Статья:

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Красноперова К.П. ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 30(339). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/339/177327 (дата обращения: 29.09.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноперова Ксения Павловна
студент, Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Современный мир характеризуется стремительными социокультурными изменениями, вызванными глобализацией, цифровизацией и пересмотром традиционных ценностей. Эти процессы оказывают глубокое воздействие на все сферы жизни, включая образование. Образовательные системы сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям. Цифровизация образования преодолевает географические и социальные барьеры, позволяя учащимся получать образование вне зависимости от своего местоположения. Цифровые технологии играют важную роль в формировании таких компетенций, как грамотность в IT, критическое мышление, сотрудничество и коммуникация. И несмотря на очевидные преимущества, цифровые технологии создают ряд проблем, негативно влияющих на качество образовательной деятельности.

Вопросы цифровизации в образовании активно изучаются отечественными исследователями, такими как А.В. Хуторской [4], Н.Н. Зориной [1], Е.С. Полат [3], О.А. Кузнецова [2], Т.И. Шамова [5]. Эти ученые подчеркивают необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых технологий, включающего методическое обеспечение, техническое оснащение и подготовку кадров.

В своих работах А.В. Хуторской подчеркивает необходимость учета индивидуальных потребностей учащихся в контексте личностно ориентированного подхода к образованию [4]. Н.Н. Зорина и Т.Л Евдокимова рассматривают современные тенденции цифровизации образования, подчеркивая значимость формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов и учащихся [1], а в работах О.А. Кузнецовой определено состоянии цифровизации образовательного процесса, выделяются проблемы нехватки квалифицированных кадров и отсутствия системного подхода к использованию цифровых инструментов [2].

В ходе исследования выделены основные проблемы:

  1. Недостаточная подготовка педагогов. Многие педагоги испытывают сложности в использовании цифровых инструментов, что приводит к снижению эффективности обучения.
  2. Отсутствие единых стандартов оценки качества цифровых образовательных ресурсов, что затрудняет выбор оптимальных решений.
  3. Давление на здоровье учащихся. Длительное взаимодействие с экранами устройств негативно влияет на здоровье и эмоциональное состояние учащихся.
  4. Недостаточное финансирование и устаревшая материально-техническая база препятствуют полноценному внедрению цифровых технологий. Как отмечает О.А. Кузнецова: «Недостаточное финансирование приводит к тому, что многие учебные заведения не имеют доступа к необходимым ресурсам для полноценного участия в процессах цифровизации» [2].
  5. Использование онлайн-сервисов повышает риск утечки персональных данных учащихся и сотрудников образовательных учреждений.

Цифровизация образования сопровождается рядом серьезных проблем, решение которых требует совместных усилий государственных органов, образовательных организаций и общественности.

Как отмечает Е.С. Полат, современные педагоги должны владеть навыками проектирования и разработки учебно-методических комплексов, адаптированных к условиям виртуальной среды [3]. Еще одним важным вопросом является подготовка самих школьников.

Как подчеркивает Т.И. Шамова, «создание целостной концепции цифровизации позволит оптимизировать процессы модернизации и повысит эффективность пользования цифровых ресурсов» [5]. Такое стремительное распространение Интернета, информационных технологий, социальных сетей и укоренение их в жизни человечества, несомненно, требует модернизации современного образования. Данная проблема предполагает не только изучение и анализ современных технических средств, но и проведение диагностики для выявления положительных и отрицательных сторон внедрения инновационных форм и методов обучения. Цифровизация образования является важным шагом, который открывает новые возможности для обучения и развития. Она способна не только сделать образование более доступным, но и улучшить качество усвоения материала. Однако для успешной реализации цифровых технологий необходимо учитывать ряд вызовов и проблем, с которыми сталкивается система образования. Таким образом, в условиях активной цифровизации образования от учителей и преподавателей требуется значительно усилий, направленных на освоение новых методик. А также необходимо создание условий цифровизации образования, гарантирующие равные возможности всех учащихся, повышение профессиональных компетенций, регулярное и своевременное финансирование на замену и обновление материально-технической базы, уделять особое внимание на здоровье учащихся.

 

Список литературы:
1. Зорина Н.Н., Евдокимова Т.Л. Современные тенденции информатизации образования // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 5. — С. 31—34.
2. Кузнецова О.А. Информатизация образовательного процесса: состояние и перспективы // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1. — С. 114—119.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. — Москва: Академия, 2005. — 272 с.
4. Хуторской А.В. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 3—12.
5. Шамова Т.И. Актуальные проблемы и перспективы развития отечественного образования // Образование и наука. — 2017. — № 2. — С. 25—33.