Статья:

Пути решения проблем, связанных с организацией работы участковых избирательных комиссий Санкт-Петербурга

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Пуляк А.В. Пути решения проблем, связанных с организацией работы участковых избирательных комиссий Санкт-Петербурга // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 13(34). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/34/38667 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пути решения проблем, связанных с организацией работы участковых избирательных комиссий Санкт-Петербурга

Пуляк Александр Владимирович
студент СЗИУ РАНХиГС РФ, Санкт-Петербург

 

Указанные в данной работе проблемы были определены автором в его предыдущей статье «Организационно-правовые особенности функционирования участковых избира­тельных комиссий Санкт-Петербурга в ходе выборов Президента Российской Федерации 2018 года». Обоснование данных проблем можно обнаружить, ознакомившись с её содержимым.

Данное исследование призвано определить и обосновать самые эффективные управленческие практики, способствующие совершенствованию избирательной системы Санкт-Петербурга.

Низкая заработная плата членов УИК

Данный вопрос возможно решить лишь комплексными мерами, осуществляемыми на федеральном уровне. Государственный бюджет Российской Федерации в 2018 году затратил более 17,6 млрд. рублей на проведение выборов. Из них около 75% ушло на оплату работы сотрудников избирательных комиссий – главным образом участковых.

Без введения технических средств сбора и подсчёта голосов избирателей реальный штат участковых избирательных комиссий возможно сократить более чем на 30% без ущерба для эффективности работы. С 12 членов комиссии с правом решающего голоса до 8. Такое мнение высказали опрошенные автором председатели сразу 5 участковых избирательных комиссий. Данная мера позволит увеличить фонд оплаты труда членов участковой избирательной комиссий сразу на 20-25% (или 30% - 45% на человека).

Альтернативный, хотя и более радикальный, вариант предполагает закупку комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). На данный момент цена такого комплекса колеблется от 150 тыс.рублей до 250 тыс.рублей. В 2017 году центральная избирательная комиссия Российской Федерации заключил договор с МГТУ им.Баумана на поставку
2000 экземпляров КОИБ со стоимость одного экземпляра в 198 тысяч рублей.

Для укомплектования всех участковых избирательных комиссий Санкт-Петербурга КОИБ потребуется около 380 млн. рублей на закупку оборудования, около 4 млн.рублей на установку оборудования и около 10-15 млн.рублей ежегодно для амортизации.

По оценкам экспертов при установке КОИБ штат участковых избирательных комиссий возможно сократить до трёх человек, то есть – фактически на 75%. В этом случае размер компенсационной выплаты на одного члена участковой избирательной комиссии увеличится в четыре раза.

В 2018 году Санкт-Петербургская избирательная комиссия получила из средств федерального бюджета 228 млн. 116 тысяч рублей для обеспечения деятельности участковых избирательных комиссий. Большая часть из этих средств ушла в фонд оплаты труда членов участковых избирательных комиссий.

При сокращении состава участковой избирательной комиссии до трёх членов с правом решающего голоса и повышении их зарплаты вдвое расходы на установку такой системы окупят себе уже через 4 избирательные компании.

В целом такое решение является наиболее оптимальным с точки зрения экономии бюджетных средств и повышения эффективности работы избирательной системы Российской Федерации.

Низкий уровень компетентности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса

Данную проблему предпочтительно решать одновременно с вопросом низкой оплаты труда членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Сокращение кол-ва сотрудников участковой избирательной комиссии позволит территориальным избирательным комиссиям и городской избирательной комиссии гораздо эффективнее проводить обучающие программы на базе собственных подразделений, а также предъявлять более строгие требования к членам участковых избирательных комиссий.

Финансовые затраты в данном сценарии не должны превышать оные на текущий момент, т.к. удорожание обучающих компаний не должно произойти ввиду уменьшения кол-ва рабочих групп.

