Статья:

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Макаревич Д.А. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 23(332). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/332/175231 (дата обращения: 03.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Макаревич Дарья Алексеевна
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Институт определения страны происхождения товаров (СПТ) приобрел ключевое значение в современных условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Его роль выходит далеко за рамки технической таможенной процедуры, становясь важнейшим инструментом торговой политики, обеспечения экономического суверенитета и национальной безопасности государств-членов Союза. Формирование ЕАЭС, расширение сети преференциальных торговых соглашений и зон свободной торговли (ЗСТ), а также обострение геополитической обстановки, выразившееся во введении Россией и другими странами ЕАЭС контрсанкций в ответ на действия «недружественных» государств, многократно повысили значимость точного и достоверного установления происхождения товаров. Определение СПТ является основополагающим для применения тарифных (ставки ввозных пошлин, тарифные преференции) и нетарифных мер регулирования (квоты, запреты, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), ведения статистики внешней торговли, осуществления государственных закупок и соблюдения требований к маркировке. В условиях санкционного давления риски трансграничной переадресации товаров из недружественных стран через третьи государства для обхода запретов делают совершенствование механизмов подтверждения подлинного происхождения критически важной задачей.

Международно-правовое регулирование определения СПТ базируется на универсальных международных договоров, таких как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) [3] и Соглашение по правилам происхождения ВТО [19], а также на региональных соглашениях в рамках ЕАЭС и СНГ.

Киотская конвенция закрепляет базовые принципы, определяя СПТ как страну, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке, придавшей ему его существенные характеристики [3].

В практике ЕАЭС и международной торговле применяются три основных критерия для установления СПТ, особенно когда в производстве участвуют несколько стран:

  1. Критерий изменения товарной классификации (переработка): товар считается происходящим из страны, где в результате переработки изменился его классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) как минимум на уровне первых четырех знаков. Например, производство мебели (код 9401) из импортных досок (код 4407) в стране А позволяет считать СПТ страну А.
  2. Критерий адвалорной доли (процентное содержание): стоимость использованных иностранных материалов не должна превышать установленного процента от цены конечного продукта на условиях EXW («франко-завод»). Для товаров из развивающихся стран-пользователей системы преференций ЕАЭС этот порог составляет 50%, для наименее развитых стран предусмотрено поэтапное увеличение лимита (до 60% к 2025 г.) [9]. Расчет адвалорной доли строго регламентирован [7].
  3. Критерий полного производства: к товарам, полностью произведенным в конкретной стране, относятся полезные ископаемые, добытые на ее территории; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная; животные, рожденные и выращенные, и продукция от них; продукция охоты, рыболовства и морского промысла, добытая ее судами; вторичное сырье и отходы, полученные на ее территории; продукция, произведенная в открытом космосе на ее космических объектах, а также товары, изготовленные исключительно из вышеперечисленного [3].

Киотская конвенция и Соглашение о правилах происхождения в СНГ [12] также содержат перечень операций, которые не считаются достаточной переработкой (например, простые сборочные операции, обеспечение сохранности при транспортировке, смешение без изменения характеристик, переупаковка).

Правовое регулирование в ЕАЭС осуществляется Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [21], Договором о ЕАЭС [2], а также решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), утверждающими конкретные правила определения происхождения для разных режимов торговли (непреференциальные правила [10], правила для развивающихся и наименее развитых стран [9], правила в рамках соглашений о ЗСТ, например, с Вьетнамом [20], Сербией [18], Ираном [1] и в СНГ [12]). Наличие различных правил (особенно сохраняющееся применение Правил 1993 г. для торговли с Узбекистаном и Туркменистаном при действующих Правилах 2009 г. для других стран СНГ) создает сложности для участников ВЭД и таможенных органов.

Подтверждение заявленной СПТ является обязательным условием для применения мер, зависящих от происхождения. В качестве основных документов, удостоверяющих СПТ, выступают декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара.

