк В. В., Диваев А. Б. «Экспертиза достоверности» показаний в свете действующего уголовно-процессуального закона // Уголовное судопроизводство. — 2022. — № 1. — С. 22—27.
4. Енгалычев В. Ф., Кравцова Г. К., Холопова Е. Н. Судебная психологическая экспертиза по выявлению признаков достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий): монография. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 328 с.