НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ И ПЕРЕСЫЛКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(335)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(335)
НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ И ПЕРЕСЫЛКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Проблема незаконного производства, сбыта и пересылки наркотических средств и психотропных веществ остается одной из наиболее острых в современном обществе. Увеличение объемов наркоторговли, появление новых психоактивных веществ и изменение схем их распространения ставят перед правоприменительными органами и обществом в целом множество вызовов. Эти факторы требуют глубокого анализа и пересмотра существующих подходов к борьбе с наркопреступностью.
Ключевыми персонами, влияющими на данную тему, являются законодатели, правоохранительные органы, а также наркоторговцы и потребители наркотиков. Их взаимодействие и противоречия между интересами различных сторон создают сложную картину, требующую комплексного подхода к решению проблемы.
Актуальность темы обусловлена не только высоким уровнем наркопреступности в России, но и глобальными тенденциями, связанными с распространением наркотиков и психотропных веществ. В условиях глобализации и развития технологий, таких как интернет, проблема незаконного оборота наркотиков становится все более международной, что требует координации усилий на уровне стран.
Уголовное законодательство играет ключевую роль в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Основой для регулирования этой области в международной практике стала Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 году. В России базовым нормативным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятый в 1997 году. Этот закон устанавливает правовые основы контроля за производством, оборотом и использованием таких веществ, а также ответственность за их незаконное распространение. Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 228 определяет наказания за незаконные действия с наркотическими средствами, включая их производство, сбыт и пересылку, что делает его основным инструментом правоприменения в данной области. В частности, «в статье анализируются особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным перемещением наркотических средств в почтовых отправлениях» (Игнатенко, 2011, с. 79). Таким образом, законодательство и криминалистические исследования в этой области взаимосвязаны и необходимы для эффективной борьбы с преступностью, связанной с наркотиками.
С развитием химической индустрии и технологий в последние десятилетия наблюдается значительный рост распространения новых психоактивных веществ (НПВ). Эти вещества часто не включены в списки запрещённых, что затрудняет их контроль и преследование за их незаконный оборот. В 2014 году в России был введён механизм временного запрета на оборот новых психоактивных веществ, что позволило оперативно реагировать на их появление. Однако, несмотря на эти меры, проблема остаётся актуальной: только в 2020 году было выявлено более 100 новых формул таких веществ, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Современные технологии оказывают значительное влияние на схемы производства и сбыта наркотических средств. С развитием интернета и анонимных платформ, значительно увеличилась возможность продажи наркотиков с использованием криптовалют. В 2020 году более 50% случаев оплаты наркотических средств в России осуществлялось через криптовалюты, что затрудняет их отслеживание и раскрытие преступлений. Кроме того, доступность информации в интернете и материалов для синтеза наркотиков привела к увеличению случаев их производства в домашних условиях. Этот процесс упрощается благодаря широкому доступу к прекурсорам и подробным инструкциям по их использованию. Такие изменения требуют новых подходов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая усиление контроля за распространением прекурсоров и мониторинг интернет-ресурсов.
Для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо разработать единую базу данных для оперативного внесения новых психоактивных веществ в списки запрещённых. «Наркотические средства и психотропные вещества вносятся в соответствующие списки. При этом наркотические средства должны быть признаны в качестве объекта обязательного контроля со стороны государства» (Абрамов, Косолапова, Тхай, 2014. 1 с.). С другой стороны, важно усилить международное сотрудничество в области обмена информацией о новых наркотиках и их распространении. Дополнительно рекомендуется внедрить образовательные программы для правоохранительных органов, направленные на изучение современных методов борьбы с наркотиками, что позволит повысить их квалификацию и общую эффективность работы.
