РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ
THE ROLE OF BUDGET DEFICITS AND PUBLIC DEBT IN FINANCIAL POLICY
Ksenia Lobanova
Student, Volga State Technological University, Russia, Yoshkar-Ola
Tatiana Leukhina
Scientific supervisor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Volga State Technological University, Russia, Yoshkar-Ola
Аннотация. В статье исследуются роль бюджетного дефицита и государственного долга в реализуемой финансовой политике государства. Рассматриваются причины возникновения бюджетных дефицитов, их последствия для экономики, механизмы управления государственным долгом и влияние данных факторов на макроэкономическую стабильность. Анализируются как положительные, так и отрицательные аспекты использования бюджетных инструментов в целях стимулирования экономического роста и обеспечения финансовой стабильности.
Abstract. This article examines the role of budget deficit and public debt in a country's financial policy. It explores the causes of budget deficits, their impact on the economy, mechanisms of managing public debt, and the influence of these factors on macroeconomic stability. Both positive and negative aspects of using fiscal tools to stimulate economic growth and ensure financial stability are analyzed.
Ключевые слова: Бюджетный дефицит, государственный долг, финансовая политика, макроэкономическая стабильность, управление долгом, фискальная политика, экономика.
Keywords: Budget deficit, public debt, financial policy, macroeconomic stability, debt management, fiscal policy, economy.
Финансовая политика государства играет ключевую роль в формировании условий для устойчивого развития экономики. В рамках этой политики важное место занимает управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Бюджетный дефицит возникает, когда расходы государства превышают его доходы, требуя привлечения заемных средств или иного финансирования. Государственный долг – это совокупность обязательств перед кредиторами, которая увеличивается при наличии дефицитов и уменьшается в периоды профицита бюджета. Эти инструменты позволяют государству регулировать экономическую ситуацию, стимулировать развитие отдельных отраслей и обеспечивать социальные обязательства. Однако чрезмерное использование бюджета и долговых ресурсов может привести к серьезным экономическим проблемам, затруднить реализацию дальнейшей политики и снизить финансовую устойчивость страны.
Причины возникновения бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может возникать в результате различных факторов, таких как экономический спад, снижение доходов бюджета, рост социальных расходов, военные расходы или структурные особенности налоговой системы. В периоды экономического кризиса государство вынужден увеличивать расходы для поддержки экономики, что часто приводит к росту дефицита. Также важным фактором является политика доходов и расходов: недостаточно развитая налоговая система или неэффективное управление расходами способствуют росту дефицита. Механизм финансирования дефицита включает выпуск государственного займа и привлечение иностранных кредиторов, что создает долговую нагрузку. [1]
Последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Положительные аспекты использования дефицита связаны с возможностью стимулирования экономического роста, особенно в условиях спада или кризиса. Финансовые вливания позволяют сохранить или увеличить совокупный спрос, избежать рецессии. Однако злоупотребление этим инструментом ведет к негативным последствиям: рост государственных обязательств, увеличение затрат на обслуживание долга, возможное снижение инвесторского доверия. В этом случае возрастает риск возникновения дефицитных параметров уже на долгосрочную перспективу, что инфицирует экономику инфляцией, снижение кредитного рейтинга и повышением риска финансовых кризисов. [3]
Механизмы управления государственным долгом. Эффективное управление государственным долгом включает установление лимитов, долговую политику, стратегию погашения и минимизации долговых выплат. Использование внутренних и внешних займов предполагает соответствующую плановую политику, контроль за государственными финансами, а также оптимизацию структуры долга (поддержание соотношения между краткосрочной и долгосрочной задолженностью). Развитые системы долгового менеджмента помогают снижать издержки заимствования, избегать долговых кризисов и поддерживать уровень доверия инвесторов. Важным аспектом также является мониторинг экономической ситуации и современные мер по снижению долговой нагрузки при необходимости. [2]
Роль бюджетного дефицита и государственного долга в современной финансовой политике. В современных условиях бюджетный дефицит и государственный долг выступают важными инструментами экономической политики, особенно при кризисных ситуациях, таких как глобальные финансовые кризисы, пандемии или структурные преобразования. Они позволяют поддерживать функционирование государственной системы и стимулировать экономический рост. Однако балансовое соотношение следит за тем, чтобы долговая нагрузка не превышала допустимых границ, обеспечивая долговую устойчивость. Стратегия должна сочетать стимулирующую роль дефицита с ответственным управлением долгом для предотвращения долговых кризисов. [5]
Бюджетный дефицит и государственный долг являются важнейшими инструментами финансовой политики, позволяя государству адаптироваться в внутренним и внешним вызовам. Их грамотное использование способствует стабилизации экономики, стимулированию роста и поддержанию социальной сферы. Однако чрезмерная зависимость от заемных средств, неправильное управление долгом могут привести к серьезным последствиям, снижающим устойчивость национальной экономики. Баланс между использованием бюджета и управлением долгом-ключ к обеспечению макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости государства. Оптимальное решение заключается в строгом контроле расходов, эффективной налоговой политике и развитии механизмов долгового менеджмента. [4]