Декларация – это заявление о СПТ, сделанное непосредственно производителем, поставщиком, экспортером или отправителем в коммерческих или товаросопроводительных документах, таких как счет-фактура, спецификация, упаковочный лист или CMR. Для товарных партий стоимостью до 5000 евро такая декларация часто признается достаточным подтверждением для предоставления преференций даже в непреференциальной торговле [21] [22, с. 149].

Сертификат же является официальным документом, выдаваемым уполномоченным органом страны происхождения или экспорта (в РФ эту функцию выполняют Торгово-промышленные палаты) [22, с. 150]. Выбор конкретной формы сертификата строго регламентирован в зависимости от цели (преференциальный/непреференциальный режим) и страны происхождения.

Таблица 1.

Ключевые формы сертификатов СПТ

Форма

Режим

Применение

А

Преференции

Товары из развивающихся/наименее развитых стран [9]

СТ-1

Преференции

Товары из стран СНГ [12]

СТ-2

Преференции

Товары из Сербии [18]

EAV

Преференции

Товары из Вьетнама [20]

Общая

НЕпреференции

Для всех иных стран/целей
Обязательно: отметка «для непреференциальных целей»

 

Практика применения этих документов выявила ряд серьезных проблем.

Во-первых, нарушения при оформлении и заполнении сертификатов являются частой причиной отказа в преференциях или признания происхождения неподтвержденным. Суды строго трактуют формальные требования: отсутствие обязательной отметки «для непреференциальных целей» на сертификате общей формы [17], несоответствие подписи/печати образцам в Реестре национальной системы преференций (РНСП) [13], расхождения в описании товара или весовых характеристиках между сертификатом и декларацией [16], отсутствие реквизитов документов о происхождении компонентов – все это служит основанием для непризнания документа.

Во-вторых, актуальна проблема фальсификации сертификатов и представления недостоверных сведений для получения необоснованных тарифных льгот или обхода ограничений.

В-третьих, сохраняется разнообразие форм сертификатов и требований к их оформлению в разных странах и по разным соглашениям, что затрудняет работу таможенных органов и декларантов.

В-четвертых, несмотря на развитие электронного декларирования, необходимость предоставления оригиналов бумажных сертификатов остается существенным неудобством и тормозит цифровизацию таможенных процессов. Создание единой электронной системы сертификации ЕАЭС с доступом таможенных органов к данным о выданных сертификатах видится важным шагом вперед.

Пятая проблема – сложность верификации подлинности сертификатов, особенно из стран с которыми нет устойчивых каналов административного сотрудничества. Запросы таможенных органов часто остаются без ответа по истечении установленного 6-месячного срока, однако судебная практика не всегда однозначно трактует последствия такого молчания [15].

Шестая проблема касается соблюдения условий предоставления преференций: помимо происхождения, для получения тарифных льгот часто требуется соблюдение условий прямой поставки и непосредственной закупки у резидента страны-пользователя системы преференций. Нарушение любого из этих условий (например, приобретение товара китайского происхождения у компании, зарегистрированной в Гонконге, который является отдельным субъектом преференций) ведет к правомерному отказу в преференции [14].

Таблица 2.

Влияние СПТ на размер ввозной таможенной пошлины в ЕАЭС

Категория происхождения товара

Статус страны / Режим

 

Применяемая ставка ввозной таможенной пошлины

Особые условия

Страны с РНБ

Страны, пользующиеся РНБ

Базовые ставки ЕТТ ЕАЭС

Страны без РНБ

Страны, не пользующиеся РНБ

Ставки ЕТТ ЕАЭС, увеличенные в 2 раза

Страны — пользователи системы преференций ЕАЭС:

Наименее развитые страны (48 стран) [11]

Нулевая ставка (0% от базовой ставки ЕТТ ЕАЭС)

Предоставляется в рамках Единой системы тарифных преференций ЕАЭС

Развивающиеся страны (29 стран) [11]

