Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нефёдова Н.И. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 21(330). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/330/174210 (дата обращения: 03.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Нефёдова Надежда Игоревна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Хабаровск

 

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) характеризуется повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью в связи со спецификой выполняемых профессиональных обязанностей. Однако анализ действующего законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о наличии существенных проблем в правовом регулировании данной сферы общественных отношений. [3, с. 45-52]

Детальное регулирование вопросов обязательного государственного страхования содержится в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие, которого распространяется на сотрудников УИС в соответствии с Федеральным законом от 14.04.2010 № 67-ФЗ «Об обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы». Кроме того, применимы положения Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также подзаконных актов, включая постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты ФСИН России. [c. 298]

Правовое регулирование обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляется комплексом нормативных правовых актов различного уровня. Основополагающим документом выступает Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который устанавливает общие принципы социальной защиты сотрудников учреждений и органов УИС.

Существенной проблемой является неполнота правового регулирования. Нормы об обязательном страховании сотрудников УИС рассредоточены по множеству нормативных актов, что создает сложности в их применении и может приводить к коллизиям правовых норм. Отсутствие единого кодифицированного акта, регулирующего все аспекты страхования данной категории работников, затрудняет правоприменительную практику и снижает эффективность защиты их прав и законных интересов. [2. c. 78-85]

Также необходимо отметить положения, касающиеся обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), отражённые в статье 20 Федерального закона № 45-ФЗ «О государственной защите судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов». Проанализировав содержание всех упомянутых нормативных актов, можно прийти к выводу о различиях в подходах к определению размера страховых выплат. [c. 298] Так, согласно Федеральным законам № 52-ФЗ и № 283-ФЗ, размер таких выплат устанавливается в фиксированной сумме и подлежит регулярной индексации, тогда как нормы Федерального закона № 45-ФЗ предусматривают, что страховая выплата рассчитывается исходя из размера заработной платы сотрудника. [12, с. 67-78]

Для преодоления выявленных противоречий целесообразно закрепить единый порядок определения размера страховой выплаты и внести соответствующие изменения в статью 20 Федерального закона № 45-ФЗ, а именно — исключить из пунктов 1 и 3 данной статьи упоминание «сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы» и дополнить её формулировкой: «Страховые гарантии сотрудникам учреждений и органов УИС, указанным в пункте 6.1 части 1 статьи 2, предоставляются в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ». [4, с. 123-135]

В результате проведенного исследования установлено, что на практике выполнение положений указанных законов осуществляется практически по тем же порядку и правилам, что предусмотрены для обязательного государственного страхования как Федеральным законом № 52-ФЗ, так и Федеральным законом № 283-ФЗ.

Однако такая ситуация, является недопустимой, поскольку между этими нормативными актами существуют противоречия и различия в подходах к определению размера страховых выплат. Преодолеть обозначенное несовершенство возможно путем разработки и утверждения единого ведомственного нормативного правового акта, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью, полученного сотрудниками уголовно-исполнительной системы в период прохождения службы.

 

Список литературы:
1. Антонова, Н.А. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов / Н.А. Антонова // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 3. – С. 45-52.
2. Васильев, П.И. Проблемы обязательного страхования в уголовно-исполнительной системе / П.И. Васильев // Уголовно-исполнительное право. – 2023. – № 2. – С. 78-85.
3. Громов, С.В. Социальные гарантии сотрудников УИС: теория и практика / С.В. Громов. – М.: Юрист, 2021. – c. 298.
4. Жданов, Н.М. Обязательное социальное страхование: правовые проблемы / Н.М. Жданов // Журнал российского права. – 2021. – № 12. – С. 67-78.
5. Иванов, К.С. Механизмы социальной защиты в правоохранительной сфере / К.С. Иванов // Российский юридический журнал. – 2022. – № 4. – С. 123-135.