ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАС РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАС РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается место Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в системе финансового аудита и финансового контроля (ФАиФ). Анализируются проблемы межведомственного взаимодействия, вызванные дуализмом функций ФАС, и предлагаются теоретические подходы к их решению для повышения эффективности контроля за использованием государственных средств.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, ФАС России, антимонопольное регулирование, контроль за госзакупками, межведомственное взаимодействие, система ФАиФ.
Введение.
Современная система государственного финансового контроля (ГФК) России представляет собой многокомпонентный механизм, важное место в котором занимает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Деятельность ФАС в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе имеет прямое отношение к целям ГФК, направленным на эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Однако место и роль ФАС в единой системе финансового аудита и контроля остаются дискуссионными, что обусловливает актуальность данного исследования.
Место ФАС России в системе ФАиФ: теоретический аспект
Традиционно ядро системы ГФК образуют органы, осуществляющие последующий финансовый контроль и аудит (Счетная палата РФ, Росфиннадзор).
ФАС России, будучи в первую очередь регулятором в сфере конкуренции и естественных монополий, выполняет контрольно-надзорные функции преимущественно на стадии планирования и размещения государственного заказа.
Таким образом, ФАС является субъектом предварительного и текущего контроля в рамках контрактной системы.
Ее деятельность направлена на обеспечение принципов конкуренции, прозрачности и добросовестности при расходовании бюджетных средств, что создает фундамент для их последующего эффективного использования.
С точки зрения теории ГФК, ФАС можно отнести к органам оперативно-функционального контроля, специализирующимся на конкретном сегменте финансовых отношений – государственных закупках.
Проблемы взаимодействия ФАС с другими органами ГФК
Дуализм функций ФАС (антимонопольное регулирование и контроль в сфере закупок) порождает ряд проблем во взаимодействии с «классическими» органами финансового контроля:
1. Разрозненность информационных потоков.
Данные мониторинга и контроля ФАС (результаты плановых и внеплановых проверок, реестр недобросовестных поставщиков) не всегда в полной мере и в оперативном режиме интегрированы в информационные системы Росфиннадзора или Счетной палаты.
2. Дублирование и пересечение полномочий.
В некоторых случаях возможно пересечение предмета проверок ФАС и Росфиннадзора, что создает избыточную нагрузку на проверяемых субъектов и ведет к нерациональному использованию ресурсов контролирующих органов.
3. Различие методологических подходов.
ФАС акцентирует внимание на соблюдении процедурных норм законодательства о контрактной системе, в то время как Росфиннадзор и Счетная палата – на законности и эффективности целевого расходования средств по уже исполненным контрактам.
Это приводит к «разрыву» в оценке всего цикла использования бюджетных средств.
Теория решений: пути оптимизации взаимодействия
Для преодоления указанных проблем необходима институциональная и функциональная конвергенция органов ГФК.
В качестве основных направлений решения можно предложить:
1. Создание единой межведомственной информационной платформы, аккумулирующей данные от ФАС, Росфиннадзора, Казначейства России и Счетной палаты.
Это позволит осуществлять сквозной мониторинг всего жизненного цикла бюджетных средств – от планирования закупки до исполнения контракта.
2. Разработка и утверждение комплексных методик проведения совместных контрольных мероприятий.
Совместные проверки ФАС и Росфиннадзора позволят оценить как procedural compliance (соблюдение процедур), так и performance audit (аудит эффективности) в рамках одного мероприятия.
3. Закрепление на законодательном уровне механизма обязательного информационного обмена, включая автоматическую передачу реестров недобросовестных поставщиков и результатов проверок для формирования единой базы рисков.
Заключение
ФАС России является неотъемлемым элементом системы государственного финансового контроля, выполняющим критически важную функцию «входного контроля» в контрактной системе.
Однако для максимизации ее вклада в обеспечение эффективности расходования публичных финансов требуется углубление интеграции с другими субъектами ГФК.
Реализация предложенных мер по совершенствованию межведомственного взаимодействия будет способствовать созданию целостной, непротиворечивой и эффективной системы финансового аудита и контроля в Российской Федерации.