75% от базовой ставки ЕТТ ЕАЭС

Страны — участники Соглашений о ЗСТ

Страны, с которыми у ЕАЭС действует Соглашение о ЗСТ (например, Вьетнам, Сербия, страны СНГ)

Ставки, предусмотренные конкретным Соглашением

Условия определяются соответствующим международным договором

Товары с неустановленным происхождением

Происхождение товара не подтверждено или не установлено

Ставки ЕТТ ЕАЭС, как для стран с РНБ

Могут применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины по максимальным ставкам, установленным для аналогичных товаров

 

Современный геополитический контекст, связанный с введением Россией специальных экономических мер (контрсанкций) на основании Указов Президента РФ [4] [5] [6] и Распоряжения Правительства РФ [8], запрещающих или ограничивающих ввоз широкого перечня товаров из «недружественных» стран, придал проблеме определения СПТ новое, стратегическое измерение и выявил специфические вызовы.

Одной из ключевых проблем стали массовые попытки обхода санкций через реэкспортные схемы («транзитное переназначение»), когда товары, фактически произведенные в недружественной стране (например, ЕС, США), ввозятся в дружественную третью страну (например, Казахстан, Армению, Киргизию, Китай, Турцию), где подвергаются минимальной, недостаточной переработке или просто переупаковываются; после этого они получают новый сертификат происхождения этой третьей страны и ввозятся на территорию ЕАЭС как «дружественные», что требует углубленного анализа цепочек поставок и надежных механизмов верификации.

Параллельно возникла серьезная проблема «гибридных товаров». Для сложной продукции (машиностроение, электроника, фармацевтика), компоненты которой произведены в разных странах, включая недружественные, формальное применение критериев достаточной переработки (например, изменение кода ТН ВЭД) может позволить считать СПТ дружественную страну сборки, даже если критически важные компоненты происходят из недружественной страны. При этом санкционное законодательство часто не дает четких критериев для оценки «доли» недружественного происхождения в таких товарах.

Усугубляет ситуацию правовая неопределенность в оценке «достаточной переработки» для целей санкций, поскольку действующие правила определения СПТ в ЕАЭС не были изначально адаптированы под задачи санкционного контроля. Толкование критериев в условиях запретов требует повышенной тщательности, что увеличивает сроки таможенного оформления и административную нагрузку, а также создает риски ошибочных решений.

Эти сложности напрямую влекут за собой значительные экономические издержки для бизнеса, так как российским компаниям, зависящим от импортных комплектующих из недружественных стран, приходится экстренно перестраивать цепочки поставок, что ведет к росту издержек, сбоям в производстве и вынужденному поиску новых, часто менее технологичных, источников.

Кроме того, применение национальных ограничений, основанных на СПТ, порождает международно-правовые коллизии, потенциально вступая в противоречие с нормами ВТО (например, принципами РНБ – ст. I ГАТТ, национального режима – ст. III ГАТТ), хотя ссылка на исключения по национальной безопасности (ст. XXI ГАТТ) остается предметом споров.

Совокупность этих взаимосвязанных вызовов – обход санкций через реэкспорт, трудности с гибридными товарами, правовая неопределенность, экономические издержки и международно-правовые коллизии – требует не просто технических корректировок, а системного пересмотра подходов к контролю за происхождением товаров в условиях новой реальности.

Для повышения эффективности, прозрачности и надежности института определения СПТ в ЕАЭС, особенно в свете современных вызовов, предлагается комплекс взаимосвязанных мер.

Основополагающим направлением является унификация и гармонизация правил, включающая актуализацию и сближение правил определения СПТ в рамках Союза (в частности, полный переход на Правила 2009 года для всей торговли в СНГ), а также их гармонизацию с лучшими международными практиками, сопровождаемую актуализацией Перечней стран-пользователей системы тарифных преференций.

