РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ
В результате исследования по трем методикам были получены следующие результаты.
- «Идеальный человек» (по Колмогоровой Л.С.)
Для исследуемых младших школьников первого класса наиболее типичным является выделение на первое место типа «Гуманист» (159 б.). На втором месте, в среднем, располагается тип «Гедонист» (157 б.), на 3 месте - «Гуманоид» (74 б.), далее – «Труженик» (60 б.), «Воин» (36 б.), «Спортсмен» (32 б.), «Робот» (27 б.), «Волшебник» (18 б.).
В таблице 2 представлены результаты исследования в процентах от общей численности детей.
Таблица 1.
Идеалы младших школьников в нашем исследовании
Идеал |
Доля в %, первый класс |
Доля в %, четвертый класс |
Гуманист |
21 |
22 |
Гедонист |
19 |
21 |
Гуманоид |
14 |
15 |
Труженик |
11 |
23 |
Воин |
9 |
4 |
Спортсмен |
8 |
9 |
Робот |
6 |
4 |
Волшебник |
12 |
2 |
Проанализируем полученные результаты. Исходя из описания типов ценностей и идеалов, «гуманоид» – это человек, обладающий сверхчеловеческими способностями, а «волшебник» – превращает, умеет исполнять любые желания. Мы считаем, что это обусловлено тем, что у первоклассников в связи со сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, вышеперечисленные признаки идеального человека являются малозначимыми.
Тип «гуманист» имеет наибольшее количество выборов. В беседе дети называют такие характеристики идеального человека: «всегда помогает людям, никого не обижает», «добрый», «умный», «плохим людям не дает красть сотовые телефоны». В целом результаты также говорят о том, что понятия «идеал», «совершенство» еще не являются внутренне целостными, непротиворечивыми и глубоко осмысленными образованиями для детей данного возраста, но, с другой стороны, дети способны оперировать этими понятиями и расставлять их для себя в качестве определенных приоритетов, ценностей-идеалов.
В то же время в четвертом классе наблюдается динамика ценностей. Резко выросла доля детей с идеалом «труженик» (с 11% до 23%), что видимо объясняется моральным развитием детей, у которых по мере решения учебных проблем формируются качества настойчивости, целеустремленности, они привыкают к систематическому труду. Упала доля детей с идеалом «волшебник» (с 12% до 2%), так как дети привыкают к тому, что преодоление трудностей требует реальных усилий.
Рисунок 1. Желания «для родных и близких» по методике «Цветик - семицветик» И.М. Витковской, первый клас.
Пожелания «для всех людей» показали, что дети называют в первую очередь здоровье и счастье. Показательно, что богатство и процветание, то есть материальные ценности, для младших школьников не являются главными (Рис. 5).
Рисунок 2. Желания «для всех людей» по методике «Цветик - Семицветик» И.М. Витковской, первый класс
Таким образом, самыми значимыми для младших школьников являются желания общечеловеческие, связанные с благом не только для себя, но и для других людей – сверстников, родных и близких, а также всех вообще. Нравственные понятия школьников основываются на реальном жизненном опыте детей: взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи, общении со сверстниками и учителями в школе, осмыслении собственных поступков и поступков литературных героев. Итак, по сравнению с первым классом ученики четвертого класса меньше желают всем людям здоровья (76% и 55%), но гораздо больше – богатства (16% и 23%), остальные желания существенно не изменились. Проведем корреляционный анализ по критерию Спирмена (https://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/).
Для первого класса.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения.
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
33 |
8 |
21 |
8 |
0 |
0 |
2 |
30 |
7 |
19 |
7 |
0 |
0 |
3 |
13 |
5 |
14 |
6 |
-1 |
1 |
4 |
13 |
5 |
11 |
4 |
1 |
1 |
5 |
13 |
5 |
9 |
3 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
8 |
2 |
1 |
1 |
7 |
3 |
1.5 |
6 |
1 |
0.5 |
0.25 |
8 |
3 |
1.5 |
12 |
5 |
-3.5 |
12.25 |
Суммы |
|
36 |
|
36 |
0 |
19.5 |
Результат: rs = 0.768
Критические значения для N = 8
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
8 |
0.72 |
0.88 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
Таким образом, положительная корреляция между идеалами и пожеланиями для других для школьников в первом классе существует и статистически значима.
Для четвертого класса.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
