Статья:

РОЛЬ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Журомская Е.А. РОЛЬ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177563 (дата обращения: 24.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Журомская Екатерина Александровна
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Эффективность использования государственных средств является важнейшим условием стабильности национальной экономики и социальной сферы. От того, насколько рационально расходуются бюджетные ресурсы, зависит реализация приоритетных государственных программ, развитие инфраструктуры и уровень доверия общества к органам власти. В этой системе особое место занимает Счётная палата Российской Федерации, выполняющая функции внешнего государственного финансового контроля.

Счётная палата РФ была создана для обеспечения парламентского контроля за исполнением федерального бюджета и использования государственных средств. Её задачи включают проведение аудита бюджетных расходов, проверку государственных закупок, мониторинг целевого характера субсидий и субвенций, а также подготовку аналитических отчётов для Федерального Собрания.

Деятельность Счётной палаты направлена не только на выявление фактов нецелевого использования средств, но и на повышение прозрачности государственных финансов. Публикация результатов проверок способствует формированию общественного контроля и стимулирует органы исполнительной власти учитывать замечания аудиторов при дальнейшей работе.

Роль Счётной палаты выходит за рамки простой проверки законности расходования средств. На практике её деятельность способствует выработке рекомендаций по оптимизации бюджетных потоков, устранению дублирующих расходов, улучшению качества планирования.

Особое значение имеет аудит эффективности, который анализирует не только законность, но и целесообразность расходов. Это позволяет оценить, достигнуты ли заявленные цели государственных программ и насколько оправданы понесённые затраты. Такой подход сближает российскую практику с международными стандартами финансового контроля.

Несмотря на активное развитие, система государственного финансового контроля сталкивается с рядом проблем. Среди них — необходимость оперативного реагирования на нарушения в условиях цифровизации экономики, риск недостаточной прозрачности в отдельных секторах, а также высокая вероятность коррупционных проявлений в сфере госзакупок.

Для повышения эффективности контроля Счётная палата активно внедряет цифровые технологии и аналитические инструменты. Внедрение систем мониторинга исполнения бюджета в режиме реального времени, использование технологий больших данных и искусственного интеллекта позволяют повысить скорость и глубину анализа. Кроме того, значительное внимание уделяется подготовке кадров, способных сочетать компетенции в области финансового контроля и цифровой аналитики.

В условиях глобализации российская система государственного финансового контроля всё более ориентируется на использование лучших международных практик. Особое внимание уделяется стандартам INTOSAI (Международной организации высших органов аудита), которые закрепляют единые подходы к оценке эффективности государственных расходов. Их внедрение позволяет повысить качество отчетности, сделать её сопоставимой с зарубежными аналогами и обеспечить транспарентность перед гражданами.

Цифровизация экономики открывает новые возможности для анализа бюджетных потоков. Использование больших данных и искусственного интеллекта позволяет в автоматическом режиме выявлять аномальные транзакции, предсказывать вероятность нарушений и минимизировать человеческий фактор при проведении аудита. Такой подход значительно повышает скорость реагирования на выявленные нарушения и снижает вероятность коррупционных практик.

Не менее важной задачей является развитие института парламентского контроля, в рамках которого деятельность Счётной палаты интегрируется с работой комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Это позволяет превратить результаты проверок не только в диагностический инструмент, но и в основу для корректировки законодательства и стратегических приоритетов бюджета.

В перспективе до 2030 года перед системой государственного финансового контроля стоит задача создания единого цифрового пространства контроля и аудита. Оно должно объединять данные федерального и регионального уровней, интегрироваться с государственными информационными системами закупок и налогового администрирования. Реализация этой задачи позволит обеспечить комплексный мониторинг эффективности бюджетных расходов и усилить доверие общества к государственным институтам.

Счётная палата Российской Федерации является ключевым институтом в обеспечении эффективности государственных расходов. Она выполняет не только контрольные, но и аналитические функции, формируя рекомендации по оптимизации бюджетных процессов и предупреждению нарушений. В современных условиях, когда государственные ресурсы ограничены, именно эффективный финансовый контроль становится залогом устойчивого развития и повышения доверия общества к власти.

 

Список литературы:
1. Баранов П. П. Государственный финансовый контроль: современные тенденции. — М.: Финансы и статистика, 2021.
2. Ефремова Е. И. Анализ и оценка факторов, снижающих эффективность системы внутреннего контроля организации // Финансовый журнал. — 2021. — № 6. — С. 112–120.
3. Ефремова Е. И. Внутренний контроль финансовых результатов в плодоовощной торговле: дис. канд. экон. наук. — М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013.
4. Государственная программа Российской Федерации «Цифровая экономика». — М., 2022.
5. Счётная палата Российской Федерации. Годовой отчёт о деятельности. — М., 2023.
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1655.