Альтернативным сценарием является создание системы подготовки членов участковых избирательных комиссий на базе муниципальных образований. В этом случае, при сохранении типовой численности членов участковой избирательной комиссии затраты на обучение должны серьёзно возрасти и приблизиться к отметке в 140 млн. рублей за первый пятилетний срок работы участковой избирательной комиссии Санкт-Петербурга. В последующие сроки сумма должна снизиться до 100-110 млн.рублей за счёт уже созданных программ и материалов подготовки работников участковых избирательных комиссий.

Однако данный сценарий подразумевает серьёзное усложнение системы функционирования участковых избирательных комиссий, а также неминуемо влечёт за собой сопутствующие косвенные экономические издержки.

В целом наиболее оптимален вариант создания системы очной подготовки сокращённого состава участковых избирательных комиссий на базах территориальных избирательных комиссий и городской избирательной комиссии.

Неформальная зависимость участковых избирательных комиссий от территориальных избирательных комиссий

К сожалению, выработать действенные рекомендации по минимизации подобного влияния в данных условиях практически невозможно. И связанно это, в первую очередь, с особенностью назначения председателей участковых избирательных комиссий.

Единственной практикой, позволяющей руководству участковых избирательных комиссий действовать относительно самостоятельно является тесная коллаборация с представителями правозащитных организаций и независимыми СМИ. В этом случае оказание давления на сотрудников участковых избирательных комиссий со стороны территориальных избирательных комиссий может минимизироваться.

Однако подобное сотрудничество влечёт за собой ряд трудностей и рисков, идти на которые председатели участковых избирательных комиссий зачастую не готовы.

Со стороны государства возможным вариантом решения проблемы могло бы стать упразднение территориальных избирательных комиссий в городах федерального значения с передачей части их полномочий городской избирательной комиссии. Это позволило бы высвободить часть бюджетных средств, упростить избирательную систему, а также сделать её более прозрачной и честной.

Для руководства участковых избирательных комиссий откроется больший оперативный простор в случае действия в кризисных ситуациях.

Низкая эффективность предвыборной агитации проводимой членами участковых избирательных комиссий

Выработать конкретное управленческое решение в данном случае проще всего исходя из слабых сторон сегодняшней реализации.

Сегодня участковые избирательные комиссии практически не работают с населением в Интернет пространстве. Социальные сети, развлекательные сайты, новостные ленты практически никаким образом не включаются работниками участковых избирательных комиссий в систему предвыборного информирования и предвыборной агитации избирателей.

Между тем, подобные инструменты не требуют никаких дополнительных финансовых затрат или серьёзной кропотливой работы. И по оценкам специалистов в сфере политтехнологий способны дать от 5% до 12% явки на федеральных выборах.

Недостаточная открытость перед традиционными СМИ также влечёт за собой понижение избирательной явки и делегимитизацию избирательного процесса. Участковым избирательным комиссиям необходимо взаимодействовать в первую очередь с местными СМИ – газетами, радиостанциями, новостными телеканалами.

Предложения по совершенствованию избирательной системы Санкт-Петербурга

1) Внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ касающиеся:

·      упразднения территориальных избирательных комиссий в городах федерального значения

·      сокращения численности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса

2) Центральной избирательной комиссии разработать и законодательно прописать безальтернативную процедуру выборов членов участковой избирательной комиссии.

3) Центральной избирательной комиссии создать «дорожную карту» работы членов участковой избирательной комиссии по информированию граждан о проходящих выборах в сети Интернет.

4) На уровне Санкт-Петербурга принять законодательный акт, регламентирующий процесс образовательной подготовки членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Процесс обучения членов участковых избирательных комиссий возложить на городскую избирательную комиссию и муниципальные образования Санкт-Петербурга по месту нахождения участковых избирательных комиссий.

