Статья:

Источники регулирования трансграничного банкротства юридических лиц

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шатилова М.А. Источники регулирования трансграничного банкротства юридических лиц // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/40/40843 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Источники регулирования трансграничного банкротства юридических лиц

Шатилова Маргарита Александровна
магистрант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

SOURCES OF REGULATION OF CROSS-BORDER BANKRUPTCY OF LEGAL ENTITIES

 

Margarita Shatilova

undergraduate of the Law Institute of Russian University of transport (MIIT), Russia, Moscow

 

Аннотация. Данная статья представляет источники регулирования трансграничного банкротства юридических лиц. История попыток регулирования трансграничного банкротства. А также ряд существенных шагов на пути к унификации норм, регулирующих трансграничное банкротство.

Abstract. This article presents the sources of regulation of cross-border bankruptcy of legal entities. the history of attempts to regulate cross-border bankruptcy. As well as a number of significant steps towards the unification of rules governing cross-border bankruptcy.

Ключевые слова: законодательство, трансграничная несостоятельность, банкротство.

Keywords: legislation, cross-border insolvency, bankruptcy.

 

Институт трансграничной несостоятельности на данном этапе своего развития среди источников правового регулирования имеет национальное законодательство государств, двусторонние договоры, многосторонние конвенции, регламенты, типовые законы и иные, имеющие различную по своей значимости роль документы.

История попыток регулирования трансграничного банкротства на двусторонней основе государствами, имеющими прочные экономические связи, насчитывает не один десяток лет.

В таки соглашениях договаривающиеся государства обычно придерживались принципа единого производства по делам о трансграничном банкротстве признанием места основного ведения бизнеса (place of business), полномочий иностранного ликвидатора (управляющего).

Сфера применения таких договоров, необходимо отметить, со вступлением в силу Регламента Европейского Парламента о процедурах несостоятельности 1346/2000 [1] сильно ограничен [1].

Двусторонние договоры государств-членов Европейского Союза, могут быть применены только к вопросам, которые является не урегулированными в самом Регламенте.

Кроме того, множество раз были предприняты попытки прийти к соглашению между большим количеством государств, т.е. разработать универсальную международную конвенцию.

Однако существование различных подходов к вопросам банкротства в разных странах создает непреодолимые трудности в разработке и принятии соответствующего международного документа.

Главной проблемой в принятии такого договора является вопрос применимого права, которым будут руководствоваться суды при разрешении вопросов банкротства.

В частности, в 1925 году Гаагской конференцией по международному частому праву была разработана Конвенция о банкротстве, однако в силу она таки не вступила.

Кроме того, в 1960 году был разработан проект Европейской конвенции, в основание которого был заложен принцип единого производства по делам трансграничного банкротства и таким образом государства-участники взаимно признавали эти производства.

Планировалось, что возбуждение производства по делу о трансграничном банкротстве автоматически исключало возможность тог, что аналогичное дело могло быть принято судом другого государства-участника. Однако Конвенция так и не вступила в силу, из-за разногласий между странами Европейского Союза по основным положениям данного документа.

К ряду существенных шагов на пути к унификации норм, регулирующих трансграничное банкротство следует отнести такие документы:

· особый раздел Кодекса Бустманте 1928 г., содержащий нормы о регулировании трансграничного банкротства. Данный раздел является приложением к Конвенции о международном частном праве 1928 года;

· Скандинавская конвенция по вопросам банкротства между Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией и Исландией, заключенной в Копенгагене в 1933 году;

· Американский Институт Права предпринимал попытки решения проблем трансграничного банкротства.

· Организация по гармонизации коммерческого права в Африке приняла в 2015 г. Единообразный закон о несостоятельности.

Отдельно следует уделить внимание таким попыткам регионального урегулирования международно-правовых норм, рассчитанных на регулирование трансграничного банкротства среди стран Европейского союза как:

· Европейская Конвенция о некоторых международных аспектах банкротства 1990 г.

· Конвенция Европейского союза о трансграничной несостоятельности 1995 г.

5 июля 1990 года в Стамбуле была подписана Европейская Конвенция о некоторых международных аспектах банкротства 1990 г [2]. Одной из главных идей данного соглашения, является предоставление ликвидатору, которого назначает то государство-участник, где была начата процедура банкротства, исполнять свое предназначение (управление и распоряжение имущества должника) и в той стране, где это имущество располагается. В случае возникновения подобной ситуации ликвидаторы должны соблюдать законы страны-партнера.

Кроме того, Конвенция предоставляет такую возможность, как повторная процедура банкротства. И такая повторная процедура может быть возбуждена в любом ином государстве-участнике Конвенции, в котором располагается имущество обанкротившегося должника. При этом для возбуждение повторной процедуры банкротства нет никакой необходимости в доказывании банкротства должника, уже факт наличия первичного производства в ином государстве-участнике является достаточным основанием. В случае, если начата такая повторная процедура, то она должна вестись по законам то страны, где она была возбуждена.

В случае, если кредиторы должника находятся в различных государствах-участниках, в Конвенции содержится механизм, который позволяет кредиторам обращаться непременно в суд того государства-участника, где должник имеет свое постоянное место ведения хозяйственной деятельности.

По-видимому, Конвенция могла бы стать используемым соглашением для решения вопросов трансграничного банкротства, однако не смогла набрать достаточное количество ратификаций и как следствие в силу не вступила. Причиной этому послужило довольно серьезное разобщение законодательств европейских стран по данному вопросу, поэтому единое регулирование трансграничного банкротства на тот этап развития Европейского Союза не представлялось возможным.

23 ноября 1995 года была принята Конвенция Европейского союза о трансграничной несостоятельности [2]. Действие Конвенции распространяется лишь на совместную деятельность по вопросам трансграничного банкротства государств-участников Европейского Союза и не распространяется, если в подобных вопросах появляются государства не члены ЕС. Также, как и в предыдущей Конвенции от 1990 г. Конвенция 1995 года содержит механизмы, позволяющие проводить повторные (вторичные) процедуры банкротства, тем самым давая возможность для взаимодействия всех участников такой процедуры как первичной, так и вторичной.

Одним из важных моментов Конвенции, в регулировании производств по делам трансграничного банкротства, являлось правило, с помощью которого любое производство, открытое судом государства-члена Европейского Союза, также должно быть признаны и на территории остальных государств ЕС.

Ранее подобные условия действовали лишь на уровнях двусторонних соглашений, а также скандинавскими странами на региональном уровне, путем заключения Конвенции о которой мы уделим внимание позже.

Основное производство, согласно Конвенции 1995 года, должно быть открыто в том государстве, где находится предприятие должника или по месту его основного ведения бизнеса.

Как было указано ранее, Конвенция предусматривает возможность вторичной процедуры банкротства, но здесь необходимо отметить то, что такое вторичное производство будет вестись только в отношении тех активов обанкротившегося должника, которые находятся на территории того государства, где было возбуждена подобная процедура.

Такой подход и в настоящее время используется в большинстве моделей регулирования трансграничного банкротства.

 

Список литературы:
1. Wessels B. Bilateral Bankruptcy Treaties: A Bygone Instrument? Selected Essays. The Hague-London-Boston: Kluwer Law International, 1999. P. 268-273.
2. Ерпылева Н.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. – М.: Манускрипт, 1997. С. 708-723.

 


[1] Данный документ утратил силу, на смену ему пришел Регламент Европейского Парламента о процедурах несостоятельности №2015/848 принятый 25.07.2015 года.