Статья:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гранкина Е.А. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 23(332). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/332/175031 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ

Гранкина Елена Андреевна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Холодкова Ольга Геннадьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В результате исследования по трем методикам были получены следующие результаты.

  1. «Идеальный человек» (по Колмогоровой Л.С.)

Для исследуемых младших школьников первого класса наиболее типичным является выделение на первое место типа «Гуманист» (159 б.). На втором месте, в среднем, располагается тип «Гедонист» (157 б.), на 3 месте - «Гуманоид» (74 б.), далее – «Труженик» (60 б.), «Воин» (36 б.), «Спортсмен» (32 б.), «Робот» (27 б.), «Волшебник» (18 б.).

В таблице 2 представлены результаты исследования в процентах от общей численности детей.

Таблица 1.

Идеалы младших школьников в нашем исследовании

Идеал

Доля в %, первый класс

Доля в %, четвертый класс

Гуманист

21

22

Гедонист

19

21

Гуманоид

14

15

Труженик

11

23

Воин

9

4

Спортсмен

8

9

Робот

6

4

Волшебник

12

2

 

Проанализируем полученные результаты. Исходя из описания типов ценностей и идеалов, «гуманоид» – это человек, обладающий сверхчеловеческими способностями, а «волшебник» – превращает, умеет исполнять любые желания. Мы считаем, что это обусловлено тем, что у первоклассников в связи со сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, вышеперечисленные признаки идеального человека являются малозначимыми.

Тип «гуманист» имеет наибольшее количество выборов. В беседе дети называют такие характеристики идеального человека: «всегда помогает людям, никого не обижает», «добрый», «умный», «плохим людям не дает красть сотовые телефоны». В целом результаты также говорят о том, что понятия «идеал», «совершенство» еще не являются внутренне целостными, непротиворечивыми и глубоко осмысленными образованиями для детей данного возраста, но, с другой стороны, дети способны оперировать этими понятиями и расставлять их для себя в качестве определенных приоритетов, ценностей-идеалов.

В то же время в четвертом классе наблюдается динамика ценностей. Резко выросла доля детей с идеалом «труженик» (с 11% до 23%), что видимо объясняется моральным развитием детей, у которых по мере решения учебных проблем формируются качества настойчивости, целеустремленности, они привыкают к систематическому труду. Упала доля детей с идеалом «волшебник» (с 12% до 2%), так как дети привыкают к тому, что преодоление трудностей требует реальных усилий.

 

Рисунок 1. Желания «для родных и близких» по методике «Цветик - семицветик» И.М. Витковской, первый клас.

 

Пожелания «для всех людей» показали, что дети называют в первую очередь здоровье и счастье. Показательно, что богатство и процветание, то есть материальные ценности, для младших школьников не являются главными (Рис. 5).

 

Рисунок 2. Желания «для всех людей» по методике «Цветик - Семицветик» И.М. Витковской, первый класс

 

Таким образом, самыми значимыми для младших школьников являются желания общечеловеческие, связанные с благом не только для себя, но и для других людей – сверстников, родных и близких, а также всех вообще. Нравственные понятия школьников основываются на реальном жизненном опыте детей: взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи, общении со сверстниками и учителями в школе, осмыслении собственных поступков и поступков литературных героев. Итак, по сравнению с первым классом ученики четвертого класса меньше желают всем людям здоровья (76% и 55%), но гораздо больше – богатства (16% и 23%), остальные желания существенно не изменились. Проведем корреляционный анализ по критерию Спирмена (https://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/).

Для первого класса.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

33

8

21

8

0

0

2

30

7

19

7

0

0

3

13

5

14

6

-1

1

4

13

5

11

4

1

1

5

13

5

9

3

2

4

6

6

3

8

2

1

1

7

3

1.5

6

1

0.5

0.25

8

3

1.5

12

5

-3.5

12.25

Суммы

 

36

 

36

0

19.5

 

 

Результат: rs = 0.768

Критические значения для N = 8

N

p

0.05

0.01

8

0.72

0.88

 

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Таким образом, положительная корреляция между идеалами и пожеланиями для других для школьников в первом классе существует и статистически значима.

Для четвертого класса.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

 

Список литературы:
1. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11950 49739&archive=1195938639&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2020