Ключевым элементом модернизации должно стать развитие электронного документооборота и систем контроля через создание и внедрение единой электронной системы сертификации происхождения товаров в ЕАЭС, интегрированной с таможенными органами. Это позволит отказаться от бумажных оригиналов, ускорить проверку подлинности сертификатов и данных в них, повысить прозрачность, а также развить систему электронного межведомственного взаимодействия для автоматического получения необходимых данных.

Параллельно необходимо ужесточение требований к подтверждению происхождения и контроль цепочек поставок, подразумевающее внедрение превентивного контроля сложных цепочек, особенно для товаров «группы риска» и критического импорта, разработку и законодательное закрепление более строгих критериев и процедур подтверждения СПТ для санкционных товаров, включая требования к подтверждению происхождения компонентов для «гибридных» товаров.

Существенной мерой для поддержки импортозамещения является совершенствование критериев «достаточной переработки», которое должно включать разработку отраслевых требований к производству в РФ/ЕАЭС для признания товара отечественным, а именно: поэтапное установление минимальной доли стоимости российских/евразийских материалов и компонентов в конечном продукте (например, доведение до 70-80% в перспективе для ключевых отраслей) и закрепление перечня обязательных технологических операций, которые должны выполняться на территории РФ/ЕАЭС для определенных категорий товаров. Это стимулирует локализацию и снижение зависимости от импорта.

Для повышения предсказуемости для экспортеров требуется оптимизация работы ТПП и экспертиз через внесение изменений в систему стандартизации Торгово-промышленной палаты РФ, уточнение порядка проведения экспертиз для определения СПТ (на контракт, партию, производство), разработку четких методик расчета адвалорной доли и Приказа, регламентирующего допустимую долю иностранных компонентов для экспорта в конкретные страны/регионы. 

Не менее важны повышение квалификации персонала и налаживание межведомственного взаимодействия. Необходимо усилить подготовку сотрудников таможенных органов, ТПП и экспертно-криминалистических служб по вопросам определения и контроля СПТ в условиях санкций, наладить эффективное взаимодействие между таможней, ТПП, правоохранительными органами и экспертно-криминалистическими службами для сокращения сроков экспертиз и расследований, а также развивать международное сотрудничество с таможенными службами дружественных стран для обмена информацией и лучшими практиками. 

Для обеспечения достоверности информации о происхождении предлагается использование современных методов маркировки и идентификации, таких как внедрение электронных или УФ-клейм, защищенных бумаг, специализированных красок, голограмм и других средств, затрудняющих подделку маркировки, особенно для отдельных категорий товаров (например, мясной продукции).

Наконец, повышению правовой определенности и ускорению таможенного оформления будет способствовать развитие практики предварительных решений о СПТ по запросу участников ВЭД до начала поставок.

Реализация этого комплекса мер направлена на создание устойчивой и адаптивной системы контроля происхождения товаров.

Определение страны происхождения товара – не рутинная таможенная формальность, а сложный и стратегически важный институт таможенного регулирования ЕАЭС. В современных условиях глобальной нестабильности и санкционного давления его роль в обеспечении экономической безопасности, защите внутреннего рынка и реализации торговой политики государств-членов Союза неизмеримо возросла. Анализ выявил устойчивые проблемы, присущие этому институту (сложность и разнообразие правил, формализм в требованиях к документам, риски фальсификации, недостатки в работе ТПП и верификации), которые усугубились новыми вызовами, порожденными контрсанкционной политикой (реэкспортные схемы обхода запретов, проблемы с «гибридными» товарами, правовая неопределенность). Успешное преодоление этих проблем требует комплексного подхода, включающего гармонизацию законодательства, цифровизацию процессов подтверждения происхождения, внедрение превентивного контроля цепочек поставок, разработку стимулирующих импортозамещение критериев «достаточной переработки», повышение квалификации кадров и укрепление межведомственного и международного сотрудничества. Предложенные меры направлены на создание более эффективного, прозрачного и защищенного от злоупотреблений механизма определения СПТ, что будет способствовать укреплению экономического суверенитета ЕАЭС, повышению доходов бюджетов государств-членов и созданию благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности в новых реалиях.

