Статья:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шеметова Ю.В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 23(332). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/332/175146 (дата обращения: 03.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шеметова Юлия Вячеславовна
магистрант, Казанский (приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Статья посвящена анализу законодательной базы, регулирующей цифровую религиозную деятельность в Российской Федерации. В работе рассматриваются основные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы свободы совести и вероисповедания, информации, информационных технологий, защиты персональных данных, противодействия экстремизму и другим аспектам, связанным с функционированием религиозных организаций в цифровом пространстве. Анализируются ключевые положения данных документов, выявляются существующие проблемы и пробелы в правовом регулировании, а также оценивается соответствие российского законодательства международным стандартам. Особое внимание уделяется вопросам защиты персональных данных верующих, борьбе с распространением экстремистского контента и обеспечению кибербезопасности онлайн-ресурсов религиозных организаций.

 

Ключевые слова: Цифровизация религии, религиозная деятельность, законодательство, свобода совести, персональные данные, экстремизм, кибербезопасность, онлайн-ресурсы, правовое регулирование.

 

Цифровое пространство становится неотъемлемой частью современной социокультурной реальности, что влечет за собой необходимость адаптации и ретрансляции традиционных институтов, включая религиозные организации, в онлайн-среде. Представительство религиозных организаций в цифровом пространстве принимает две основные формы: официальную и неофициальную.

Официальное представительство подразумевает наличие институционально утвержденных каналов коммуникации, таких как веб-сайты, аккаунты в социальных сетях, онлайн-трансляции богослужений и официальные заявления. Эти платформы, как правило, контролируются религиозными организациями и используются для распространения доктринальных положений, организации религиозной жизни и взаимодействия с прихожанами. Примером может служить официальный сайт Русской Православной Церкви (patriarchia.ru), где публикуются новости, заявления, документы и материалы, отражающие позицию РПЦ по различным вопросам. 

Неофициальное представительство, напротив, возникает спонтанно и осуществляется отдельными верующими, религиозными активистами или группами, не всегда напрямую связанными с официальными структурами. Это могут быть блоги, форумы, дискуссионные площадки в социальных сетях, где обсуждаются религиозные вопросы, интерпретируются доктрины и выражается личное мнение о религиозных течениях. Неофициальное представительство часто характеризуется большей свободой выражения и может включать критику официальной позиции религиозных организаций или альтернативные интерпретации вероучения.

Взаимодействие официального и неофициального представительств в цифровом пространстве формирует сложную и многогранную картину религиозной жизни в интернете, создавая новые возможности для диалога и обмена мнениями, но также порождая потенциальные конфликты и разногласия.

Правовое регулирование деятельности религиозных организаций, функционирующих в цифровой среде, основывается на общем законодательстве Российской Федерации, применимом ко всем юридическим лицам, и на специфических нормах, учитывающих конфессиональные особенности.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – ФЗ № 125) религиозным организациям право на распространение информации о своем вероучении, религиозном образовании и деятельности через любые законные средства массовой информации, включая интернет (ст. 3 ФЗ № 125). Осуществление данной деятельности, однако, подлежит ограничениям, установленным законодательством, например, в части запрета на распространение экстремистских материалов (Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует вопросы создания и использования сайтов, доменных имен и контента, размещаемого в сети интернет. Религиозная организация, как юридическое лицо, несет ответственность за нарушение авторских прав, клевету и другие правонарушения, совершенные посредством интернет-ресурсов (ст. 152 ГК РФ).

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет порядок обработки персональных данных граждан, если таковая обработка осуществляется посредством интернет-ресурсов. Несоблюдение требований законодательства о защите персональных данных влечет административную ответственность (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 13.11).

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает общие требования к распространению информации в сети интернет, включая обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации, уважения прав и законных интересов граждан и организаций. Религиозные организации, как субъект информационных отношений, обязаны обеспечивать достоверность и законность распространяемой информации, а также принимать меры по предотвращению распространения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (ст. 10 ФЗ № 149).

Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» определяются категории сведений, составляющих конфиденциальную информацию. В контексте деятельности религиозных организаций в интернете, данное положение может иметь значение при обработке и распространении информации, касающейся, например, личной жизни священнослужителей или внутренней деятельности религиозных организаций, если такая информация отнесена к категории конфиденциальной в соответствии с внутренними установлениями организации и не противоречит действующему законодательству.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, включая интернет-ресурсы. Религиозные организации, при обработке персональных данных прихожан посредством своих интернет-ресурсов, обязаны обеспечивать соответствие своей информационной системы требованиям данного постановления, включая применение необходимых технических и организационных мер защиты.

Правоприменительная практика в отношении деятельности религиозных организаций в интернете пока не сформирована в полной мере, однако, анализ судебных решений и административных дел показывает, что основными нарушениями, выявляемыми в отношении религиозных организаций в сети интернет, являются нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, авторских правах и защите персональных данных. Предупреждение подобных нарушений требует от религиозных организаций усиления контроля за содержанием и законностью информации, распространяемой через свои интернет-ресурсы, а также обеспечения соответствия своей деятельности требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 11.06.2021). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4465.
3. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 13.07.2015). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 24.07.2023). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 06.02.2023). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3451.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (ред. от 29.06.2023). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 45. – Ст. 6244.