Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОТЕРПЕВШЕМУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Каширская А.Р. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОТЕРПЕВШЕМУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179477 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОТЕРПЕВШЕМУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Каширская Анастасия Романовна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

FEATURES OF DETERMINING THE PERSON RESPONSIBLE FOR COMPENSATING THE VETERAN FOR DAMAGES CAUSED BY A ROAD ACCIDENT

 

Kashirskaya Anastasia

Student, Volgograd state University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Законом определено, что вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом нормами материального права предусмотрено, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Вместе с тем, основным вопросом является вопрос о лице, ответственном за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Abstract. The law stipulates that damage caused as a result of the interaction of sources of increased danger to their owners is compensated on a general basis. At the same time, the norms of substantive law provide that the obligation to compensate for damage is imposed on a legal entity or a citizen who owns a source of increased danger by right of ownership, by right of economic management, or by right of operational management, or by another legal basis. However, the main issue is the person responsible for the damage caused as a result of a traffic accident.

 

Ключевые слова: вред, обязанность возмещения вреда, собственник источника повышенной опасности, законный владелец источника повышенной опасности.

Keywords: harm, duty to compensate for harm, owner of a source of increased danger, legal owner of a source of increased danger.

 

Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия, прежде всего, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда».

По общему правилу, закрепленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вместе с тем положения абзаца 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагают обязанность возместить вред, причиненный при использовании источника повышенной опасности, на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

По смыслу приведенной правовой нормы ответственность за причиненный источником повышенной опасности вред несет его собственник, если не докажет, что право владения источником передано им иному лицу в установленном законом порядке.

Положения пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации являются специальными для регулирования отношений, связанных с причинением вреда источником повышенной опасности, и имеют приоритет перед общими правилами о возмещении вреда его причинителем.

В этой связи в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовой риск возникновения негативных последствий при использовании источника повышенной опасности может быть возложен на его собственника и при отсутствии его вины в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, юридическое значение, в первую очередь, имеет установление следующих обстоятельств: кто и по каким основаниям может быть признан законным владельцем источника повышенной опасности.

При этом затруднение при определении лица, ответственного за возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, вызывают ситуации, когда виновник дорожно-транспортного происшествия, управлявший транспортным средством, собственником источника повышенной опасности не является, в трудовых отношениях с собственником источника повышенной опасности на момент дорожно-транспортного происшествия не состоял.

При определении лица, ответственного за вред, необходимо учитывать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 642, статьям 646, 648 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, лицо, управлявшее источником повышенной опасности, при использовании которого причинен вред, признается законным владельцем источника повышенной опасности, если установлена передача собственником транспортного средства указанному лицу на основании договора аренды (субаренды) транспортного средства без экипажа, и таким договором не предусмотрена обязанность арендодателя по страхованию гражданской ответственности при управлении транспортным средством. В данном случае отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности не освобождает лицо, управлявшее источником повышенной опасности, от ответственности за причиненный вред.

Передача транспортного средства другому лицу в техническое управление без надлежащего юридического оформления такой передачи не освобождает собственника от ответственности за причиненный вред.

Под владением в гражданском праве понимается фактическое господство лица над вещью. Такое господство может быть владением собственника, а также обладателя иного вещного права, дающего владение, владением по воле собственника или для собственника (законное владение, которое всегда срочное и ограничено в своем объеме условиями договора с собственником или законом в интересах собственника), владением не по воле собственника (незаконное владение, которое возникает в результате хищения, насилия, а также вследствие недействительной сделки).

Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен особый режим передачи собственником правомочия владения источником повышенной опасности (передача должна осуществляться на законном основании), при этом для передачи правомочия пользования не достаточно по общему правилу только волеизъявления собственника (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации), что не учтено судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Сам по себе факт передачи ключей и регистрационных документов на автомобиль подтверждает волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование, но не свидетельствует о передаче права владения автомобилем в установленном законом порядке, поскольку использование другим лицом имущества собственника не лишает последнего права владения им, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником.

Предусмотренный статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень законных оснований владения источником повышенной опасности и документов, их подтверждающих, не является исчерпывающим, в связи с чем любое из таких допустимых законом оснований требует соответствующего юридического оформления (заключение договора аренды автомобиля, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.).

В связи с чем, лицо, управлявшее источником повышенной опасности, при использовании которого причинен вред, не может быть признано законным владельцем источника повышенной опасности, если собственник передал транспортное средство указанному лицу в техническое управление в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности. В таком случае собственник источника повышенной опасности остается его законным владельцем и несет ответственность за причиненный имуществу потерпевшего вред.

Стоит учитывать, что солидарная обязанность собственника транспортного средства и виновника дорожно-транспортного происшествия по возмещению ущерба законом не предусмотрена.

При определении фактического собственника источника повышенной опасности следует исходить из того, что транспортные средства относятся к движимому имуществу, при отчуждении транспортного средства право собственности у приобретателя возникает в момент передачи имущества. Регистрация транспортных средств обусловливает их допуск к участию в дорожном движении, носит учетный характер и не является обязательным условием для возникновения на них права собственности.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года N 51-ФЗ – Текст электронный//КонсультантПлюс: официальный сайт. – 2025. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» – Текст электронный//КонсультантПлюс: официальный сайт. – 2025. – URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08 ноября 2022 года N 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» – Текст электронный//КонсультантПлюс: официальный сайт. – 2025. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431215/