ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современный мир характеризуется стремительными социокультурными изменениями, вызванными глобализацией, цифровизацией и пересмотром традиционных ценностей. Эти процессы оказывают глубокое воздействие на все сферы жизни, включая образование. Образовательные системы сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям. Цифровизация образования преодолевает географические и социальные барьеры, позволяя учащимся получать образование вне зависимости от своего местоположения. Цифровые технологии играют важную роль в формировании таких компетенций, как грамотность в IT, критическое мышление, сотрудничество и коммуникация. И несмотря на очевидные преимущества, цифровые технологии создают ряд проблем, негативно влияющих на качество образовательной деятельности.
Вопросы цифровизации в образовании активно изучаются отечественными исследователями, такими как А.В. Хуторской [4], Н.Н. Зориной [1], Е.С. Полат [3], О.А. Кузнецова [2], Т.И. Шамова [5]. Эти ученые подчеркивают необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых технологий, включающего методическое обеспечение, техническое оснащение и подготовку кадров.
В своих работах А.В. Хуторской подчеркивает необходимость учета индивидуальных потребностей учащихся в контексте личностно ориентированного подхода к образованию [4]. Н.Н. Зорина и Т.Л Евдокимова рассматривают современные тенденции цифровизации образования, подчеркивая значимость формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов и учащихся [1], а в работах О.А. Кузнецовой определено состоянии цифровизации образовательного процесса, выделяются проблемы нехватки квалифицированных кадров и отсутствия системного подхода к использованию цифровых инструментов [2].
В ходе исследования выделены основные проблемы:
- Недостаточная подготовка педагогов. Многие педагоги испытывают сложности в использовании цифровых инструментов, что приводит к снижению эффективности обучения.
- Отсутствие единых стандартов оценки качества цифровых образовательных ресурсов, что затрудняет выбор оптимальных решений.
- Давление на здоровье учащихся. Длительное взаимодействие с экранами устройств негативно влияет на здоровье и эмоциональное состояние учащихся.
- Недостаточное финансирование и устаревшая материально-техническая база препятствуют полноценному внедрению цифровых технологий. Как отмечает О.А. Кузнецова: «Недостаточное финансирование приводит к тому, что многие учебные заведения не имеют доступа к необходимым ресурсам для полноценного участия в процессах цифровизации» [2].
- Использование онлайн-сервисов повышает риск утечки персональных данных учащихся и сотрудников образовательных учреждений.
Цифровизация образования сопровождается рядом серьезных проблем, решение которых требует совместных усилий государственных органов, образовательных организаций и общественности.
Как отмечает Е.С. Полат, современные педагоги должны владеть навыками проектирования и разработки учебно-методических комплексов, адаптированных к условиям виртуальной среды [3]. Еще одним важным вопросом является подготовка самих школьников.
Как подчеркивает Т.И. Шамова, «создание целостной концепции цифровизации позволит оптимизировать процессы модернизации и повысит эффективность пользования цифровых ресурсов» [5]. Такое стремительное распространение Интернета, информационных технологий, социальных сетей и укоренение их в жизни человечества, несомненно, требует модернизации современного образования. Данная проблема предполагает не только изучение и анализ современных технических средств, но и проведение диагностики для выявления положительных и отрицательных сторон внедрения инновационных форм и методов обучения. Цифровизация образования является важным шагом, который открывает новые возможности для обучения и развития. Она способна не только сделать образование более доступным, но и улучшить качество усвоения материала. Однако для успешной реализации цифровых технологий необходимо учитывать ряд вызовов и проблем, с которыми сталкивается система образования. Таким образом, в условиях активной цифровизации образования от учителей и преподавателей требуется значительно усилий, направленных на освоение новых методик. А также необходимо создание условий цифровизации образования, гарантирующие равные возможности всех учащихся, повышение профессиональных компетенций, регулярное и своевременное финансирование на замену и обновление материально-технической базы, уделять особое внимание на здоровье учащихся.
