Статья:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛИЧИН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(335)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Блоха Л.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛИЧИН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 26(335). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/335/175980 (дата обращения: 10.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛИЧИН

Блоха Любовь Викторовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Остапенко Светлана Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

«Геометрия происходит от слова «geo» – земля, «metria» – мерить. Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Одна из самых древнейших отраслей математики – это геометрия. Геометрические тела были известны задолго до того, как были выведены математические принципы» [1, с. 1].

Понятие величины одно из основных понятий в математике. Его смысл подвергался ряду обобщений в период развития математики.

Задатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий.

Еще 4-5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Квадрат издавна служил эталоном при измерении площадей благодаря многим своим замечательным свойствам: равные стороны, равные и прямые углы, симметричность и общее совершенство формы. Квадраты легко строить, ими можно заполнить плоскость без пробелов (в Древнем Китае мерой площади был прямоугольник).

Древние египтяне 4000 лет назад пользовались почти теми же приемами, что и мы, для измерения площади прямоугольника, треугольника и трапеции: основание треугольника делилось пополам и умножалось на высоту; для трапеции же сумма параллельных сторон делилась пополам и умножалась на высоту. Для вычисления площади S четырехугольника со сторонами а, b, с, d  применялась формула:

т. е. умножались полусуммы противоположных сторон. Эта формула верна только для прямоугольника. С ее помощью можно вычислить приближенно площадь таких четырехугольников, у которых углы близки к прямым.

Различные геометрические фигуры, такие как точка, прямая, кривые и ломаные, треугольники и многоугольники, встречаются в самых древних, дошедших до нас, памятниках культуры – каменных плитах, керамических сосудах, клинописных табличках, египетских папирусах.

Евклид в «Началах» даёт определения многим геометрическим понятиям, например: «Линия-длина без ширины», «Прямая линия - такая, которая одинаково расположена по отношению к своим точкам». Эти определения простейших понятий весьма расплывчаты. В современной геометрии их считают основными не подлежащими определению.

Понятие угла на протяжении веков не оставалось без изменений, оно обобщалось и расширялось под влиянием запросов практики и науки. Градусная система измерения углов, в которой за единицу принят угол, равный части угла, соответствующего полному обороту одной стороны угла около его вершины, восходит к III - II тысячелетиям до н. э., к периоду возникновения шестидесятеричной системы счисления в вавилонской математике.

Возникновение геометрии связано с различными измерительными работами, необходимыми в земледелии и строительстве, то есть с практической деятельностью людей. В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука – теория, которая изучает свойства геометрических фигур, не принимая во внимание другие их признаки (их природу, материал, массу, цвет и т. д.) [1, с. 1].

«В египетских папирусах и на вавилонских плитках даны задачи на определение площади треугольника. Это подтверждает, что понятия об угле и треугольнике возникли в глубокой древности и зародились они в связи с практическими потребностями, вероятно в связи со строительством примитивных жилищ. Прямой угол, связанный с образом естественно растущего растения (вертикаль) и других стоящих предметов, – одно из геометрических понятий. Даже в простейших сооружениях прямой угол выступает как самостоятельная фигура, а не элемент других фигур – прямоугольника, квадрата и пр.» [3, с. 113]

Нашим далёким предкам требовалось измерять длины не только при строительстве жилищ, но и при изготовлении различных орудий труда, а также на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений и пр.

Вначале для измерения длины (так же как и при счёте) люди пользовались руками, пальцами. Например, чтобы измерить длину стрелы, её сравнивали с длиной руки от локтевого сустава до конца среднего пальца, в результате появилась единица длины – локоть.

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Расстояние, на котором надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни своей ноги. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местностях называли лапоть, в других фут [3, с. 61].

Три основные древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меньшая мера - малая пядь - является расстоянием между раздвинутыми большим и указательным пальцами и соответствует примерно 19 см; большая пядь - расстояние между большим пальцем и мизинцем около 22-23 см (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см,-«пядницы»). Большая часть кирпичей ХII века имеют ширину также пядь в 19 см. Локоть есть расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев и соответствует двум большим пядям; и эта единица измерения имела свой вариант - локоть со сжатыми пальцами, размером в две малые пяди. Такова обычная ширина холста, чрезвычайно устойчивая и повсеместная, идущая из глубокой древности.

«Единица сажень расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки (примерно 215 см) при росте человека 170-172 см. Величина другого вида этой единицы измерения, так называемой простой сажени, определена историками при помощи надписи на Тмутараканском камне, содержащей сведения о промере ширины Керченского пролива. Результат этого интересного измерения «по леду от Тмутороканя до Корчева» (Керчи), произведенного в 1068 г., выразился в 14 000 сажен. Величину простой сажени определяют отсюда в 150—158 см. Она составляет расстояние между большими пальцами рук человека среднего роста, вытянутых в стороны. При последовательном делении ее на 4 и на 8 получаются известные уже нам малые локоть и пядь. По-видимому, простая сажень предшествовала обыкновенной, трехаршинной» [4, с. 13-14].

Для измерения объёмов зерна, муки и других сыпучих веществ, а также жидкостей в старину употребляли различные по размерам и названиям сосуды, причем емкость их точно не была определена.

На Руси также употреблялась мера для измерения объёмов, но применялись и другие единицы: бочка, или кадь (40 ведер), ведро. Десятую долю ведра составлял штоф, а сотую часть ведра называли чаркой.

С введением метрической системы мер за единицу жидкостей и сыпучих тел принят литр и декалитр. О более древних единицах объёма до нас сведения не дошли [3, с. 66].

«В России метрическую систему мер начали вводить с конца ХІХ в. Большая заслуга в её распространении принадлежит великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву» [2, с. 27].

Таким образом, геометрия как наука всегда была важна для человека. За несколько наших столетий геометрия развивалась в Китае, Греции, Египте и Вавилоне. С помощью геометрии и мы сейчас изучаем задачи, для решения которых в древности потребовалось бы много сил и времени.

 

Список литературы:
1. Косьяненко, А.А. История возникновения и развития // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2022. – С. 134-136.
2. Мерзляк, А.Г. Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.
3. Свечников, А.А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится / А.А. Свечников – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 168 с.
4. Юшкевич, А.П. История математики в России (до 1917 г.) / А.П. Юшкевич – М.: Наука, 1968. – 592 с.