ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация. Промышленное загрязнение водных ресурсов остается важной экологической проблемой в Республике Узбекистан. В настоящей статье проведен анализ правовых аспектов регулирования промышленного загрязнения водных ресурсов. В ней выявлены пробелы в действующем законодательстве, рассмотрен международный опыт, применимый к условиям Узбекистана. Автор выдвигает ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в области охраны вод от промышленного загрязнения.
Ключевые слова: загрязнение воды, экологическое право, промышленное загрязнение, водные ресурсы, экологическая ответственность, Устойчивое развитие.
В современном мире, в котором промышленная революция произошла относительно давно, а рыночные отношения являются основой экономики большинства стран мира, возникает острый вопрос интеграции правового регулирования охраны окружающей среды в предпринимательскую деятельность и промышленность, в частности. Первостепенно оно должно быть направлено на минимизацию отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду.
В условиях индустриализации и роста производства возрастает нагрузка на природные экосистемы, особенно водные. Узбекистан, страна с ограниченными водными ресурсами и уязвимой экологической системой, сталкивается с проблемой загрязнения воды промышленными сточными водами, воздействующими на реки, каналы и подземные воды. Эффективное регулирование правовой сферы необходимо для устойчивого развития и защиты здоровья населения.
Негативное воздействие предприятий на экологию можно распределить по следующим группам:
1. Выбросы газов. Различные типы газов, выбрасываемые в атмосферу в большом объеме, приводят к загрязнению воздуха, повышению средней температуры воздуха и образованию озоновых дыр.
2. Промышленные сточные воды. Промышленные процессы приводят к загрязнению воды путем ее контакта с газами, жидкостями и твердыми отходами.
3. Твердые токсичные отходы. Токсичные вещества и тяжелые металлы, выбрасываемые на землю, отравляют почву и делают ее непригодной
для сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности, что ставит под угрозу сохранение экосистем суши.
4. Звуковое и загрязнение. Деятельности некоторых типов промышленных предприятий издает шум высокого уровня, что сказывается на здоровье людей, животных и даже растений.
Промышленные предприятия в Узбекистане — один из крупнейших источников загрязнения воды. Основными отраслями, оказывающими негативное воздействие на водную среду, являются:
- химическая промышленность (Навои, Фергана);
- нефтеперерабатывающие заводы (Алтыарык, Фергана НПЗ);
- горнодобывающая и металлургическая отрасли (Алмалыкский ГМК);
- текстильное производство;
- агропромышленный комплекс.
В сточных водах содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, фенолы, сероводород, что приводит к деградации водной флоры и фауны, загрязнению источников питьевой воды и нарушению санитарных норм.
Промышленные предприятия играют важную роль в экономическом развитии, но их воздействие на окружающую среду является значительным вызовом. Переход к более устойчивым производственным процессам — это долгосрочная задача, требующая взаимодействия между государством, предприятиями и обществом.
Охрана окружающей среды важна неменьше охраны государственных границ, неприкосновенности жилища, охраны здоровья и иных прав человека.
Экологическое законодательство Республики Узбекистан прошло значительный путь по формированию и изменению и продолжает развиваться в контексте Целей устойчивого развития, разработанных ООН. Узбекистан принял на себя обязательство по обеспечению шестнадцати из семнадцати целей устойчивого развития, пять из которых касаются охраны окружающей среды:
1. Чистая вода и санитария;
2. Устойчивая и надежная энергия;
3. Ответственное потребление и производство;
4. Борьба с изменением климата;
5. Сохранение экосистем суши.
Основополагающим нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды и водных ресурсов в Республике Узбекистан стали Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» от 1992 года и Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» от 1993 года. Сегодня Республика Узбекистан активно проводит работу в области обеспечения охраны окружающей среды. К таким программам можно отнести Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года». Более того в Конституцию Республики Узбекистан были внесены поправки, таким образом статей 49 Конституции обеспечивается право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии .
Невзирая на проведенную объемную работу, перед нами все еще стоит ряд экологических проблем, которые нельзя игнорировать. Аральская катастрофа, опустынивание земель, загрязнение воздуха, непригодность существующих технологий по переработке отходов.
Основным источником угрозы для окружающей среды, исходящим от деятельности предприятий, являются отходы различных типов: газовые, твердые и жидкие. Главным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере обращения с отходами в Республике Узбекистан, является ЗРУ «Об отходах».
В законе закреплены основные принципы, классификация отходов, компетенция органов власти, права и обязанности физических, юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, экономические инструменты стимулирования предприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования, ответственность за нарушения.
Говоря об ответственности за нарушения, в законе отсутствует конкретная формулировка видов применяемых санкций. За нарушения законодательства в сфере131 обращения с отходами предусмотрена административная ответственность (стати 65, 91, 91¹, 105, 219, 219¹ КоАО РУз) и уголовная ответственность (статья 185¹). Для обеспечения более эффективной работы Закона «Об отходах» считаем необходимым включить в Закон нормы, предусматривающие административную и уголовную ответственность.
Помимо этого, внести в Закон дополнительные нормы о предельно допустимых выбросах (ПДВ), предельно допустимых сбросах (ПДС) и предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ.
Учитывая информацию, приведенную выше, становится ясно, что загрязнение окружающей среды в наивысшей степени происходит в результате деятельности предприятий, в частности в результате выброса отходов. С целю сохранить биоразнообразие и благоприятное состояние экологии для будущих поколений необходимо уже сейчас начат работу по минимизации загрязнение атмосферного воздуха, земли и воды. Особое внимание важно уделить правовому подходу в сфере обращения с промышленными отходами.
Международная практика показывает, что устойчивые системы регулирования водного загрязнения в промышленности требуют внедрения принципов «загрязнитель платит» и «предотвращение ущерба». В странах Европейского союза действует директива об очистке городских и промышленных сточных вод (Directive 91/271/EEC), предусматривающая обязательное оборудование предприятий системами очистки и автоматизированного контроля. Аналогичные меры реализуются в Китае, где используется цифровой онлайн-мониторинг качества сточных вод с обязательной публичной отчетностью. Эти элементы могут быть применены и в Узбекистане, где отсутствует централизованная система учёта загрязнителей и мониторинга в режиме реального времени.
Несмотря на присоединение Узбекистана к Хельсинкской конвенции ООН о трансграничных водотоках (1992 г.), эффективное исполнение её положений требует гармонизации внутреннего законодательства с международными стандартами. Например, в немецкой модели реализуется комплексный подход: от жёстких нормативов до экономических стимулов, включая налоговые льготы за внедрение экологических технологий. В Узбекистане такие механизмы отсутствуют либо реализуются выборочно.
Для снижения уровня промышленного загрязнения вод в Узбекистане необходимы комплексные реформы. В первую очередь следует разработать экологический кодекс с разделами, посвящёнными промышленному водопользованию, установить цифровую систему мониторинга сбросов, расширить участие гражданского общества в контроле за экологической обстановкой. Также необходимо повысить санкции за сброс неочищенных сточных вод, включая уголовную ответственность за повторные нарушения. Поддержка экологических инноваций через государственные субсидии и налоговые стимулы будет способствовать модернизации промышленных мощностей и снижению экологической нагрузки.
Таким образом, правовые вопросы промышленного загрязнения вод в Республике Узбекистан остаются не только актуальными, но и системно нерешёнными. Устранение существующих пробелов в законодательстве, усиление контроля и интеграция международных стандартов — ключевые шаги на пути к экологически устойчивому индустриальному развитию страны.
