ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) характеризуется повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью в связи со спецификой выполняемых профессиональных обязанностей. Однако анализ действующего законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о наличии существенных проблем в правовом регулировании данной сферы общественных отношений. [3, с. 45-52]
Детальное регулирование вопросов обязательного государственного страхования содержится в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие, которого распространяется на сотрудников УИС в соответствии с Федеральным законом от 14.04.2010 № 67-ФЗ «Об обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы». Кроме того, применимы положения Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также подзаконных актов, включая постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты ФСИН России. [c. 298]
Правовое регулирование обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляется комплексом нормативных правовых актов различного уровня. Основополагающим документом выступает Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который устанавливает общие принципы социальной защиты сотрудников учреждений и органов УИС.
Существенной проблемой является неполнота правового регулирования. Нормы об обязательном страховании сотрудников УИС рассредоточены по множеству нормативных актов, что создает сложности в их применении и может приводить к коллизиям правовых норм. Отсутствие единого кодифицированного акта, регулирующего все аспекты страхования данной категории работников, затрудняет правоприменительную практику и снижает эффективность защиты их прав и законных интересов. [2. c. 78-85]
Также необходимо отметить положения, касающиеся обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), отражённые в статье 20 Федерального закона № 45-ФЗ «О государственной защите судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов». Проанализировав содержание всех упомянутых нормативных актов, можно прийти к выводу о различиях в подходах к определению размера страховых выплат. [c. 298] Так, согласно Федеральным законам № 52-ФЗ и № 283-ФЗ, размер таких выплат устанавливается в фиксированной сумме и подлежит регулярной индексации, тогда как нормы Федерального закона № 45-ФЗ предусматривают, что страховая выплата рассчитывается исходя из размера заработной платы сотрудника. [12, с. 67-78]
Для преодоления выявленных противоречий целесообразно закрепить единый порядок определения размера страховой выплаты и внести соответствующие изменения в статью 20 Федерального закона № 45-ФЗ, а именно — исключить из пунктов 1 и 3 данной статьи упоминание «сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы» и дополнить её формулировкой: «Страховые гарантии сотрудникам учреждений и органов УИС, указанным в пункте 6.1 части 1 статьи 2, предоставляются в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ». [4, с. 123-135]
В результате проведенного исследования установлено, что на практике выполнение положений указанных законов осуществляется практически по тем же порядку и правилам, что предусмотрены для обязательного государственного страхования как Федеральным законом № 52-ФЗ, так и Федеральным законом № 283-ФЗ.
Однако такая ситуация, является недопустимой, поскольку между этими нормативными актами существуют противоречия и различия в подходах к определению размера страховых выплат. Преодолеть обозначенное несовершенство возможно путем разработки и утверждения единого ведомственного нормативного правового акта, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью, полученного сотрудниками уголовно-исполнительной системы в период прохождения службы.
