НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Социология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ
Аннотация. В статье рассматривается национально-этническая толерантность молодёжи. Особая актуальность темы заключается в том, что В условиях современных геополитических вызовов (специальная военная операция, миграционные волны) особенно важно изучать, как молодёжь воспринимает представителей других национальностей, чтобы своевременно корректировать образовательные и воспитательные программы. Отсутствие толерантности может привести к росту националистических настроений среди молодёжи. Анализ уровня этнической толерантности поможет в разработке профилактических мер, направленных на укрепление межкультурного диалога. В статье представлены результаты социологического исследования на тему «Национально-этническая толерантность молодёжи».
Ключевые слова: Толерантность, этнос, молодёжь, средства массовой информации, национальность.
В условиях современного общества, где наблюдается рост этнических миграций и увеличение числа локальных межэтнических конфликтов, а также этнической нетерпимости к представителям различных этнических групп, большое внимание уделяется аспектам этнической толерантности и идентичности. Исследование проблемы этнической толерантности среди подростков началось в конце 1990-х годов, когда понятие «толерантность» и его социально-психологические и психолого-педагогические аспекты активно развивались в отечественной науке. Прошедшие два десятилетия лишь подтвердили необходимость этого исследования, так как проявления нетерпимости к другим национальностям среди разных групп населения России стали еще более острыми.
В социологической науке значительный вклад в изучение межэтнических отношений и толерантности внесли Г.У. Солдатова, Л.М. Дробижева, В.С. Малахов. Их работы раскрывают толерантность как механизм социальной стабильности в полиэтничном обществе. Особое внимание уделяется исследованиям молодежной среды как наиболее восприимчивой к межкультурным взаимодействиям.
В последние 20 лет в российских городах, где традиционно преобладала русская нация, произошли заметные изменения в этносоциальной ситуации: увеличилось число иностранных граждан, работающих или обучающихся в стране, возрос поток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, а также появились «вынужденные переселенцы». Кроме того, наблюдается постоянный рост межкультурных контактов в образовательной сфере.
В таких условиях одним из ключевых факторов формирования позитивных отношений с представителями других народов становится взаимодействие, основанное на толерантности, понимании и уважении к их взглядам, мнениям и традициям. Подростки особенно уязвимы к негативным влияниям этого периода, так как их возраст характеризуется чувствительностью к формированию отношения к «своим» и «чужим» этносам. Разные типы переходного возраста и стремление к самоутверждению молодежи не всегда совпадают с необходимостью приспособления к изменяющемуся этническому окружению. Поэтому развитие этнической толерантности становится основой для мирного сосуществования этносов в будущем.
С целью выявить уровень самооценки национально-этнической толерантности молодёжи Белгородской области, было проведено комплексное исследование на тему «Национально-этническая толерантность молодёжи» среди жителей Белгородской области от 15 до 35 лет. В качестве основного метода сбора информации выступило заочное анкетирование по рассылке в социальных сетях, в ходе которого было опрошено 100 человек. Респондентам был предоставлен множественный вариант ответа.
Первый вопрос анкеты был нацелен на понимание респондентами важности межнационального взаимодействия. В результате, большая часть опрошенных согласилась с тем, что межнациональное взаимодействие важно для современного общества (вариант «Да» выбрали 66,7% респондентов, «Скорее да» - 30,3%). Малая часть, 3% респондентов не считают его важным. По данным сведениям, можно сделать вывод о высокой осведомлённости молодёжи о значении межэтнического взаимодействия в современном обществе (см. рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: Считаете ли вы, что межнациональное взаимодействие важно для современного общества??
На следующий вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?» респонденты ответили таким образом: 69,7% опрошенных ответили «Положительно», 21,2% –«Скорее положительно». И лишь малая доля опрошенных (9,1%) проявляет отрицательные установки в отношении других национальностей.
Преобладающая часть опрошенных положительно относится к представителям иных этносов, что говорит о позитивном отношении молодёжи к другим национальностям. (см. рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к представителям других национальностей?»
Вопрос «Как вы оцениваете свою толерантность к другим этническим группам по шкале от 1 до 10?» позволял респондентам самостоятельно выбрать значение, отражающее их субъективную оценку (где 1 — совершенно не толерантен(а), 10 — совершенно толерантен(а)). Наивысшую степень толерантности — 10 баллов — указали 27,3% участников. Высокий уровень (8–9 баллов) отметили ещё 33,3% опрошенных. Среднюю самооценку (5–7 баллов) выбрали 27,3% респондентов. В то же время 12,1% участников оценили свою толерантность на низком уровне (1–3 балла), из них 3% указали минимальное значение — 1 (см. рис. 3).
Таким образом, большинство респондентов демонстрируют высокую или выше средней степень этнической толерантности, что говорит о сформированном понимании норм межнационального взаимодействия и позитивной социальной установки. Молодёжь в целом склонна считать себя терпимой по отношению к другим культурам и этносам, что может быть связано с расширением межэтнических контактов в образовательной и цифровой среде.
Однако наличие группы с низкой самооценкой уровня толерантности — более 10% — требует отдельного внимания. Это может указывать как на реальные предубеждения, так и на критическое самовосприятие, сформированное под воздействием внешней среды, личного опыта или семейного воспитания. Такие данные подчёркивают необходимость адресной работы с молодёжью по развитию эмпатии, критического мышления и межкультурной компетентности. Следовательно, несмотря на общий положительный фон, в молодёжной среде сохраняются противоречивые установки, что делает актуальными меры по усилению просветительской и воспитательной работы в сфере национально-этнической толерантности.
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как вы оцениваете свою толерантность к другим этническим группам по шкале от 1 до 10?»
Результаты исследования показывают, что национально-этническая толерантность молодежи представляет собой сложное явление, включающее как внешние (социально-культурные), так и внутренние (ценностно-личностные) аспекты. Большинство респондентов осознают важность уважительного отношения к представителям других этнических групп и демонстрируют готовность к конструктивному взаимодействию. Однако некоторая часть участников исследования либо сдержанно относится к вопросам межнациональных отношений, либо испытывает трудности в реальном межкультурном общении. Выявленные барьеры и стратегии поведения подчеркивают необходимость целенаправленной работы с молодежью, направленной на развитие навыков толерантного общения и преодоление стереотипов. Особое внимание следует уделить формированию позитивного образа этнического разнообразия и повышению критического восприятия информации.