 

Указанные в данной работе проблемы были определены автором в его предыдущей статье «Организационно-правовые особенности функционирования участковых избира-тельных комиссий Санкт-Петербурга в ходе выборов Президента Российской Федерации 2018 года». Обоснование данных проблем можно обнаружить, ознакомившись с её содержимым.
Данное исследование призвано определить и обосновать самые эффективные управленческие практики, способствующие совершенствованию избирательной системы Санкт-Петербурга.
Низкая заработная плата членов УИК
Данный вопрос возможно решить лишь комплексными мерами, осуществляемыми на федеральном уровне. Государственный бюджет Российской Федерации в 2018 году затратил более 17,6 млрд. рублей на проведение выборов. Из них около 75% ушло на оплату работы сотрудников избирательных комиссий – главным образом участковых.
Без введения технических средств сбора и подсчёта голосов избирателей реальный штат участковых избирательных комиссий возможно сократить более чем на 30% без ущерба для эффективности работы. С 12 членов комиссии с правом решающего голоса до 8. Такое мнение высказали опрошенные автором председатели сразу 5 участковых избирательных комиссий. Данная мера позволит увеличить фонд оплаты труда членов участковой избирательной комиссий сразу на 20-25% (или 30% - 45% на человека).
Альтернативный, хотя и более радикальный, вариант предполагает закупку комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). На данный момент цена такого комплекса колеблется от 150 тыс.рублей до 250 тыс.рублей. В 2017 году центральная избирательная комиссия Российской Федерации заключил договор с МГТУ им.Баумана на поставку 
2000 экземпляров КОИБ со стоимость одного экземпляра в 198 тысяч рублей.
Для укомплектования всех участковых избирательных комиссий Санкт-Петербурга КОИБ потребуется около 380 млн. рублей на закупку оборудования, около 4 млн.рублей на установку оборудования и около 10-15 млн.рублей ежегодно для амортизации. 
По оценкам экспертов при установке КОИБ штат участковых избирательных комиссий возможно сократить до трёх человек, то есть – фактически на 75%. В этом случае размер компенсационной выплаты на одного члена участковой избирательной комиссии увеличится в четыре раза.
В 2018 году Санкт-Петербургская избирательная комиссия получила из средств федерального бюджета 228 млн. 116 тысяч рублей для обеспечения деятельности участковых избирательных комиссий. Большая часть из этих средств ушла в фонд оплаты труда членов участковых избирательных комиссий.
При сокращении состава участковой избирательной комиссии до трёх членов с правом решающего голоса и повышении их зарплаты вдвое расходы на установку такой системы окупят себе уже через 4 избирательные компании.
В целом такое решение является наиболее оптимальным с точки зрения экономии бюджетных средств и повышения эффективности работы избирательной системы Российской Федерации.
Низкий уровень компетентности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса
Данную проблему предпочтительно решать одновременно с вопросом низкой оплаты труда членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 
Сокращение кол-ва сотрудников участковой избирательной комиссии позволит территориальным избирательным комиссиям и городской избирательной комиссии гораздо эффективнее проводить обучающие программы на базе собственных подразделений, а также предъявлять более строгие требования к членам участковых избирательных комиссий.
Финансовые затраты в данном сценарии не должны превышать оные на текущий момент, т.к. удорожание обучающих компаний не должно произойти ввиду уменьшения кол-ва рабочих групп.
Альтернативным сценарием является создание системы подготовки членов участковых избирательных комиссий на базе муниципальных образований. В этом случае, при сохранении типовой численности членов участковой избирательной комиссии затраты на обучение должны серьёзно возрасти и приблизиться к отметке в 140 млн. рублей за первый пятилетний срок работы участковой избирательной комиссии Санкт-Петербурга. В последующие сроки сумма должна снизиться до 100-110 млн.рублей за счёт уже созданных программ и материалов подготовки работников участковых избирательных комиссий. 
Однако данный сценарий подразумевает серьёзное усложнение системы функционирования участковых избирательных комиссий, а также неминуемо влечёт за собой сопутствующие косвенные экономические издержки.
В целом наиболее оптимален вариант создания системы очной подготовки сокращённого состава участковых избирательных комиссий на базах территориальных избирательных комиссий и городской избирательной комиссии.