 

Список литературы:
1. Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны от 17.05.2018 // Евразийская экономическая комиссия. — URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/250/EAEU_Iran_rus.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 24.02.2025).
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (ред. от 26.06.1999) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 24.02.2025).
4. О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций: Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252 (ред. от 22.12.2022) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416210/ (дата обращения: 01.06.2025).
5. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (ред. от 15.11.2021) (с изм. от 18.09.2024) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/ (дата обращения: 01.06.2025).
6. О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций: Указ Президента РФ от 05.08.2022 № 520 (ред. от 19.03.2024) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_423851/ (дата обращения: 01.06.2025).
7. О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада: утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515 // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109690/ (дата обращения: 22.03.2025).
8. Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц: Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/ (дата обращения: 01.06.2025).
9. Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран: утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 14.05.2024) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302985/ (дата обращения: 24.02.2025).
10. Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров): утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (ред. от 26.01.2024) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302517/ (дата обращения: 24.02.2025).
11. Перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. — Текст: электронный // Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. — 2025. — URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/tariff_preferences.php (дата обращения: 26.04.2025).
12. Правила определения страны происхождения товаров: утв. решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24.09.1993 // Евразийская экономическая комиссия. — URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0cb/Pravila-opredeleniya-proiskhozhdeniya-tovarov-v-SNG-1993-_primenyayutsya-vo-vzaimnoy-torgovle-s-Respublikoy-Uzbekistan_.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
13. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2022 № Ф01-7240/2021 по делу № А43-33544/2020 // Арбитражный суд Волго-Вятского округа: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9345f45d-dc7a-4cae-9e26-c270c54e1e45/3b3c219f-8751-4c15-bd32-4928b9687413/A43-33544-2020_20220208_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.06.2025).
14. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.2022 № Ф03-6887/2021 по делу № А51-7210/2021 // Арбитражный суд Дальневосточного округа: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0a7567c9-996c-45a3-ae7a-36ccf1760d59/5ffbc188-e7df-46ea-a4a0-8821a9706ec3/A51-7210-2021_20220301_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.06.2025).
15. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.10.2024 № Ф03-4182/2024 по делу № А51-9784/2023 // Арбитражный суд Дальневосточного округа: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b891d1c3-7f5d-45bf-8855-4d54cc5e31c7/a39deb8c-4db2-458a-854b-0b241416d0af/A51-9784-2023_20241010_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.06.2025).
16. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2023 № Ф04-5056/2023 по делу № А45-37873/2022 // Арбитражный суд Западно-Сибирского округа: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/909898e6-723c-4860-bd73-ce0eb4ed52b5/f8d3149f-2196-4875-b52d-f0b2622c9414/A45-37873-2022_20231017_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.06.2025).
17. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 № 05АП-418/2024 по делу № А51-1744/2023 // Пятый арбитражный апелляционный суд: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/dfcbdf68-0404-47d7-89a9-f03b81398511/06a608fa-5061-4562-9fb6-b4ce50856173/A51-1744-2023_20240508_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.06.2025).
18. Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны от 25.10.2019 // Евразийская экономическая комиссия. — URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/702/EAEU-Serbia-FTA-_rus_1_.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
19. Соглашение по правилам происхождения от 15.04.1994 // СПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/4059967/ (дата обращения: 07.03.2025).
20. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015 // СПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/71175068/ (дата обращения: 07.03.2025).
21. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 24.02.2025).
22. Толмачева Т.А. Документальное подтверждение страны происхождения товара / Т.А. Толмачева // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей IX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.В. Емельянова. — Саратов, 2021. — С. 148-153.