Статья:

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Абрамова А.С. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 21(330). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/330/174404 (дата обращения: 08.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ

Абрамова Арина Сергеевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Благорожева Жанна Олеговна
научный руководитель, старший преподаватель, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматривается национально-этническая толерантность молодёжи. Особая актуальность темы заключается в том, что В условиях современных геополитических вызовов (специальная военная операция, миграционные волны) особенно важно изучать, как молодёжь воспринимает представителей других национальностей, чтобы своевременно корректировать образовательные и воспитательные программы. Отсутствие толерантности может привести к росту националистических настроений среди молодёжи. Анализ уровня этнической толерантности поможет в разработке профилактических мер, направленных на укрепление межкультурного диалога. В статье представлены результаты социологического исследования на тему «Национально-этническая толерантность молодёжи».

 

Ключевые слова: Толерантность, этнос, молодёжь, средства массовой информации, национальность.

 

В условиях современного общества, где наблюдается рост этнических миграций и увеличение числа локальных межэтнических конфликтов, а также этнической нетерпимости к представителям различных этнических групп, большое внимание уделяется аспектам этнической толерантности и идентичности. Исследование проблемы этнической толерантности среди подростков началось в конце 1990-х годов, когда понятие «толерантность» и его социально-психологические и психолого-педагогические аспекты активно развивались в отечественной науке. Прошедшие два десятилетия лишь подтвердили необходимость этого исследования, так как проявления нетерпимости к другим национальностям среди разных групп населения России стали еще более острыми.

В социологической науке значительный вклад в изучение межэтнических отношений и толерантности внесли Г.У. Солдатова, Л.М. Дробижева, В.С. Малахов. Их работы раскрывают толерантность как механизм социальной стабильности в полиэтничном обществе. Особое внимание уделяется исследованиям молодежной среды как наиболее восприимчивой к межкультурным взаимодействиям.

В последние 20 лет в российских городах, где традиционно преобладала русская нация, произошли заметные изменения в этносоциальной ситуации: увеличилось число иностранных граждан, работающих или обучающихся в стране, возрос поток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, а также появились «вынужденные переселенцы». Кроме того, наблюдается постоянный рост межкультурных контактов в образовательной сфере.

В таких условиях одним из ключевых факторов формирования позитивных отношений с представителями других народов становится взаимодействие, основанное на толерантности, понимании и уважении к их взглядам, мнениям и традициям. Подростки особенно уязвимы к негативным влияниям этого периода, так как их возраст характеризуется чувствительностью к формированию отношения к «своим» и «чужим» этносам. Разные типы переходного возраста и стремление к самоутверждению молодежи не всегда совпадают с необходимостью приспособления к изменяющемуся этническому окружению. Поэтому развитие этнической толерантности становится основой для мирного сосуществования этносов в будущем.

С целью выявить уровень самооценки национально-этнической толерантности молодёжи Белгородской области, было проведено комплексное исследование на тему «Национально-этническая толерантность молодёжи» среди жителей Белгородской области от 15 до 35 лет. В качестве основного метода сбора информации выступило заочное анкетирование по рассылке в социальных сетях, в ходе которого было опрошено 100 человек. Респондентам был предоставлен множественный вариант ответа.

Первый вопрос анкеты был нацелен на понимание респондентами важности межнационального взаимодействия. В результате, большая часть опрошенных согласилась с тем, что межнациональное взаимодействие важно для современного общества (вариант «Да» выбрали 66,7% респондентов, «Скорее да» - 30,3%). Малая часть, 3% респондентов не считают его важным. По данным сведениям, можно сделать вывод о высокой осведомлённости молодёжи о значении межэтнического взаимодействия в современном обществе (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: Считаете ли вы, что межнациональное взаимодействие важно для современного общества??

 

На следующий вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?» респонденты ответили таким образом: 69,7% опрошенных ответили «Положительно», 21,2% –«Скорее положительно». И лишь малая доля опрошенных (9,1%) проявляет отрицательные установки в отношении других национальностей.

Преобладающая часть опрошенных положительно относится к представителям иных этносов, что говорит о позитивном отношении молодёжи к другим национальностям. (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к представителям других национальностей?»

 

Вопрос «Как вы оцениваете свою толерантность к другим этническим группам по шкале от 1 до 10?» позволял респондентам самостоятельно выбрать значение, отражающее их субъективную оценку (где 1 — совершенно не толерантен(а), 10 — совершенно толерантен(а)). Наивысшую степень толерантности — 10 баллов — указали 27,3% участников. Высокий уровень (8–9 баллов) отметили ещё 33,3% опрошенных. Среднюю самооценку (5–7 баллов) выбрали 27,3% респондентов. В то же время 12,1% участников оценили свою толерантность на низком уровне (1–3 балла), из них 3% указали минимальное значение — 1 (см. рис. 3).

Таким образом, большинство респондентов демонстрируют высокую или выше средней степень этнической толерантности, что говорит о сформированном понимании норм межнационального взаимодействия и позитивной социальной установки. Молодёжь в целом склонна считать себя терпимой по отношению к другим культурам и этносам, что может быть связано с расширением межэтнических контактов в образовательной и цифровой среде.

Однако наличие группы с низкой самооценкой уровня толерантности — более 10% — требует отдельного внимания. Это может указывать как на реальные предубеждения, так и на критическое самовосприятие, сформированное под воздействием внешней среды, личного опыта или семейного воспитания. Такие данные подчёркивают необходимость адресной работы с молодёжью по развитию эмпатии, критического мышления и межкультурной компетентности. Следовательно, несмотря на общий положительный фон, в молодёжной среде сохраняются противоречивые установки, что делает актуальными меры по усилению просветительской и воспитательной работы в сфере национально-этнической толерантности.

 

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как вы оцениваете свою толерантность к другим этническим группам по шкале от 1 до 10?»

 

Результаты исследования показывают, что национально-этническая толерантность молодежи представляет собой сложное явление, включающее как внешние (социально-культурные), так и внутренние (ценностно-личностные) аспекты. Большинство респондентов осознают важность уважительного отношения к представителям других этнических групп и демонстрируют готовность к конструктивному взаимодействию. Однако некоторая часть участников исследования либо сдержанно относится к вопросам межнациональных отношений, либо испытывает трудности в реальном межкультурном общении. Выявленные барьеры и стратегии поведения подчеркивают необходимость целенаправленной работы с молодежью, направленной на развитие навыков толерантного общения и преодоление стереотипов. Особое внимание следует уделить формированию позитивного образа этнического разнообразия и повышению критического восприятия информации.

 

Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. – М.: Смысл, 2020. – 288 с.
2. Лебедева Н. М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Лебедева Н. М., Татарко А. Н. // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С. 31 - 44 : табл. - Библиогр.: с. 43.
3. Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
4. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2010. – 255 с.