Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(337)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Волченко А.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 28(337). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/337/176469 (дата обращения: 16.09.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Волченко Александр Александрович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Захарова Виктория Алексеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

В настоящее время в России сформировались условия для создания комплексной и согласованной юридической концепции системы административных наказаний, опирающейся на научные основы. Такая ситуация обусловлена множественными корректировками и обновлениями действующих правовых норм, затрагивающих как виды наказаний за правонарушения, так и процедуры их применения.

Основные цели Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5], который разрабатывается сейчас, заключаются в следующем:

- поиск видов административных наказаний, согласующихся с принципами административной политики;

- установлению последовательности размещения элементов в регламентирующем акте;

- изучение связи между административными мерами.

Представленный к обсуждению в 2020 году Проект КоАП РФ [6] эти задачи решает не в полном объеме. Нет новых санкций, текущие меры воздействия почти полностью повторяют порядок действующего КоАП РФ [1].

В целях совершенствования законодательства в сфере регулирования применения лишения специального права как меры административного наказания можно предложить следующие рекомендации.

Внести изменения в ст. 3.8 КоАП РФ, включив перечень специальных прав как для физических, так и для юридических лиц.

Также предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 3.8 текущего КоАП РФ и соответствующую норму Общей части нового проекта данного кодекса, добавив после слов «Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение» «выразившееся в безответственном обладании ранее предоставленным ему специальным правом».

Для эффективного контроля над исполнением мер ответственности за нарушения правил дорожного движения предлагается дополнить ст. 20.25 КоАП РФ частью 11, которой оговаривается следующее: «Отказ от исполнения другого административного наказания, наложенного за неправомерное использование специального права физическим лицом, влечет лишение специального права сроком до двух лет».

Для предотвращения ситуаций, когда водители, многократно нарушающие правила дорожного движения без применения наказания в виде лишения права на управление транспортным средством, получают доступ к вождению, рекомендуется внести изменение в ст. 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» [3], утвержденных постановлением Правительства РФ №1097 от 24.10.2014 года, добавив положение «е» со следующим текстом:

е) наличие информации о наличии у лица административной ответственности, исключающей лишение водительских прав по статьям 12.7, 12.8, 12.24, 12.26, частями 2, 3 статьи 12.27 КоАП РФ, или судимости за деяния, указанные в частях 2, 4, 6 статьи 264 или статье 264.1 УК РФ, также учитывается.

Важно внести поправку в ст. 32.7 КоАП РФ, определяющую отсчет срока лишения специальных прав: он начинается либо после официального утверждения решения об административной ответственности данного вида, либо со времени изъятия документов нарушителя по пунктам 1-3 ст. 32.6 КоАП РФ. В решении суда должно четко указываться дата начала отсчетного периода лишения специальных прав.

Следует урегулировать ряд аспектов: уточнить определение повторности с юридической точки зрения, дифференцировать характерные признаки нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, и устранить несоответствие между частями 3 ст. 32.6 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

В настоящий момент положения статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ фактически являются «мертвыми», позволяя их игнорировать со стороны органов власти.

В свете этого рекомендуется внести поправку в ст. 4.1 КоАП РФ, добавив часть 3.2 следующего текста: «Если присутствует любое обстоятельство, описанное в статье 4.2 данного Кодекса, применяется наименьшее наказание, установленное действующим законодательством о соответствующей административной ответственности, согласно данному Кодексу. При наличии хотя бы одного обстоятельства, описанного в статье 4.3 настоящего Кодекса, назначается максимальное наказание, установленное законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом».

На текущий момент согласно Федеральному закону от 209-ФЗ № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] охотничий билет действенен бессрочно; его получение не требует прохождения тестов, и даже за нарушения закон не предусматривает его изъятие.

С целью повышения эффективности борьбы с браконьерством и обеспечения своевременного обновления данных об охотниках в регионах, целесообразно ограничить действие охотничьего билета сроком в 10 лет через корректировку ст. 21 указанного Федерального закона № 209-ФЗ.

Необходимо также учесть и такую ситуацию. Закон не обязывает ни самих обладателей огнестрельного оружия, ни их родственников, ни других жильцов дома разрешать доступ полицейских к местам его хранения. Часто возникает проблема, заключающаяся в невозможности сотрудников правоохранительных органов, таких как полиция или Федеральной службы войск национальной гвардии, изъять оружие у лиц, отбывающих наказание или потерявших владельца, из-за невозможности физического доступа к месту их хранения.

В целях решения упомянутых проблем следует дополнить п. 59 Правил оборота оружия [4], положением о том, что граждане РФ, имеющие оружие, обязаны предоставлять доступ сотрудникам Федеральной службы войск национальной гвардии или органов внутренних дел в свои жилые или временные места нахождения для контроля за безопасным хранением оружия, предотвращая проникновение посторонних лиц и взрывоопасных компонентов, используемых для самостоятельной сборки боеприпасов к гражданским гладкоствольным ружьям. Введение этой меры предотвратит ситуации, где опоздание с изъятием подобного оружия может вызвать его потерю или похищение, после чего он окажется задействованным в преступных действиях.

В целом, основные направления по устранению проблем в законодательстве о нарушениях административного характера сводятся к тому, что необходимо исключить любые возможности усмотрения судей и уполномоченных лиц самостоятельно определять вид и размер наказаний при рассмотрении соответствующих дел. В законодательстве важно четко определить вид и размер наказуемого деяния.

Подводя итог вышесказанному, становится ясно, что ключевым вопросом при лишении специальных прав выступает правильная оценка ситуаций и мотивов нарушителей. Лишение специальных прав не всегда служит справедливой мерой наказания, порой приводя к необоснованным негативным последствиям для человека. Таким образом, необходимо наличие четко установленных и объективных процедур принятия данного решения.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.
3. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (ред. от 14.11.2024) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 44. - Ст. 6063.
4. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 26.04.2025) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 32. - Ст. 3878.
5. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Документ опубликован не был. Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
6. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.05.2020