Неформальная зависимость участковых избирательных комиссий от территориальных избирательных комиссий
К сожалению, выработать действенные рекомендации по минимизации подобного влияния в данных условиях практически невозможно. И связанно это, в первую очередь, с особенностью назначения председателей участковых избирательных комиссий. 
Единственной практикой, позволяющей руководству участковых избирательных комиссий действовать относительно самостоятельно является тесная коллаборация с представителями правозащитных организаций и независимыми СМИ. В этом случае оказание давления на сотрудников участковых избирательных комиссий со стороны территориальных избирательных комиссий может минимизироваться. 
Однако подобное сотрудничество влечёт за собой ряд трудностей и рисков, идти на которые председатели участковых избирательных комиссий зачастую не готовы. 
Со стороны государства возможным вариантом решения проблемы могло бы стать упразднение территориальных избирательных комиссий в городах федерального значения с передачей части их полномочий городской избирательной комиссии. Это позволило бы высвободить часть бюджетных средств, упростить избирательную систему, а также сделать её более прозрачной и честной.
Для руководства участковых избирательных комиссий откроется больший оперативный простор в случае действия в кризисных ситуациях.
Низкая эффективность предвыборной агитации проводимой членами участковых избирательных комиссий 
Выработать конкретное управленческое решение в данном случае проще всего исходя из слабых сторон сегодняшней реализации. 
Сегодня участковые избирательные комиссии практически не работают с населением в Интернет пространстве. Социальные сети, развлекательные сайты, новостные ленты практически никаким образом не включаются работниками участковых избирательных комиссий в систему предвыборного информирования и предвыборной агитации избирателей. 
Между тем, подобные инструменты не требуют никаких дополнительных финансовых затрат или серьёзной кропотливой работы. И по оценкам специалистов в сфере политтехнологий способны дать от 5% до 12% явки на федеральных выборах. 
Недостаточная открытость перед традиционными СМИ также влечёт за собой понижение избирательной явки и делегимитизацию избирательного процесса. Участковым избирательным комиссиям необходимо взаимодействовать в первую очередь с местными СМИ – газетами, радиостанциями, новостными телеканалами. 
Предложения по совершенствованию избирательной системы Санкт-Петербурга
1) Внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ касающиеся:
упразднения территориальных избирательных комиссий в городах федерального значения 
сокращения численности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса
2) Центральной избирательной комиссии разработать и законодательно прописать безальтернативную процедуру выборов членов участковой избирательной комиссии.
3) Центральной избирательной комиссии создать «дорожную карту» работы членов участковой избирательной комиссии по информированию граждан о проходящих выборах в сети Интернет.
4) На уровне Санкт-Петербурга принять законодательный акт, регламентирующий процесс образовательной подготовки членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 
Процесс обучения членов участковых избирательных комиссий возложить на городскую избирательную комиссию и муниципальные образования Санкт-Петербурга по месту нахождения участковых избирательных комиссий. 
 
Список литературы:
1. Верзилина Ирина Геннадьевна Профессионализация участковых избирательных комиссий: теория и практика // Вестник ВятГУ. 2014. №1. 
2. Добровольский П. Е. Избирательная комиссия муниципального образования: компетенция, полномочия, организация деятельности // Бизнес в законе. 2010. №1. 
3. Липайкина М.И. Социально-политические и электоральные процессы в Республике Коми // Скиф. 2018. №1 (17).
4. Мусагитова Я. Я., Особенности японской системы мотивации труда и возможности её применения в условиях России // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. №16. С. 115-117.
5. Надпорожский И.А. Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. №1 (17). С. 117-121.
6. Рыкова Л.В. Конституционные принципы деятельности участковых избирательных комиссий // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. 
7. Соловьева А.А., Остроушко А.В. Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации: основные риски // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. №4 (20). С. 97-101.
8. Шаронова А.М. Что делать с численностью государственных служащих? Оптимизировать или расширять? // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. №14. С. 138-143.