Статья:

Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Михин А.С. Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации

Михин Александр Сергеевич
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал, РФ, г. Липецк

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем правового регулирования предпринимательской деятельности, в особенности сферы малого и среднего предпринимательства. Указаны причины правового характера, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в стране, представлены направления правового регулирования предпринимательства, которые могут смягчить негативную нагрузку на бизнес.

Актуальность данной темы очевидна. В свете постоянно меняющихся экономических отношений государству необходимо выстроить четкую социально-экономическую политику, которая бы обеспечивала рост и развитие предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин сказал, что частная собственность и свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм. В этой связи представляется важным исследование и изучение данной темы именно в контексте свободы экономической деятельности, как базового конституционного принципа.

К сожалению, полного отражения наметившихся несколько лет назад тенденций в реализации государственной политики мы не находим. Проблемой представляется то, что государство не определилось в модели поведения в отношении бизнеса: от тотального контроля до полного саморегулирования.

В научно-правовой литературе довольно широко освещены вопросы, связанные с деятельностью субъектов предпринимательства и ролью государства в регулировании этой деятельности.

Международный опыт показывает, что административное регулирование является исключительной мерой государственного вмешательства в экономику и используется в случаях, когда другие методы контроля демонстрируют неэффективность [3].

В России сфера применения административного регулирования остается все еще довольно широкой. Содержание государственною регулирования предпринимательской деятельности определяется во многом той политикой, которую ведет государство по отношению к экономической системе.

Одним из негативных факторов, сдерживающие развитие эффективного правового регулирования предпринимательской деятельности является большое количество органов государственной власти, имеющие порой дублирующие полномочия.

Так, Правительство Российской Федерации в целях государственного регулирования экономики осуществляет функции по прогнозированию и планированию. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет «функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса» [5].

Полномочиями органов государственной власти субъектов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства выступают, например, участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе [...], а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Также необходимо обратиться к институту уполномоченного по правам (омбудсмен). Впервые должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей была основана Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года №879. Для закрепления правового статуса бизнес-омбудсмена был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [6]. На основании ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона, «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите нрав предпринимателей и его рабочий аппарат обеспечивают гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных нрав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Кроме того Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. №287 «О мерах по дальнейшему развитию малою и среднего предпринимательства» [4] была наделена широкими полномочиями «Федеральная корпорация по развитию малого и среднею предпринимательства».

Основная проблема правового регулирования состоит в том, «по совокупность предпринимательских отношений постоянно развивается, таким образом, возникают их новые разновидности, а тем временем право не всегда успевает адекватно отразить особенности, присущие таким отношениям [1]. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров. Правовое регулирование предпринимательства в России не может носить четкого, детального характера, в связи с тем, что статус предпринимателя и контроль, который на него распространяется, предоставляет больше публичного нормирования, нежели частного в отношениях с другими участниками и государством.

Итак, выделим ряд основных проблем, негативно отражающихся на взаимоотношениях государства и бизнеса, которые требуют особого внимания в сфере правового регулирования на современном этапе:

· отсутствие единого перечня контрольно-надзорных функции, реализуемых в различных рамках государственного управления;

· отсутствие четкости в распределении функций контроля между определенными федеральными органами исполнительной власти;

· отсутствие распределения контрольно-надзорных полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

· избыточность контрольно-надзорных полномочий органов власти.

Кроме того существует множество видов административных барьеров и причин, обусловливающих их существование. На основе информационно-аналитических материалов регионального агентства поддержки предпринимательства можно выделить следующие виды административных барьеров:

1.  Проблемы при регистрации субъектов малого предпринимательства (постановка на учет в МФНС).

2.  Ограничение доступа к земельным и имущественным ресурсам.

3.  Препятствия при размещении наружной рекламы.

4.  Ужесточение государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства.

5.  Проблемы сдачи отчетности.

6.  Общие проблемы взаимодействия субъектов малого предпринимательства с представителями органов государственной власти и местного самоуправления [2].

В связи с этим можно согласиться со следующими направлениями правового регулирования предпринимательства, которые могут смягчить негативную нагрузку на бизнес:

· соблюдение прав предпринимателей в антимонопольной сфере, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд;

· соблюдение прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля;

· исполнение законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства [7].

Таким образом, мы можем утверждать, что нынешнее состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации в процессе создания рычагов правового влияния государства на бизнес. Необходимо, чтоб эти процессы обеспечивали повышение общей конкурентоспособности, а также улучшали климат для ведения бизнеса.

 

Список литературы:
1. Биккинин И.А. Проблемы государственного управления в сфере противодействия преступности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – № 1 (9). – С. 16–20.
2. Гилина Т.Г. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и меры снижения. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/risk-vliyaniya-administrativnyh-bariero... (дата обращения: 01.05.2017).
3. Коломак Е.В. Субфедеральное административное регулирование: теория и российская практика. – URL: http://ecsocman.hse.ru/text/23448001/ (дата обращения: 01.05.2017).
4. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: указ Президента РФ от 05.06.2015 г. № 287 // Российская газета. – 2015. – № 123.
5. О Министерстве экономического развития РФ: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 (в ред. от 14.04.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 24. – Ст. 2867.
6. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 19. – Ст. 2305.
7. Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. – 2011. – № 4. – С. 20–24.