Продовольственное обеспечение населения в субъектах РФ: некоторые правовые аспекты
Конференция: CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Продовольственное обеспечение населения в субъектах РФ: некоторые правовые аспекты
В настоящее время в мире активно обсуждается продовольственная проблема. Все чаще поднимается вопрос о недостаточности продовольственного обеспечения, скудности питания и иных проблемах, связанных с недостатком продовольствия. При этом данные вопросы возникают не только в странах третьего мира, но и все чаще озвучиваются руководством развитых государств.
Российская Федерация является страной преимущественно сельскохозяйственного производства, не смотря на все попытки продемонстрировать развитую промышленность. Не отрицая развития промышленности в России, все же следует признать, что основной источник продовольствия — это собственная сельскохозяйственная продукция.
При этом не во всех субъектах России на равном уровне развито сельскохозяйственное производство. Отдельные регионы специализируются на производстве продукции, которая в силу например климатических условий может быть произведена только в регионах с теплым климатом. К тому же в регионах с теплым климатом урожайность сельскохозяйственных культур явно выше, о чем свидетельствует статистика.
В рамках настоящей работы предлагаю раскрыть отдельные особенности продовольственного обеспечения товарами сельского хозяйства внутри российских регионов на примере Красноярского края.
В системе продовольственного обеспечения создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России качественными и безопасными продуктами питания.[1]
В Красноярском крае в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопросы продовольственного обеспечения. В тоже время в исследованиях отмечается, что в целом продовольственное обеспечение Красноярского края не позволяет говорить о каком либо недостатке продовольствия.[2]
Однако в тоже время другими исследователями отмечается, что несмотря на стремление к 100% обеспечению продовольствия края собственно производимыми товарами, например, обеспечение мясными изделиями зависит от внешнеторговой деятельности региона.[4]
Нельзя не отметить положительную динамику в правовом регулировании вопросов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые играют важную роль в обеспечении населения продовольствием. Так, принято, например, Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Основной целью данной программы определено повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в Красноярском крае и обеспечение продовольственной безопасности региона.[3]
Однако полагаю, что в условиях существующих санкций, введенных в отношении России, необходимо для каждого региона, в т.ч. и для Красноярского края, разработать нормативный правовой акт, которым бы регулировались вопросы обеспечения продовольственной безопасности региона, меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, основы регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Указанный нормативный акт должен, согласно моему мнению, разрабатываться на основании и с учетом положений принятой Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.[5]
О необходимости принятия такого закона высказывался например, В.А. Власов, приводя в одной из своих работ даже примерную структуру указанного акта.[1] Следует согласиться с мнением В.А. Власова о том, что необходимость принятия региональных нормативных правовых актов об обеспечении продовольственной безопасности регионов в настоящее время является объективно необходимым, поскольку федеральное законодательство, разработав общие направления реализации государственной политики в данной сфере оставило на усмотрение регионов регулирование отдельных вопросов в данной области.
Кроме того, только региональное законодательство может четко предусмотреть особенности реализации государственной программы на уровне региона, поскольку для федеральной программы все положения даны преимущественно в общей, обтекаемой форме, тогда как региональное законодательство должно адаптировать их согласно собственным реалиям.
Таким образом, подводя итог в рассмотрении вопроса правового регулирования проблем продовольственной безопасности в регионах России следует отметить, что существует одна большая проблема в данной сфере – не каждый регион принял нормативный правовой акт, регламентирующий обеспечение продовольственной безопасности в субъекте РФ.
Полагаю, что необходимо кроме принятия региональных актов, внести дополнения в Доктрину продовольственной безопасности России положение о том, что субъекты РФ должны самостоятельно разработать региональные программы обеспечения продовольственной безопасности с учетом положений настоящей доктрины.
Кроме того, необходимо в дальнейшем совершенствовать законодательство, касающееся поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах, в частности, в Красноярском крае, поскольку именно благодаря им удается в настоящее время поддерживать уровень обеспечения населения края продукцией сельского хозяйства.
Также следует развивать отношения между регионами для равномерного обеспечения оборота сельскохозяйственной продукции, которое также является элементом обеспечения продовольственной безопасности.