Статья:

Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лукашова Д.Г. Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 13(34). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/34/38702 (дата обращения: 03.06.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства в Российской Федерации

Лукашова Дарья Геннадьевна
магистрант, ФГУП «Российский государственный университет Правосудия» Крымский филиал, РФ, г. Севастополь

 

Аннотация. Статья посвящена насущным проблемам административно-деликатного законодательства в Российской Федерации. В ходе работы поднят вопрос о необходимости дальнейшей модернизации и корректировки КоАП РФ, обоснованна необходимость придания ему системности порядка внесения изменений, высказаны предложения по осуществлению данных процессов.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, административные правонарушения, бессистемность, модернизация, кодифицированная база.

 

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, административно-деликтное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации, а также законов ее субъектов. За последнее время произошло огромное количество изменений, как социально-экономической сферы, так и в политической сфере, так же произошли множественные преобразования в законодательстве, что не могло оставить без изменений и административно-деликтное законодательство Российской Федерации [1].

Так, с момента вступления в законную силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что произошло практически 16 лет назад, а именно 01 июня 2002 года, непрерывно осуществлялись и продолжают осуществляться внесения изменений в данный нормативно правовой акт[2].

Например, крайние изменения в КоАП РФ были внесены уже в феврале 2018 года. Это отражено в Федеральном законе от 05.02.2018 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года»[3].

Безусловно, данные изменения имеют логическое обоснование – необходимость конкретизации и урегулирования возможных проблем, которые могут возникнуть в связи с проведением чемпионата мира по футболу, а именно определения конкретных мер административной ответственности за незаконную продажу билетов на предстоящие матчи.

Что же касается изменений, проводимых ранее, причины их были довольно разнообразны. Начиная от мелких преобразований, изменений мер пресечения, упразднения или наоборот выделения определенного деяния как преступного, и требующего определения также мер административной ответственности. Всему этому, как мы и говорили выше, есть основная причина – непрерывно прогрессирующие изменения, происходящие с течением времени, в Российской Федерации и на территории ее субъектов.

Все чаще становился актуальным вопрос действия закона во времени. Когда они нормативно правовые акты теряли свою силу, что отражалось в той или иной степени на других нормативно правовых актах в области административного права. Или появлялись новые подзаконные акты, что также отражается на административно-деликатном законодательстве и отсюда появляется необходимость внесения изменений, издание новых статьей.

Нами был проведен анализ изменений, произошедших в результате активной модернизации КоАП РФ, а также изучение мнений ученых, излагающих свои позиции, касающиеся административного права и преобразований, которые в нем происходили и происходят.

В результате чего мы пришли к выводу, что данным изменениям присуща бессистемность, в результате которой происходит множество затруднений практического применения норм КоАП РФ, в том числе множество технико-юридических проблем.

Стоит учитывать специфику КоАП РФ, ведь это единственный нормативно правовой акт, который не имеет сквозной нумерации. Иными словами, нет единой системы, по которой будут внесенные изменения, а, следовательно, новой появившейся статье не присваивается новый порядковый номер, следующий за предыдущим, а дополняется попросту внутри уже имеющейся статьи. При этом возможен вариант дополнения новой статьей, как в середине, так и в конце, на расстоянии, т.е. единой системы не существует. Что по нашему мнению является действительно значимой насущной проблемой.

В качестве примера можно привести главу 5 Кодекса, где законодатель попросту дополнил данную главу новыми статьями «разбросав» их в разные части главы, несмотря на то, что они имели общий видовой объект (ст. 5.25; ст. 5.52; ст. 5.58) [4].

Иная ситуация с главой 15 КоАП РФ, где новые статьи стали частью структуры главы, исходя из видового объекта правонарушения. Так, например, появились статьи, которые являлись подпунктом другой статьи, начиная от ст. 15.15.1 и заканчивая 15.15.16, далее следовала уже 16 статья [5].

И так примеров, свидетельствующих об отсутствии системности довольно много.

Так, в соответствии с мнением доцента кафедры административного права и процесса, кандидата юридических наук П.В. Ремизова, в результате развития юридической науки, а в частности норм административного права проблема критика законодательства становятся как никогда актуальной. Он утверждает, что возникают реальные затруднения в области практики правового регулирования и правового применения норм административно-деликтного права [8, с. 144].

Изучая научную литературу, касающуюся административного законодательства и происходящих в нем изменений, мы пришли к выводу, что, несмотря на множество вносимых новых статей КоАП РФ в своем нынешнем виде устарел.

