Статья:

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ : ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Галыгина Т.А., Харланова К.В. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ : ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 37(346). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/346/179008 (дата обращения: 24.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ : ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Галыгина Татьяна Андреевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Харланова Карина Васильевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рамазанова Наталья Олеговна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Современная индустрия косметологических услуг в Республике Беларусь демонстрирует стремительное развитие, занимая уникальное положение на стыке сферы здравоохранения и услуг. Рост числа специализированных организаций, активное внедрение инвазивных методик и использование высокотехнологичного оборудования создают предпосылки для повышения рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан. В этих условиях особую значимость приобретает эффективное государственное регулирование, основным инструментом которого выступает институт лицензирования, который обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также служит гарантией защиты прав потребителей.

Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере лицензирования определяется прежде всего Законом Республики Беларусь «О лицензировании» от 14 октября 2022 года № 213-З, который устанавливает правовую основу для лицензирования различных видов деятельности. Так,  ст. 13 Закона определяет перечень лицензируемых видов деятельности [1], а также порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий. Отметим и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 года № 154, которое установило порядок представления документов для лицензирования, требования к ним и процесс выдачи подтверждения лицензий. Это постановление подвергалось дополнениям и изменениям в 2024 году, что говорит о дальнейшей адаптации регулятивной базы [2]. В части медицинской деятельности, лицензирование осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь, а порядок его осуществления изложен в главе 30 Закона Республики Беларусь «О лицензировании». Требования к лицензиатам и виды лицензируемых услуг детализированы, включая такие направления, как акушерство, аллергология, анестезиология и другие. Ведомственные приказы Минздрава направлены на оптимизацию процедур получения и изменения лицензий, что подтверждается сокращением перечня необходимых документов [1].

Для получения лицензии на медицинскую деятельность в Беларуси необходимо соблюдение требований по квалификации, оборудованию и санитарным нормам. Руководитель организации должен иметь высшее медицинское образование, первую или высшую квалификационную категорию и соответствующий стаж, а медицинский персонал — профильное образование, квалификацию и, для ряда специальностей, стаж не менее трех лет. Обязательны документы, подтверждающие образование, квалификацию, повышение квалификации или переподготовку [3]. Помещения, оборудование и транспорт должны находиться на законных основаниях, а само оборудование — быть разрешенным к применению, иметь документы о техническом состоянии и вводе в эксплуатацию. Также требуется наличие сотрудника, ответственного за техническое обслуживание, либо договор с соответствующей организацией, а также акты оценки технического состояния [4]. Все помещения и деятельность должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, что подтверждается заключением государственного санитарного надзора. Для получения лицензии необходимо подать заявление, комплект документов, подтверждающих квалификацию персонала, наличие помещений и оборудования, а также оплатить государственную пошлину. Конкретные условия зависят от типа лицензиата и сферы медицинской деятельности [1].

В Республике Беларусь косметологическая деятельность относится к лицензируемой медицинской сфере. Для оказания таких услуг требуется лицензия с указанием косметологии как части медицинской деятельности, подлежащие лицензированию. С 1 января 2023 года действует Закон «О лицензировании», уточняющий требования к соискателям и лицензиатам, включая ведение медицинской документации и использование разрешенных методик и изделий. При лицензировании оцениваются квалификация персонала, санитарное состояние помещений, наличие сертифицированного оборудования и легальность применяемых методик. Оказание медицинских косметологических услуг без лицензии запрещено и влечет административную или уголовную ответственность [1].

Несмотря на сформированную базу правового регулирования процедуры лицензирования косметологических услуг, не редки случаи нарушения требований лицензии или вовсе осуществление данной деятельности без лицензии. Так, мы видим в социальных сетях случаи использования поддельных препаратов, проведение инъекций и нитевых лифтингов в антисанитарных условиях, что приводит к осложнениям — воспалениям, аллергиям, инфекциям и некрозам. Ради «набора клиентской базы», а то и по более циничным мотивам нарушаются стерильность и профессиональные стандарты, создавая ложное ощущение безопасности. Для разрешения указанной проблемы целесообразно, на наш взгляд, создать специальную цифровую платформу, на которой будет храниться информация о статусе лицензий, предоставлять доступ к информации для клиентов и проверяющих, формировать отчеты и присылать напоминания о нарушениях или необходимости обновления документов. Обозначим, наличие подобных электронных ресурсов на практике. Так, CRM-системы Sycret и ПрофСалон, помогают вести учет клиентов и контролировать качество, оказываемых услуг.

Таким образом, эффективное административно-правовое регулирование косметологической деятельности в Республике Беларусь, ключевым инструментом которого является лицензирование, выступает гарантией безопасности жизни и здоровья граждан. Для дальнейшего совершенствования данного вида деятельности и снижения возможных рисков, таких как распространение нелицензированных услуг в социальных сетях, наиболее перспективными представляются цифровизация контроля и разработка единых отраслевых стандартов, обеспечивающих соблюдение строгих требований к квалификации персонала, оборудованию и методикам работы.

 

Список литературы:
1. О лицензировании: Закон Респ. Беларусь, 14 окт. 2022 г., № 213-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.11.2024 г. // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2025. — Дата доступа: 22.10.2025.
2. О некоторых вопросах лицензирования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 февраля 2023 г., № 154 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2025. — Дата доступа: 22.10.2025.
3. Лицензирование медицинской деятельности в Беларуси: изменения и основные положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://103.partners/license-belarus — Дата доступа: 22.10.2025.
4. Лицензия на медицинскую деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://jurisprudent.by/licenzirovanie-medicinskoj-deyatelnosti/ — Дата доступа: 22.10.2025.