Статья:

Историческое сознание как объект манипуляций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Щербакова А.О., Гюль Д.В. Историческое сознание как объект манипуляций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 13(34). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/34/38454 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Историческое сознание как объект манипуляций

Щербакова Ангелина Олеговна
магистрант, Самарский Университет им. С.П. Королева, РФ, г.Самара
Гюль Дарья Владимировна
канд. ист. наук, доцент, Самарский Университет им. С.П. Королева, РФ, г.Самара

 

Природа времени сложная, этому явлению уделено достаточно внимания, как и в социологии, так и в философии. Существует множество концепций того, как время можно воспринимать и оценивать.

Джон Урри предполагал, что времени как такового не существует. Есть лишь различные режимы времени, обладающие разнообразным потенциалом по преобразованию физического и социального мира.

Для нас интересно следующее определение времени, которое дал Дж.Урри. «Время — объективно данная социальная категория мысли, производимая в обществах и, следовательно, по-разному определяемая в каждом из них» [1, с.1]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в зависимости от общества, один и тот же промежуток времени может восприниматься по-разному. Время один из центральных элементов организации современных обществ, оно детерминирует его социальные и научные практики.

И. Кант предполагал, что время – «последовательность социальных действий индивида, порядок последовательных взаимодействий индивида с другими, ожидаемую или предполагаемую частоту или вероятность взаимодействия индивида с другими акторами, чья принадлежность к социальным группам или институтам оказывается значимой для самой этой последовательности действий» [2]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для Канта время неразрывно связано с понятием социальное действие. Типы социального действия служат мерой времени, они выстраиваются в определенную иерархию и последовательность. Специфика времени зависит от того, какое социальное действие принимается в качестве нормы времени, какие конвенции устанавливаются (или навязываются, а также – кем) в отношении подобного порядка согласования социальных взаимодействий, какова структура действия, маркирующего этот порядок [3].

В рамках исследования исторического сознания важно так же дать определение такому феномену как память. Нельзя не согласиться с Урри в том, что память это не просто воспроизведение прошлого. «Оно представляет собой наслоение одного прошлого на другое таким образом, что ни один его элемент не присутствует в неизменном виде, но трансформируется по мере накопления новых» [4, с.408].

Память существует не только индивидуальная, но и коллективная, разделяемая группой людей. Под группой здесь понимаются не только малые социальные группы, но и большие общности, такие, например, как государства. Важной чертой коллективной памяти является существование «официальных воспоминаний» в обществах, которые могут вытеснять альтернативную память о тех или иных событиях. «Многие социальные группы, институты и целые общества могут вырабатывать разнообразные, часто противоречивые практики памяти, которые, однако, могут быть лишены официального признания» [5, с.198].

Поскольку в рамках моего исследования анализу будет подвергнуто историческое сознание, то время предлагается рассматривать с точки зрения субьективистской концепции. В рамках этой концепции речь идет о том, как человек переживает время и какими смыслами его наделяет. «Во многом приоритетность тех или иных элементов субъективного времени (прошлого, настоящего и будущего) определяет выбор человеком жизненных стратегий и тональность восприятия жизни в целом» [5, с.196].

Для того, чтобы понять смыслы, которыми человек наделяет тот или иной отрезок времени, мы вводим понятие «исторического сознания». «Историческое сознание закрепляется в социальном аппарате социологии как аналитический конструкт оценки восприятия, интерпретации истории в контексте формирования самосознания и сознания общества» [6, с.31]. Историческое сознание имеет довольно сложную структуру, обусловленную способами ее формирования. И.Я.Лернер выделяет две стороны исторического сознания: обыденную и научно-теоретическую. Лернер отмечает, что историческое сознание – это достижение всех. Оно может выражаться в форме национального самосознания, политического, нравственного и эстетического. На первом, обыденном уровне, историческое сознание является продуктом непосредственных впечатлений, переживаемых человеком на протяжении всей жизни. На втором уровне, научно-теоретическом, знания упорядочиваются, систематизируются, человек сопоставляет и анализирует факты на основе накопленного опыта. Историческое сознание – «ценностное отношение к человеческому прошлому, система ориентации в мире, под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движение общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысления прошлого и генерации чувства сопричастности к нему» [7].

