АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ : ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ : ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Современная индустрия косметологических услуг в Республике Беларусь демонстрирует стремительное развитие, занимая уникальное положение на стыке сферы здравоохранения и услуг. Рост числа специализированных организаций, активное внедрение инвазивных методик и использование высокотехнологичного оборудования создают предпосылки для повышения рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан. В этих условиях особую значимость приобретает эффективное государственное регулирование, основным инструментом которого выступает институт лицензирования, который обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также служит гарантией защиты прав потребителей.
Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере лицензирования определяется прежде всего Законом Республики Беларусь «О лицензировании» от 14 октября 2022 года № 213-З, который устанавливает правовую основу для лицензирования различных видов деятельности. Так, ст. 13 Закона определяет перечень лицензируемых видов деятельности [1], а также порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий. Отметим и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 года № 154, которое установило порядок представления документов для лицензирования, требования к ним и процесс выдачи подтверждения лицензий. Это постановление подвергалось дополнениям и изменениям в 2024 году, что говорит о дальнейшей адаптации регулятивной базы [2]. В части медицинской деятельности, лицензирование осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь, а порядок его осуществления изложен в главе 30 Закона Республики Беларусь «О лицензировании». Требования к лицензиатам и виды лицензируемых услуг детализированы, включая такие направления, как акушерство, аллергология, анестезиология и другие. Ведомственные приказы Минздрава направлены на оптимизацию процедур получения и изменения лицензий, что подтверждается сокращением перечня необходимых документов [1].
Для получения лицензии на медицинскую деятельность в Беларуси необходимо соблюдение требований по квалификации, оборудованию и санитарным нормам. Руководитель организации должен иметь высшее медицинское образование, первую или высшую квалификационную категорию и соответствующий стаж, а медицинский персонал — профильное образование, квалификацию и, для ряда специальностей, стаж не менее трех лет. Обязательны документы, подтверждающие образование, квалификацию, повышение квалификации или переподготовку [3]. Помещения, оборудование и транспорт должны находиться на законных основаниях, а само оборудование — быть разрешенным к применению, иметь документы о техническом состоянии и вводе в эксплуатацию. Также требуется наличие сотрудника, ответственного за техническое обслуживание, либо договор с соответствующей организацией, а также акты оценки технического состояния [4]. Все помещения и деятельность должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, что подтверждается заключением государственного санитарного надзора. Для получения лицензии необходимо подать заявление, комплект документов, подтверждающих квалификацию персонала, наличие помещений и оборудования, а также оплатить государственную пошлину. Конкретные условия зависят от типа лицензиата и сферы медицинской деятельности [1].
В Республике Беларусь косметологическая деятельность относится к лицензируемой медицинской сфере. Для оказания таких услуг требуется лицензия с указанием косметологии как части медицинской деятельности, подлежащие лицензированию. С 1 января 2023 года действует Закон «О лицензировании», уточняющий требования к соискателям и лицензиатам, включая ведение медицинской документации и использование разрешенных методик и изделий. При лицензировании оцениваются квалификация персонала, санитарное состояние помещений, наличие сертифицированного оборудования и легальность применяемых методик. Оказание медицинских косметологических услуг без лицензии запрещено и влечет административную или уголовную ответственность [1].
Несмотря на сформированную базу правового регулирования процедуры лицензирования косметологических услуг, не редки случаи нарушения требований лицензии или вовсе осуществление данной деятельности без лицензии. Так, мы видим в социальных сетях случаи использования поддельных препаратов, проведение инъекций и нитевых лифтингов в антисанитарных условиях, что приводит к осложнениям — воспалениям, аллергиям, инфекциям и некрозам. Ради «набора клиентской базы», а то и по более циничным мотивам нарушаются стерильность и профессиональные стандарты, создавая ложное ощущение безопасности. Для разрешения указанной проблемы целесообразно, на наш взгляд, создать специальную цифровую платформу, на которой будет храниться информация о статусе лицензий, предоставлять доступ к информации для клиентов и проверяющих, формировать отчеты и присылать напоминания о нарушениях или необходимости обновления документов. Обозначим, наличие подобных электронных ресурсов на практике. Так, CRM-системы Sycret и ПрофСалон, помогают вести учет клиентов и контролировать качество, оказываемых услуг.
Таким образом, эффективное административно-правовое регулирование косметологической деятельности в Республике Беларусь, ключевым инструментом которого является лицензирование, выступает гарантией безопасности жизни и здоровья граждан. Для дальнейшего совершенствования данного вида деятельности и снижения возможных рисков, таких как распространение нелицензированных услуг в социальных сетях, наиболее перспективными представляются цифровизация контроля и разработка единых отраслевых стандартов, обеспечивающих соблюдение строгих требований к квалификации персонала, оборудованию и методикам работы.

