Статья:

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Горшенкова А.Р. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 36(345). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/178957 (дата обращения: 27.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Горшенкова Анастасия Романовна
студент ФГБОУ ВО Университет «Дубна», РФ, г. Москва
Бунина Сона Григорьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Университет «Дубна», РФ, г. Москва

 

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF ADVOCACY IN RUSSIA

 

Gorshenkova Anastasia Romanovna

Student Dubna University, Russia, Moscow

Bunina Sona Grigoryevna

Academic Supervisor, PhD in Law, Associate Professor, Dubna University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье проводится историко-правовой анализ становления адвокатской деятельности в России. Особое внимание уделяется институту адвокатской деятельности на разных этапах его развития в России.

Abstract. This article provides a historical and legal analysis of the formation of advocacy in Russia. Special attention is paid to the institution of advocacy at different stages of its development in Russia.

 

Ключевые слова: историко-правовой анализ, адвокатура, адвокатская деятельность, закон.

Keywords: historical and legal analysis, advocacy, advocacy, law.

 

Термин «адвокатура» берет свое начало в латинском языке, от слова «advocatus», которое означает «приходящий на помощь». Начиная с середины девятнадцатого столетия, в русском языке термин «адвокатура» стал обозначать род деятельности адвоката, ранее называемого присяжным поверенным. Это отличало их от частных поверенных, оказывающих юридическую поддержку, но не обязательно имеющих юридическое образование. Этим же термином обозначали как отдельных представителей данной профессии, так и их различные профессиональные объединения. Таким образом, в юридический оборот вошло понятие «присяжный поверенный». В ранние периоды становления правовой системы любого народа возникает потребность в особой категории людей, профессионально занимающихся изучением законодательства и способных предоставлять юридическую поддержку или защиту тем, кто в ней нуждается. Таким образом, появление института присяжных поверенных стало важным шагом в формировании цивилизованной правовой системы. Иными словами, профессия юриста – это узаконенное представительство, призванное оказывать юридическую помощь всем, кому она необходима.

Прообразом российской адвокатуры является институт судебного представительства, зародившийся еще в Древней Руси. Самые ранние свидетельства о нем содержатся в юридических документах пятнадцатого столетия. Например, согласно Псковской судной грамоте, правом на представительство в суде обладали лишь определенные категории лиц, такие как женщины, несовершеннолетние, монашествующие, престарелые и глухие. В отличие от этого, Новгородская судная грамота предоставляла возможность судебного представительства для всех граждан без исключения. В качестве поверенных могли выступать не только родственники сторон, участвующих в судебном процессе, но и любые дееспособные граждане, за исключением тех, кто находился на государственной службе и, следовательно, обладал властными полномочиями.

Следующий этап дальнейшего развития института наемных поверенных относится к временам Судебников и Уложений, принятых во времена правления царя Алексея Михайловича. В частности, Судебник 1550 года предусматривал обязанность суда до начала процесса установить: «кто за ними стряпчие и поручники».

В истории развития адвокатуры России и законодательства Российской империи огромную роль сыграла судебная реформа 1864 года. Судебная реформа 1864 г., осуществленная Александром II, считается самой демократичной, так как суд отделили от административной власти, от влияния чиновников. Впервые в российской истории была официально учреждена адвокатура. Были закреплены демократические принципы равенства всех граждан перед законом и судом. Суд стал гласным и открытым. Впервые были введены суды присяжных, а также принцип несменяемости судей. Судебными уставами 1864 г. создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Кроме того, законы 1864 г. предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием.

Наряду с присяжными поверенными ведением гражданских и уголовных дел занимались частные поверенные. Этот институт появился как временное решение после контрреформ 1874 года. Таким образом, Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего Сената от 20 ноября 1864 г., сделал адвокатуру новым юридическим учреждением России. В то время наиболее явные нарушения гражданских прав наблюдались в отношении еврейского населения (1889 год). Кроме того, до Февральской революции 1917 года женщинам в России было полностью запрещено заниматься юридической деятельностью. В 1874-1875 годах была предпринята неудачная попытка выдачи лицензий частных поверенных женщинам, поскольку Министерство юстиции наложило запрет на эту практику.

Первая попытка создания общероссийской организации адвокатов совпала по времени с первой революцией. Первый съезд русской присяжной адвокатуры состоялся в Санкт-Петербурге с 28 по 30 марта 1905 г. Основные принципы организации, права и обязанности адвокатуры оставались практически неизменными до осени 1917 года. После политических изменений и революции, как судебная система, так и присяжная адвокатура были упразднены. Ликвидировав старый институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде. Так, вопрос об организации защиты рассматривался в ноябре 1918 года на заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. В 1920 году состоялся 4-й Всероссийский съезд деятелей юстиции, решениями которого было признано, что государственная адвокатура не может существовать, и на котором пришли к необходимости независимой от государства судебной защите.