Обыденный уровень исторического сознания основан на культурной памяти и личном опыте. Для него характерно расплывчатая, а зачастую, мифологизированная картина мира. Е.М.Мелетинский утверждает, что миф представляет собой исторически развивающий культурный феномен. Миф частично сохраняет некое констатное ядро, а частично может трансформироваться от эпохи к эпохе, обрастая новыми подробностями, героями и легендами.

С приходом XX века мифология начала принимать новые, уникальные формы, а ведущими типами мифов стали мифы идеологические и политические. С появлением и распространением средств массовой информации, мифы стали распространяться активнее. «Мифологические конструкции воспроизводятся и распространяются средствами массовой информации, становятся компонентом массового сознания, что создает условия для проникновения этих конструкций в учебную литературу по истории, и в педагогический процесс» [8, с.1]. Старые мифы могут разрушаться и создаваться новыми. Этот процесс особенно ярко очевиден в современной России, переживающей процесс демифилогизации. Правда, этот процесс в нашей стране достаточно неустойчив. Новые мифы, рождающиеся в средствах массовой коммуникации, могут иметь диаметрально противоположные направления, они аморфны и неустойчивы и, зачастую, носят абстрактный характер. С одной стороны мы наблюдаем складывание мифа о прошлом русского народа, как благочестивого и глубоко верующего. С другой стороны, распространяется миф о благополучии советского периода, хоть в это время был распространен атеизм.

Вместе с тем, наряду с мифами существует и понятие исторической фальсификации. Мифы, в большей степени, носят положительный характер. Образы прошлого конст­руируются как моральные ориентиры, модели восприятия и поведения. А вот историческая фальсификация оказывает зачастую разрушительный эффект. Это осмысленное искажение исторических фактов с определенной целью.

В то же время, наряду со складыванием исторического сознания России, в условиях всеобщей глобализации мира, приходит необходимость знания глобальной истории всего мира. А значит, происходит складывание нового глобального исторического сознания. В постсоветской время стало необходимым формировать историческое знание с учетом новых ценностных ориентиров. Однако, слом старых советских устоев, распространение глобального исторического сознания и неспособность нового государства предоставить должные ориентиры привели к расколу духовного мира общества, к утрате национальной самобытности социально-культурной идентификации граждан. В условиях кризиса исторического сознания возникает интерес к альтернативной истории. И, к сожалению, средствами получения информации о прошлом стали избираться не научные источники и историческая литература, а СМИ, в большей степени телевидение. В подобных передачах исторические факты преподносятся в достаточно вольном контексте, информация и факты не аргументированы. В них преобладают мифы и историческая фальсификация. Такой способ формирования исторического сознания не приемлем. И в первую очередь от такого способа распространение исторического сознания страдает молодежь, не обладающая большим жизненным опытом, необходимым для складывания представлений об исторических эпохах.

 

Список литературы:
1. https://islander-reader.livejournal.com/5041.html
2. Кант И. Собрание сочинений в 6 томах. Т.3.М., 1964, с.135-139.
3. Гудков Л.Д. Понятие времени в социологии и временные характеристики социальных структур в социологических исследованиях // Политическая концептология. – 2010. - №4. – С. 131 – 157.
4. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. – Самара: Универс–групп, 2004. – С. 408.
5. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012- С.196.
6. Алекссев С.В. Историческое сознание современной молодежи. Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015 – 115 с.
7. Лернер И.Я. (1988) Историческое сознание и условия его формирования// Преподавание истории и естествознания в школе. – 1988. - № 4. – С. 18 – 24.
8. Топорков А.Л. Миф: традиция и психология восприятия // Мифы и мифология в современной России. – М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ, 2003.