Статья:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЁННЫХ ИНТЕРНЕТОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(333)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Толстых М.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЁННЫХ ИНТЕРНЕТОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 24(333). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/333/175407 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЁННЫХ ИНТЕРНЕТОМ

Толстых Марина Вячеславовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, Белгород

 

Аннотация. Статья посвящена анализу гендерных особенностей конфликтного поведения у подростков. Раскрываются отличия в стратегиях поведения у мальчиков и девочек, а также влияние гендерных стереотипов и социальных установок на восприятие и разрешение конфликтов.

 

Ключевые слова: подростки, конфликт, гендер, поведение, стратегии, стереотипы.

 

В современном мире проблема гендерного равенства остаётся одной из наиболее обсуждаемых. Несмотря на то, что в повседневной жизни границы половой принадлежности постепенно стираются, психологические и поведенческие различия между представителями разных полов, особенно в условиях конфликтных взаимодействий, сохраняют свою значимость. Особое значение эта тема приобретает в подростковом возрасте, когда личность формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов.

Современные подростки находятся под сильным воздействием цифровых технологий и социальных сетей. Виртуальное пространство, несмотря на расширенные возможности для общения, часто формирует искажённые представления о социальных ролях, нормах и допустимых формах поведения. Это создаёт предпосылки для конфликтов, затрудняет коммуникацию в реальной жизни и влияет на самооценку и самоидентификацию. Подростковый возраст в целом считается критическим этапом развития, связанным с интенсивными изменениями в психике и социальной роли личности. Начало этого периода приходится на 11–12 лет, а завершение — на 15–18 лет. В это время особенно ярко выражены возрастные кризисы, что повышает вероятность возникновения конфликтов.

С точки зрения отечественной психологии, причины конфликтов могут быть как социальными, так и биологическими. Одни исследователи подчёркивают влияние условий социальной среды, другие акцентируют внимание на врождённых личностных особенностях [5, с. 56]. Согласно Зиммелю, конфликты вытекают из самой природы человека — инстинкта соперничества и агрессии, которые в обычных условиях сдерживаются социальными нормами, но находят выход в напряжённых ситуациях [4, с. 25]. Современная наука, однако, предлагает рассматривать конфликты не только как негативное явление: при конструктивном подходе они могут служить механизмом развития, а основная задача — не устранение, а поиск путей бескризисного сосуществования [2, с. 86].

Особую роль играют индивидуальные особенности поведения человека в конфликтной ситуации. Кеннет Томас и Ральф Киллмен выделили пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор конкретной стратегии зависит от того, насколько человек ориентирован на свои интересы и на интересы другой стороны. Иногда этот выбор осуществляется осознанно, но чаще он эмоционален и спонтанен [10].

Гендерные различия проявляются как на биологическом, так и на социокультурном уровне. Ш. Берн подчёркивал, что различие между мужчинами и женщинами в общественном сознании закреплено в форме устойчивых стереотипов [1, с. 256]. Гендер отражает социальную сторону половой принадлежности, в то время как пол связан с физиологическими и анатомическими характеристиками [7]. Многокомпонентная структура гендера включает биологические признаки, гендерные стереотипы, нормы и идентичность. В подростковом возрасте формирование гендерных установок происходит под влиянием социальных ожиданий и образов-эталонов, что непосредственно влияет и на поведение в конфликтных ситуациях.

Конфликтное поведение подростков напрямую зависит от усвоенных норм. Склонность к избеганию может формировать модель поведения жертвы, тогда как постоянное соперничество нередко приводит к агрессии и нарушению норм [6; 9]. Наблюдаются и половые различия: девочки чаще осознают конфликт и стремятся к его завершению, тогда как мальчики чаще выступают инициаторами. Им свойственна физическая и вербальная агрессия, тогда как у девочек преобладает косвенная [3].

Если подросток систематически выбирает неконструктивные способы поведения, это может закрепить деструктивные модели взаимодействия. Склонность к избеганию делает подростка уязвимым перед насмешками и агрессией, формируя роль жертвы. Напротив, ориентация на соперничество может способствовать закреплению доминирующего стиля общения, основанного на принуждении и нарушении норм. Таким образом, выбор стратегии во многом определяется гендерными ролями, особенностями воспитания, уровнем самооценки и степенью социализации.

В результате анализа можно сделать вывод, что гендерные особенности играют существенную роль в формировании конфликтного поведения подростков. Девочки и мальчики демонстрируют различный подход к разрешению противоречий: первые чаще ориентированы на гармонизацию отношений, вторые — на достижение собственной цели. Учет этих различий важен при разработке программ по развитию коммуникативной культуры подростков, профилактике деструктивного поведения и формировании стратегий ненасильственного взаимодействия.

 

Список литературы: 
1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. — 320 с.
2. Вершинин А. В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе конфликтологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2014. — № 17. — С. 84–86.
3. Владимирова М. В., Шалагинова К. С. Гендерные особенности конфликтного поведения // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — 2013.
4. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. — М.: ВГУ, 2012. — 215 с.
5. Индивидуально-личностные и гендерные особенности стилевых паттернов поведения в межличностном конфликтном взаимодействии // Социальный мир человека. — Вып. 4 : Материалы IV Всероссийской конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта и риска инноваций». — Ижевск, 2012. — С. 52–56.
6. Обухова Л. Ф. Детская психология. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
7. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация – XXI век, 2013. — 256 с.
8. Хорни К. Психология конфликта / под ред. Н. В. Гришиной. — М.: Академический проект, 2013. — 420 с.
9. Шелехов И. Л., Аксенов М. М., Власова Н. В. Социально-психологические стереотипы маскулинности и феминности // Вопросы охраны психического здоровья, обеспечения доступности и качества оказания психиатрической помощи : материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Томск, 2012. — С. 412–417.
10. Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument Profile and Interpretive Report. — Sterling, NY : CPP, Inc., 2012.