Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации
Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем правового регулирования предпринимательской деятельности, в особенности сферы малого и среднего предпринимательства. Указаны причины правового характера, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в стране, представлены направления правового регулирования предпринимательства, которые могут смягчить негативную нагрузку на бизнес.
Актуальность данной темы очевидна. В свете постоянно меняющихся экономических отношений государству необходимо выстроить четкую социально-экономическую политику, которая бы обеспечивала рост и развитие предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин сказал, что частная собственность и свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм. В этой связи представляется важным исследование и изучение данной темы именно в контексте свободы экономической деятельности, как базового конституционного принципа.
К сожалению, полного отражения наметившихся несколько лет назад тенденций в реализации государственной политики мы не находим. Проблемой представляется то, что государство не определилось в модели поведения в отношении бизнеса: от тотального контроля до полного саморегулирования.
В научно-правовой литературе довольно широко освещены вопросы, связанные с деятельностью субъектов предпринимательства и ролью государства в регулировании этой деятельности.
Международный опыт показывает, что административное регулирование является исключительной мерой государственного вмешательства в экономику и используется в случаях, когда другие методы контроля демонстрируют неэффективность [3].
В России сфера применения административного регулирования остается все еще довольно широкой. Содержание государственною регулирования предпринимательской деятельности определяется во многом той политикой, которую ведет государство по отношению к экономической системе.
Одним из негативных факторов, сдерживающие развитие эффективного правового регулирования предпринимательской деятельности является большое количество органов государственной власти, имеющие порой дублирующие полномочия.
Так, Правительство Российской Федерации в целях государственного регулирования экономики осуществляет функции по прогнозированию и планированию. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет «функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса» [5].
Полномочиями органов государственной власти субъектов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства выступают, например, участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе [...], а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Также необходимо обратиться к институту уполномоченного по правам (омбудсмен). Впервые должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей была основана Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года №879. Для закрепления правового статуса бизнес-омбудсмена был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [6]. На основании ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона, «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите нрав предпринимателей и его рабочий аппарат обеспечивают гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных нрав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами».
Кроме того Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. №287 «О мерах по дальнейшему развитию малою и среднего предпринимательства» [4] была наделена широкими полномочиями «Федеральная корпорация по развитию малого и среднею предпринимательства».
Основная проблема правового регулирования состоит в том, «по совокупность предпринимательских отношений постоянно развивается, таким образом, возникают их новые разновидности, а тем временем право не всегда успевает адекватно отразить особенности, присущие таким отношениям [1]. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров. Правовое регулирование предпринимательства в России не может носить четкого, детального характера, в связи с тем, что статус предпринимателя и контроль, который на него распространяется, предоставляет больше публичного нормирования, нежели частного в отношениях с другими участниками и государством.
Итак, выделим ряд основных проблем, негативно отражающихся на взаимоотношениях государства и бизнеса, которые требуют особого внимания в сфере правового регулирования на современном этапе:
· отсутствие единого перечня контрольно-надзорных функции, реализуемых в различных рамках государственного управления;
· отсутствие четкости в распределении функций контроля между определенными федеральными органами исполнительной власти;
· отсутствие распределения контрольно-надзорных полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
· избыточность контрольно-надзорных полномочий органов власти.
Кроме того существует множество видов административных барьеров и причин, обусловливающих их существование. На основе информационно-аналитических материалов регионального агентства поддержки предпринимательства можно выделить следующие виды административных барьеров:
1. Проблемы при регистрации субъектов малого предпринимательства (постановка на учет в МФНС).
2. Ограничение доступа к земельным и имущественным ресурсам.
3. Препятствия при размещении наружной рекламы.
4. Ужесточение государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства.
5. Проблемы сдачи отчетности.
6. Общие проблемы взаимодействия субъектов малого предпринимательства с представителями органов государственной власти и местного самоуправления [2].
В связи с этим можно согласиться со следующими направлениями правового регулирования предпринимательства, которые могут смягчить негативную нагрузку на бизнес:
· соблюдение прав предпринимателей в антимонопольной сфере, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд;
· соблюдение прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля;
· исполнение законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства [7].
Таким образом, мы можем утверждать, что нынешнее состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации в процессе создания рычагов правового влияния государства на бизнес. Необходимо, чтоб эти процессы обеспечивали повышение общей конкурентоспособности, а также улучшали климат для ведения бизнеса.