Статья:

ПРОЦЕСС И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РАБОТНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тарасов В.В., Чубанов Н.А. ПРОЦЕСС И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РАБОТНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109326 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЦЕСС И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РАБОТНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Тарасов Виктор Васильевич
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Чубанов Никита Александрович
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель,

 

На территории Российской Федерации действует специализированный орган государственной власти – Следственный комитет Российской Федерации (Далее – СК РФ), основными целями деятельности которого являются: качественное и своевременное расследование преступлений, обеспечение соблюдения законодательства РФ при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлений и иных обращениях граждан, контроль за деятельностью подведомственных ему органов и должностных лиц, профилактика совершения преступлений, а также поддержание международного сотрудничества в пределах установленных законом полномочий[3].

На территории РФ в пределах регионов и округов устанавливаются региональные подразделения Следственного комитета РФ, получившие название Следственных управлений СК РФ (Далее – СУ СК РФ). На территории Саратовской области 15 января 2011 года был образован одноименный орган посредством издания Приказа Председателя СК РФ, в котором, в свою очередь, были утверждены его структура, штатная численность и перечень должностей[4]. Сформированный орган следует признать в качестве «флагмана» борьбы с преступностью, защиты интересов личности, общества и государства на территории вышеупомянутого региона.

Исходя из личных ощущений, отметим, что одним из важнейших факторов успешной и эффективной правоохранительной деятельности является должный уровень доверия населения. При правильном подходе к способам взаимодействия и кооперации с общественностью, профессиональная деятельность следственных органов приобретает социальную ценность, формирует каналы обратной связи с гражданами, а также приобретает в «союзники» многие институты гражданского права, в частности, различного рода коммерческие и некоммерческие организации и др. При этом доверие населения к должностным лицам и их профессиональной деятельности может строиться лишь путем полной открытости действий следственных органов, прозрачности их отчетности, соблюдения сотрудниками рассматриваемых органов закона, прав и интересов граждан. Иначе говоря, если приоритеты и политика деятельности следственных органов учитывает мнение граждан, согласовывает свои дальнейшие действия с потребностями общества, результатами проводимой политики на практике будет являться четкая и слаженная работа, позволяющая максимально эффективно решать задачи, стоящие перед Следственным комитетом РФ и подконтрольными ему Следственными управлениями по регионам.

Имидж, формируемый сотрудниками следственных органов, можно определить следующим образом: «это проектируемый, эмоционально окрашенный образ Следственного комитета, оказывающий психологическое влияние на определенные группы социального окружения»[2, с. 83-84]. К рассматриваемому вопросу законодатель подошел весьма серьезно, а потому, как правило, в каждом региональном отделении вводятся должности старших помощников (помощников) руководителей, в чьи обязанности входит взаимодействие упомянутых органов со средствами массовой информации (Далее – СМИ).

Данный шаг демонстрирует запуск процесса формирования положительного имиджа, который, как мы уже упоминали ранее, сам по себе является мощным инструментом обеспечения законности и правопорядка. Так, одним из первостепенных факторов имиджа Следственного комитета в обществе является общая информированность граждан о результативности его деятельности как в целом, так и по регионам РФ. Тем самым формируется позиция неотвратимости ответственности за совершенные деяния как и для потенциальных преступников, для которых указанные действия являются определенной профилактической мерой, так и для законопослушного населения, непосредственно обращающегося за защитой своих прав и интересов, и, зачастую, оказывающего непосильную помощь следственным органам в расследовании того или иного преступления.

Если говорить простыми словами, любой гражданин желает видеть в следователе своего защитника, уважающего его права и интересы. В данном случае указанное должностное лицо, как правило, рассматривается с двух сторон: с одной стороны, сотрудники следственных органов должны явить населению некий образ для подражания, обладать безупречной репутацией, грамотностью, вежливостью и т.д., с другой – не пытаться оторваться от населения, быть простым «выходцем из народа».

На данный момент существует множество способов формирования положительного имиджа следственных органов для населения. Среди них можно выделить: проведение пресс-конференций, интервью по «громким» уголовным делам, ведение официальных страниц в Глобальной сети «Интернет» с публикацией последних новостных известий, ведение личного приема граждан, посещение сотрудниками рассматриваемых органов образовательных и иных учреждений и т.д. Стоит отметить, что при осуществлении соответствующей деятельности должен соблюдаться принцип законности – т.е. строгого соблюдения сотрудниками следственных органов действующего законодательства, которое, в свою очередь, накладывает существенные ограничения на разглашение информации по уголовным делам[1, ст. 161].

