Статья:

Исследование региональных объектов требующих реконструкции и восстановления систем водоснабжения, их правовое обоснование

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Воронов Г.Е. Исследование региональных объектов требующих реконструкции и восстановления систем водоснабжения, их правовое обоснование // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(38).pdf (дата обращения: 07.02.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование региональных объектов требующих реконструкции и восстановления систем водоснабжения, их правовое обоснование

Воронов Глеб Евгеньевич
магистрант, Юридический институт, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье автор рассматривает правовые вопросы в сфере экологической безопасности, а в частности в сфере обращения с жидкими отходами производства и потребления и водоснабжением территорий Красноярского края.

 

Ключевые слова: право, российское законодательство, экология, жидкие отходы, сточные воды, водоотведение, муниципальные районы.

 

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Росстат) [15] использование мощности очистных сооружений канализации Красноярского края в процентах от общей установленной производственной мощности составляет 54 %.

Канализационные очистные сооружения, осуществляющие очистку сточных вод, в большинстве населенных пунктов эксплуатируются в течение 20 - 30 лет без проведения реконструкции, представлены механизированными комплексами биологической очистки стоков, в основе которых лежат морально устаревшие технологии, конструкции и элементы, не обеспечивающие необходимую степень очистки в соответствии с требованием действующего санитарно-эпидемиологического законодательства [13]

В районах Красноярского края, где всё таки действует система канализации, так называемых - канализованных районах, с целью улучшения санитарного состояния территорий и предотвращения попадания неочищенных сточных вод на рельеф планируется реконструкция части канализационных очистных сооружений, а также замены части канализационных коллекторов [16].

Также в Красноярском крае действует Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», которое анализирует ситуацию с жидкими бытовыми отходами на территории края: «В отдельных муниципальных образованиях действующие комплексы очистных сооружений канализации не соответствуют техническим требованиям и подлежат полной модернизации (замене) с доведением качества очистки сточных вод до норм предельно допустимого сброса в водоемы. В сельских поселениях вследствие повышения комфортности проживания населения требуется строительство очистных сооружений канализации в целях утилизации жидких бытовых отходов и предотвращения загрязнения окружающей среды.» [13]

Этим же Постановление Правительства края разъясняется, что «в период 2010 - 2019 годов на территории Красноярского края построены очистные сооружения канализации в с. Лугавское Минусинского района, с. Шапкино Енисейского района, п. Березовский Березовского района, п. Балахта Балахтинского района и п. Ильичево Шушенского района, завершено строительство 2 очередей напорного канализационного коллектора протяженностью 2,15 км в две нитки в г. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, сбросного коллектора очищенных сточных вод протяженностью 0,7 км в г. Минусинске, напорного коллектора протяженностью 1 км в г. Лесосибирске и п. Миндерла Сухобузимского района протяженностью 2,35 км, разработана проектная документация на строительство локальных очистных сооружений канализации для сельских населенных пунктов с. Новоселово Новоселовского района, с. Подтесово Енисейского района, с. Шалинское и п. Первоманск Манского района, с. Краснотуранск Краснотуранского района.

Отмечено, что на реализацию мероприятий по строительству очистных сооружений канализации необходимы значительные финансовые затраты. Реализация мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту отдельных элементов системы водоотведения не приведет к существенному изменению показателей очистки сточных вод.» [13] Как видим, в данном документе термин «сточные воды» подразумевает в своём составе в том числе и «жидкие бытовые отходы».

Аналитические данные по точечному исследованию региональных объектов требующих реконструкции и восстановления систем водоснабжения отображены в таблице по генеральному плану очистки территорий: «Генеральные схемы очистки территории» [6] Института прикладной экологии и гигиены (г. Санкт-Петербурга).

Данное исследование должно было охватить все муниципальные районы Красноярского края и в дальнейшем применятся, как инструкция к действию по изменению и улучшению ситуации, связанной с жидкими отходами на территории Красноярского края, но тем не менее наблюдается исследование только части населённых пунктов Красноярского края.

Под исследование попали следующие районы и города Красноярского края Ачинск, Боготол, Дивногорск, Железногорск, Зеленогрск, Канск, Красноярск, Назарово, Сосновоборск, Бирилюсский район, Емельяновский район, Канский район, Козульский район, Нижнеингашский район, Новоселовский район, Партизанский район, Рыбинский район, Саянский район, Cухобузимский район, Ужурский  район, Шарыповский  район.

Красноярский край в настоящее время располагает на своей территории 44 муниципальных района [12], исследованию подлежали лишь 12 из них, а 32 муниципальных района края так и остались не охваченных выше указанным исследованием. С чем связан выбор определённых районов края и почему остальные были исключены из исследования неизвестно.  

При этом сами исследования носят частичный анализ определённых населённых пунктов районов, нет анализа общей картины по всему району и каждому отдельно взятому городскому посёлку, селу, посёлку, деревне.

Кроме того, на территории Красноярского края принято Постановление Правительства Красноярского края от 31.07.2019 № 410-п «Об утверждении региональной программы «Чистая вода» на 2019 - 2024 годы», котором обозначены цели и задачи программы, а именно: «цель программы - развитие и модернизация объектов водоснабжения, повышение качества питьевой воды для населения Красноярского края. Задачи программы: модернизация объектов водоснабжения Красноярского края, в том числе в сельских поселениях; повышение качества питьевой воды посредством модернизации объектов водоснабжения с использованием перспективных технологий» [14].

Считаю, что эти два проекта непосредственно связаны друг с другом. Так как состояние питьевой воды тесно связано с состоянием поверхностных и подземных водоисточников, обеспечивающих населённые пункты централизованным водоснабжением и зависящих в том числе от уже существующих очистных сооружений канализации и обеззараживанием сточных вод, в том числе и в сети канализации. Качество данных очистных сооружений должно включать в себя полное прекращение сброса недостаточно очищенных сточных вод и предотвращение возможного негативного воздействия на систему водоснабжения.

 

Список литературы:
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
3. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
4. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 10.02.1997 № 155 (ред. от 01.02.2005).
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 29.07.2013 № 644 (ред. от 30.12.2013).
7. Нормы накопления бытовых отбросов утверждены приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 18 января 1971 г. № 20.
8. Указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно- территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982.
9. Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
10. Приказ Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» от 27.12.2011 № 613 (ред. от 17.03.2014).
11. Приказ Росприроднадзора «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» от 18.07.2014 № 445.
12. Закон Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4763 (ред. от 19.11.2020) «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края».
13. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п (ред. от 12.08.2014) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности».
14. Постановление Правительства Красноярского края от 31.07.2019
 № 410-п (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении региональной программы «Чистая вода» на 2019 - 2024 годы».
15. Жилищное хозяйство в России. 2013: Стат. сб./ Росстат. - Ж72 M., 2013. – 286 c.
16. Красноярский край, Официальный портал. Концепция обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2023 года, в том числе на среднесрочный период 2014-2016 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.krskstate.ru/communal/water2023, свободный. – Загл. c экрана. – Яз. рус.