Статья:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАС РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гвоздь Д.М. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАС РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177590 (дата обращения: 23.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАС РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Гвоздь Денис Михайлович
студент, Высшая школа экономики и бизнеса, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается место Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в системе финансового аудита и финансового контроля (ФАиФ). Анализируются проблемы межведомственного взаимодействия, вызванные дуализмом функций ФАС, и предлагаются теоретические подходы к их решению для повышения эффективности контроля за использованием государственных средств.

 

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, ФАС России, антимонопольное регулирование, контроль за госзакупками, межведомственное взаимодействие, система ФАиФ.

 

Введение.

Современная система государственного финансового контроля (ГФК) России представляет собой многокомпонентный механизм, важное место в котором занимает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Деятельность ФАС в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе имеет прямое отношение к целям ГФК, направленным на эффективное и целевое использование бюджетных средств.

Однако место и роль ФАС в единой системе финансового аудита и контроля остаются дискуссионными, что обусловливает актуальность данного исследования.

Место ФАС России в системе ФАиФ: теоретический аспект

Традиционно ядро системы ГФК образуют органы, осуществляющие последующий финансовый контроль и аудит (Счетная палата РФ, Росфиннадзор).

ФАС России, будучи в первую очередь регулятором в сфере конкуренции и естественных монополий, выполняет контрольно-надзорные функции преимущественно на стадии планирования и размещения государственного заказа.

Таким образом, ФАС является субъектом предварительного и текущего контроля в рамках контрактной системы.

Ее деятельность направлена на обеспечение принципов конкуренции, прозрачности и добросовестности при расходовании бюджетных средств, что создает фундамент для их последующего эффективного использования.

С точки зрения теории ГФК, ФАС можно отнести к органам оперативно-функционального контроля, специализирующимся на конкретном сегменте финансовых отношений – государственных закупках.

Проблемы взаимодействия ФАС с другими органами ГФК

Дуализм функций ФАС (антимонопольное регулирование и контроль в сфере закупок) порождает ряд проблем во взаимодействии с «классическими» органами финансового контроля:

1. Разрозненность информационных потоков.

Данные мониторинга и контроля ФАС (результаты плановых и внеплановых проверок, реестр недобросовестных поставщиков) не всегда в полной мере и в оперативном режиме интегрированы в информационные системы Росфиннадзора или Счетной палаты.

2. Дублирование и пересечение полномочий.

В некоторых случаях возможно пересечение предмета проверок ФАС и Росфиннадзора, что создает избыточную нагрузку на проверяемых субъектов и ведет к нерациональному использованию ресурсов контролирующих органов.

3. Различие методологических подходов.

ФАС акцентирует внимание на соблюдении процедурных норм законодательства о контрактной системе, в то время как Росфиннадзор и Счетная палата – на законности и эффективности целевого расходования средств по уже исполненным контрактам.

Это приводит к «разрыву» в оценке всего цикла использования бюджетных средств.

Теория решений: пути оптимизации взаимодействия

Для преодоления указанных проблем необходима институциональная и функциональная конвергенция органов ГФК.

В качестве основных направлений решения можно предложить:

1. Создание единой межведомственной информационной платформы, аккумулирующей данные от ФАС, Росфиннадзора, Казначейства России и Счетной палаты.

Это позволит осуществлять сквозной мониторинг всего жизненного цикла бюджетных средств – от планирования закупки до исполнения контракта.

2. Разработка и утверждение комплексных методик проведения совместных контрольных мероприятий.

Совместные проверки ФАС и Росфиннадзора позволят оценить как procedural compliance (соблюдение процедур), так и performance audit (аудит эффективности) в рамках одного мероприятия.

3. Закрепление на законодательном уровне механизма обязательного информационного обмена, включая автоматическую передачу реестров недобросовестных поставщиков и результатов проверок для формирования единой базы рисков.

Заключение

ФАС России является неотъемлемым элементом системы государственного финансового контроля, выполняющим критически важную функцию «входного контроля» в контрактной системе.

Однако для максимизации ее вклада в обеспечение эффективности расходования публичных финансов требуется углубление интеграции с другими субъектами ГФК.

Реализация предложенных мер по совершенствованию межведомственного взаимодействия будет способствовать созданию целостной, непротиворечивой и эффективной системы финансового аудита и контроля в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2024).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.01.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Ефремова Е.И. Правовой статус Федеральной антимонопольной службы в системе государственного финансового контроля // Финансовое право. – 2020. – № 5. – С. 25-29.
4. Ефремова Е.И. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник университета. – 2021. – № 3. – С. 112-118.
5. Капкаев Ю.Ш. Государственный финансовый контроль: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 255 с.
6. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). – URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2023).