Ранее нами уже упоминались возможные формы взаимодействия сотрудников следственных органов с населением в целях формирования должного имиджа, многие из числа которых используются на территории Саратовской области. Среди них важную роль играет личное взаимодействие сотрудников следственных органов и населения региона, позволяющие обсудить и выявить имеющиеся проблемы при обращении с соответствующим заявлением, профессионализмом и компетентностью территориальных подразделений и ряда других. Так, на официальном сайте СУ СК РФ по Саратовской области в графе «Обращения граждан» ведется график проведения выездных личных приемов граждан руководителем СУ СК РФ по Саратовской области А. Говоруновым, его первым заместителем О. Мезриным, заместителем руководителя Д. Петряйкиным по вопросам расследования уголовных дел и проведения доследственных проверок следственными органами следственного управления области иным общественно значимым вопросам[5].

Следует отметить, что источники формирования имиджа следственных органов являются весьма разнообразными, однако решающую роль в данном процессе играет активное взаимодействие со СМИ. При этом последние должны следовать модели социальной ответственности, принципам объективности, гуманизма, демократизма, а также выполнять функции журналистики – аналитическую, информационную и другие. Если рассматривать вопросы взаимодействия СУ СК РФ по Саратовской области со СМИ, из положительных моментов следует подчеркнуть ведение официального сайта главного следственного подразделения региона с публикацией на главной странице инцидентов возбуждения уголовных дел по факту поступления соответствующих обращений граждан. Тем не менее, слабость государственного регулирования в данной сфере, а также ориентация СМИ зачастую исключительно на коммерческие, а не социальные цели, дает возможность размещения и распространения искаженной информации о деятельности следственного управления, в том числе и по Саратовской области. Не решенной остается проблема, охватившая всю территорию РФ, связанная с публикацией журналистами собственного видения тех или иных событий, опирающихся на «свои» источники. Зачастую подобные действия приводят к разглашению тайны следствия и оказания косвенного давления на органы следствия и суда.

Наконец, следует упомянуть также и о проведении различных конкурсов на территории Саратовской области, посвященных работе следственных органов РФ. Так, в 2020 году в целях формирования в обществе позитивного отношения и уважения к профессии следователя, было принято решение проведения конкурса для авторов творческих работ, главной темой которого стало освещение служебной деятельности сотрудника Следственного комитета. В пределах конкурса принимали участие авторы в областях музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы, театра и кино[5].

Таким образом, можно подвести некоторые итоги. В данной работе мы рассмотрели процесс формирования имиджа следственных органов в РФ, проанализировав соответствующее понятие и его формы. Помимо этого, мы проследили тенденцию процесса формирования имиджа СУ СК РФ по Саратовской области, обозначив в качестве используемых методов выездные личные приемы граждан сотрудниками данных органов, активное ведение официального сайта СУ СК РФ по региону в размещением актуальной информации, своевременное принятие обращений граждан, а также проведение различных досуговых мероприятий в целях формирования доверительного и уважительного отношения жителей к региональному подразделению СК РФ. Несмотря на множество положительных моментов, остаются нерешенными множество проблем, охватившие рассматриваемый как на региональном, так и на федеральном уровнях, которые, в частности, связаны с процессом взаимодействия следственных органов со СМИ и их «самодеятельностью» при публикации информации о работе аппарата управления СК РФ.

 

Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // Российская газета. 2001. № 249.
2. Чеснокова О.В. Использование PR-технологий в создании положительного имиджа работников следственных органов следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (на примере Алтайского края) // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2010. № 8. С. 83-87.
3. Информация для граждан о полномочиях и компетенции следственных органов следственного комитета Российской Федерации // [Интернет-ресурс] URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/leninskiy/Polnomochiya_i_kompetentsii__Sledstvennogo_komiteta_RF.pdf (дата обращения 18.03.2022).
4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года // [Интернет-ресурс] URL: http://www.sksaratov.ru/God.aspx#:~:text=Приказом%20Председателя%20Следственного%20комитета%20Российской,перечень%20должностей%20и%20штатная%20численность (дата обращения 18.03.2022).