К концу 1921 года Народный комиссариат юстиции подготовил проект Декрета об адвокатуре, а затем, 26 мая 1922 г., было принято Положение об адвокатуре. Этот документ инициировал создание независимых коллегий адвокатов в качестве общественных объединений. На отдельном этапе развития общества предпринимались различные поиски совершенствования форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры. В 1939 году было принято Положение об адвокатуре СССР, которое сохранило зависимость адвокатуры от органов власти, ее подконтрольность государственным и партийным органам. Представители этих органов имели право исключать адвокатов из коллегии. Надзорные полномочия за деятельностью адвокатов возлагались на народный комиссариат юстиции СССР и его региональные органы.

В 1962 году, с принятием нового Положения об адвокатуре, была предпринята, по сути, первая значимая попытка после 1917 года восстановить прежнюю самостоятельность адвокатской деятельности. Несмотря на то, что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное.

30 ноября 1979 г. были приняты Всесоюзный закон и Закон РСФСР «Об адвокатуре», а 20 ноября 1980 г. - «Положение об адвокатуре в РСФСР». Эти документы четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя они не внесли каких-либо кардинальных изменений в структуру адвокатского сословия. Эти законодательные акты, с одной стороны, укрепили правовой статус профессии, но, с другой, подтвердили подчиненность адвокатуры Министерству юстиции СССР (РСФСР). Адвокатские объединения рассматривались как «общественные организации», но их создание требовало одобрения со стороны местных органов власти и республиканского Министерства юстиции.

Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как «адвокатура» и «адвокатская деятельность». Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в начале либеральных реформ 1991-1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.п. Вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры. В то же время законы об адвокатуре заложили основу для разработки и совершенствования законодательства об адвокатуре в новых условиях.

Завершая обзор советской эпохи, следует отметить, что на протяжении десятилетий государство удерживало число юристов на низком уровне (из расчета 1 адвокат на 13 тыс. человек), контролировало деятельность юристов, регистрируя дела и контролируя их поведение в зале суда. Помимо основной функции по оказанию юридической помощи гражданам и организациям, адвокаты должны были публиковать лекции о социалистической законности, поскольку их обязанности включали распространение правовых знаний.

Формирование и эволюция структур адвокатуры в новейшей истории России неразрывно связаны с радикальными преобразованиями в политической и экономической областях, произошедшими в начале 1990-х годов, и провозглашением принципиально новых ориентиров в построении государства и общества. Адвокатура превратилась в один из ключевых инструментов защиты прав и свобод личности, реализуя закрепленную в Конституции гарантию на получение квалифицированной юридической помощи. В 2024 году российская адвокатура отметила свой 160-летний юбилей. На протяжении истории функционирования в нашей стране адвокатуры можно говорить о том, что выработанная к настоящему времени организационная и деятельная модель адвокатуры как института гражданского общества и профессионального объединения юристов, реализующего право заступнические функции на профессиональной основе, и есть оптимальное сочетание формы и содержания.

В современное время деятельность адвокатов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Этот закон базируется на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов. Указанные принципы, пропущенные через призму моральных и этических ценностей, нашли свое отражение в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Принятый в 2002 году Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ознаменовал собой значительный прогресс в развитии адвокатуры в России. Он упорядочил структуру адвокатского сообщества, установив принцип существования единой адвокатской палаты в каждом субъекте федерации, что позволило устранить проблему дублирующих друг друга коллегий. Закон также закрепил за адвокатами право на смену места работы в пределах страны без утраты профессионального статуса.

Помимо введения чёткой терминологии, определяющей понятия «адвокатура», «адвокат» и «адвокатская деятельность», закон детально регламентировал правовое положение адвоката, обеспечив гарантии его независимости и самоуправления. На смену коллегиям республик, краёв и областей пришли адвокатские палаты субъектов федерации (высшим органом региональной адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом — Совет адвокатской палаты, также действуют ревизионная и квалификационная комиссии и президент палаты). С принятием Закона об адвокатуре для непосредственного осуществления адвокатской деятельности адвокаты получили возможность выбирать одну из четырёх организационно-правовых форм. Если раньше существовали только юридические консультации, то теперь выбор стоит между коллегией адвокатов, адвокатским бюро, адвокатским кабинетом и юридической консультацией.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс РСФСР: Гражданский кодекс Российской социалистической федеративной Советской республики : принятый на IV сессии Всероссийского Центрального исполнительного комитета IX созыва 31/Х 1922 г. с дополнениями и изменениями по 15 января 1926 года : с алфавитно-предметным указателем. - 2-е изд. - Ленинград : Изд-во "Рабочий Суд", 1926. - 228 с.
2. Закон Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. - № 100. - 05.06.2002.
3. Калачева Е.Н. К вопросу стандартизации адвокатской деятельности // Евразийская адвокатура. - 2023. - №2. - С. 51-55.
4. Кобзева Л.С. Адвокатское бюро: порядок образования и принципы работы // Вестник науки. - 2025. - №2. - С. 193-196.
5. Псковская Судная грамота. Новый перевод и комментарий Черепнина Л.В. и Яковлева А. И. — Исторические записки, т. VI. М., 1940.
6. Цискаришвили А.В. Независимость адвокатуры // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2016. - С. 1-4.