По мнению В. Д. Плесовских, профессора кафедры административного и финансового права, КоАП РФ требует кардинальных изменений, а именно корректировке на абсолютно новой доктринальной и концептуальной основе [6, с. 14].

Свои предложения по развитию и аргументированию процесса корректировки административно-деликтного законодательства, вносили в своих трудах такие деятели науки, как А.В. Кирин, А.Н. Дерюга. Именно А.Н. Дерюга детально обосновал необходимость концептуально-прикладного развития административной деликтологии. Далее требуется, чтоб законодатель обратил внимание на данные разработки и предложения.

Причину, по которой необходимо уделять пристальное внимание разработанным предложениям по преобразованию и корректировке административно-деликтного законодательства, изложил в своих трудах кандидат юридических наук С.Н. Алексеев.

Так, по его мнению, качество законодательства - одно из основных условий эффективного функционирования механизма обеспечения правопорядка в Российской Федерации [7, с. 10].

По нашему мнению, полная корректировка административно-деликтного законода­тельства, позволит разрешить нависающие проблемы правоприменения и проблемы системности. Ведь однажды уже был такой этап в преобразовании (корректировке), если можно так сказать, административно-деликтного законодательства, когда был принят и вступил в силу КоАП Российской Федерации, а, следовательно, нормы действующего ранее КоАП РСФСР были признаны как утратившие силу.

Тогда же, в июне 2002 года утратившими силу были признаны полностью или частично 135 иных нормативно правовых актов РСФСР и РФ, нормы об административных правонарушениях, содержавшиеся в законах и иных нормативных правовых актах бывшего СССР.

Тогда то и была создана единая кодифицированная база административной ответственности.

Прошел достаточный период времени, а процесс модернизации так и продолжается, по нашему мнению он должен принять более глобальный характер, после осуществления которого можно было бы с уверенностью сказать, что КоАП РФ систематизированный нормативно правовой акт, который легок не только в понимании, но и применении, статьи которого не противоречат Конституции РФ и действующему законодательству, и не противоречат друг другу.

А главное, чтоб изложение шло по порядку, по общим группам и направленностям, согласно видовому объекту преступления, за которое полагается административная ответственность.

В заключении хочется сказать, что КоАП РФ сложный нормативно правовой акт, в большей степени из-за структуры его содержания, в том числе, потому что регулирует обширный круг правоотношений административной ответственности, как материальные, так и компетенционные и процессуальные. Безусловно, он сохранил все же в себе структуру кодекса, действующего ранее, до принятия КоАП РФ, учитывая при этом в своих статьях накопленный опыт, тенденции развития общества, права, современные реалии, но требует полной корректировки, чтоб правоприменитель имел возможность максимально эффективно, точно и законно применять его статьи.

Также, по нашему мнению реформирование КоАП РФ имеет еще немало важных обоснованных причин осуществления.

За счет данного процесса, возможно в первую очередь, повышение эффективности административно-правовых средств борьбы с правонарушениями и преступностью.

Так как изменения, которые вносятся законодателем в КоАП РФ, в большинстве случаев касаются изменения размеров наказания, а в частности его увеличения и как мы говорили ранее, вносятся бессистемно и не имеют какой либо последовательности. По причине этого страдает содержание норм, которые устанавливают административную ответственность и меры наказания, что в конченом итоге сказывается правильности их применения.

Только грамотно организованный мониторинг позволит выявить недостающие пробелы, противоречия, которые также, к слову, имеют место быть, когда одна статья фактически противоречит другой, а обе они законодательно закреплены.

Также следует не только систематизировать порядок внесения изменений, но определить временной отрезок для осуществления данного действия.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018)// Собрание законодательства Российской Федерации от 07 января 2002 года № 1 (часть I) ст. 1.
3. Федеральный закон от 05.02.2018 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» // Собрание законодательства Российской Федерации 2018 г. № 1, ст.21, 30, 35, 48.
4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27, ч. 2, ст. 2708.
5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Рос¬сийской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. ст.4191.
6. Актуальные проблемы административной ответственности: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 24 мая 2013 г.): сборник материалов. Омск: Омский юридический институт, 2013. -204 с.
7. Алексеев С.Н.: Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2011 г. – 34 с.
8. Ремизов П.В. Методологические предпосылки общетеоретического исследования феномена «критика законодательства». Издательство ВЮИ ФСИН России. Владимир. 2009 г. - 143-148.