РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT AND POPULARIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG YOUTH
Telekaev Nikita Aleksandrovich
Student, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow
Shcherbin Dmitry Vladimirovich
Academic Supervisor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Education, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье рассматривается и потенциал технологий искусственного интеллекта в трансформации подхода к физической культуре и спорту среди молодежи. Рассматриваются различные способы применения ИИ: от генерации тренировочных планов и до анализа техники выполнения упражнений. Проводиться анализ влияния цифровых инструментов на вовлеченность молодежи.
Abstract. The article analyzes the role and potential of artificial intelligence (AI) technologies in transforming approaches to physical culture and sports among youth. It examines key areas of AI application: from personalized training programs and exercise technique analysis to gamification and the use of virtual reality to increase motivation. The impact of digital tools on youth engagement in sports activities is analyzed. Recommendations are developed for integrating AI technologies into educational and leisure programs to promote a healthy lifestyle.
Ключевые слова: искусственный интеллект, спорт, физическая культура, молодежь, популяризация, ИИ.
Keywords: artificial intelligence, physical culture, sports, youth, popularization, digital technologies, personalization, gamification.
Введение
В современном цифровом мире наблюдается любопытная ситуация: Технологии, которые были созданы для улучшения качества жизни, наоборот, привели к ухудшению физической активности, особенно среди молодых слоев населения.
Погружение в соцсети, игры и прочие способы электронного эскапизма отнимает время и силы, которые могли бы быть использованы для занятий спортом. Из-за этого возникает острая необходимость в пересмотре подходов к популяризации физической культуры среди молодежи. Одним из возможных способов решения данной проблемы может послужить Искусственный Интеллект.
Цель данной статьи - проанализировать каким образом ИИ может способствовать повышению интереса к спорту у молодежи.
Искусственный интеллект как ваш личный тренер:
Решение проблемы доступности и качества
Индивидуальный план тренировок [1]
Одной из главных трудностей молодежи на пути к спорту является отсутствие возможности заниматься с квалифицированным тренером. Услуги профессиональных тренеров стоят дорого, а в школьных секциях индивидуальному участнику уделяется недостаточно внимания. Искусственный интеллект предлагает эффективное решение данной проблемы, самостоятельно выступая в роли тренера. В отличие от тренировочных планов, скачанных из интернета, ИИ может создать по-настоящему индивидуальный план, основываясь на личных характеристиках каждого пользователя: рост, возраст, пол, вес, цели, предпочтения… С помощью устройств наподобие фитнес-браслетов, ИИ может получать данные в реальном времени, для более точной корректировки нагрузки.

Рисунок 1. Использование ИИ в спорте
Анализ и коррекция техники
Неправильная техника – прямой путь к травмам и плато. ИИ может решить данную проблему с помощью технологий компьютерного зрения. Используя камеру пользователя приложение анализирует движения пользователя во время выполнения упражнений. Алгоритм, обученный на тысячах правильных примеров обучения, дает обратную связь: «Держи спину прямо», «Делай в полную амплитуду» и т.д.
Повышение мотивации с помощью геймификации
Самая совершенная тренировочная программа бесполезна, если у человека нет мотивации ей следовать. Молодежь, выросшая в эпоху видеоигр и социальных сетей, особенно восприимчива к интерактивным и соревновательным элементам. ИИ позволяет интегрировать эти механики в спортивный процесс, превращая рутинные упражнения в увлекательное занятие. Статистика подтверждает этот тренд: исследования показывают, что геймифицированные фитнес-приложения увеличивают вовлеченность пользователей и продолжительность занятий в среднем на 48% по сравнению с обычными трекерами активности… [2]
Основными инструментами геймификации являются:
- Система достижений и наград
За каждую выполненную тренировку пользователь получает очки, которые можно потратить на что-нибудь или на увеличение уровня.
- Соревновательный элемент
Платформа позволяет состязаться с другими игроками или своими друзьями.
- Виртуальные миры и погружение
Технологии виртуальной реальности (VR) позволяют вывести тренировки на новый уровень. С их помощью пользователь сможет провести тренировку в виртуальном окружении, что намного повышает интерес. [3]
Таким образом, ИИ меняет само восприятие спорта: из скучной обязанности он превращается в интересный и социально значимый досуг.
Возможные проблемы и недостатки
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение ИИ технологий в спорт все же имеет некоторые проблемы и недостатки, о которых следует знать.
1. Конфиденциальность и безопасность данных. [4]
Фитнес-приложения собирают огромное количество информации: от данных о местоположении до показателей сердечного ритма и сна. Возникают резонные вопросы: как эти данные хранятся, кто имеет к ним доступ и не могут ли они быть использованы в коммерческих или иных целях без ведома пользователя? Утечка такой информации может иметь серьезные последствия.
2. Риск поверхностного подхода и травм.
Алгоритм, каким бы сложным он ни был, не идеален. ИИ не видит мышцы, не чувствует эмоционального состояния человека и может неверно интерпретировать сигналы тела. Чрезмерное доверие к цифровому помощнику может привести к травмам, усталости, выгоранию.
3. Цена.
Эффективные ИИ-решения часто требуют наличия дорогостоящих устройств: смартфона, умных часов, VR-шлема. Это создает трудности для определенных слоев населения.
Вывод. Искусственный интеллект обладает огромным потенциалом для популяризации физической культуры и спорта среди молодежи. Он способен решить проблемы доступности, персонализации и мотивации, предлагая инструменты, которые делают спорт более эффективным, безопасным и увлекательным. [5]
Персональные планы тренировок, анализ техники в реальном времени и геймификация уже сегодня меняют отношение молодого поколения к физической активности.
Вместе с тем, нельзя игнорировать риски, связанные с безопасностью персональных данных, возможностью травм из-за отсутствия человеческого контроля и цифровым неравенством. Дальнейшее развитие технологий должно идти по пути создания не только умных, но и безопасных систем.
Таким образом, цель искусственного интеллекта не заменить традиционные виды спорта и живое общение с тренером, а дополнить их.

