Статья:

Тенденции военно-уголовного законодательства на современном этапе развития правовой системы России. Военно-уголовное законодательство мирного и военного времени

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Аванесян К.Г. Тенденции военно-уголовного законодательства на современном этапе развития правовой системы России. Военно-уголовное законодательство мирного и военного времени // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61275 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции военно-уголовного законодательства на современном этапе развития правовой системы России. Военно-уголовное законодательство мирного и военного времени

Аванесян Карлен Гарриевич
магистрант Крымского филиала Российского Государственного Университета Правосудия, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. Действующая редакция ч. 3 ст. 331 УК РФ устанавливает: «Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Однако, проблемой в регулировании данного вопроса является отсутствие уголовного законодательства военного времени. В связи с этим возникает противоречивая ситуация, в результате которой нормы Уголовного кодекса РФ ссылаются на несуществующее законодательство, следовательно можно полагать что данная ситуация говорит о наличии пробела военно-уголовного законодательства в этой области.

 

Ключевые слова: Военно-уголовное законодательство, военное время, военная служба, боевая обстановка, уголовное законодательство военного времени.

 

В теории военно-уголовного права особое место занимает вопрос регулирования уголовной ответственности субъектов, совершивших преступления против военной службы в условиях военного времени (боевой обстановки).

Данная проблема обусловлена тем, что в военное время происходят определенные изменения в политической, экономической, социальной сфере, национальные интересы сосредотачиваются на нуждах вооруженных сил, появляются новые виды общественно опасных посягательств, обусловленные войной и боевыми действиями.

Именно в связи с тем, что армия занимает важнейшее место в системе государственных и общественных нужд, то военная организация государства всегда требует строгого законодательного установления в ней определенного порядка прохождения военной службы и принятия мер уголовно-правового характера для его защиты от преступных посягательств.

По этой причине приобретает повышенную опасность любое посягательство на общественные отношения, совершаемое военнослужащим в условиях военного времени или в боевой обстановке и вопросы правильной юридической квалификации тех или иных общественно-опасных деяний.

Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что данный вопрос остается коллизионным. Действующая редакция ч. 3 ст. 331 УК РФ устанавливает: «Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени».

Однако проблемой в регулировании данного вопроса является отсутствие уголовного законодательства военного времени.

Боев В.И. отмечает, что поскольку норма ч. 3 ст. 331 УК РФ ссылается к источнику, находящемуся за пределами уголовного закона, (а именно к уголовному закону, который будет принят в условиях военного времени), то данную норму следует по конструкции отнести к бланкетной. [12]

С учетом изложенного, складывается ситуация вследствие которой норма уголовного закона отсылает на несуществующее законодательство, с тем учетом что в соответствии со ст. 1 Уголовного кодекса РФ – Уголовный кодекс является единственным источником. Следовательно, можно полагать о наличии пробела в военно-уголовном законодательстве.

В связи с этим возникает противоречивая ситуация, в результате которой нормы Уголовного кодекса РФ ссылаются на несуществующее законодательство,

Следует рассмотреть общее состояние военно-уголовного законодательства на современном этапе развития правовой системы России.

В современной научной и учебной литературе по военно-уголовному праву в основном рассматриваются вопросы понятия военно-уголовного законодательства и его места в системе права Российской Федерации, при этом не анализируются источники военно-уголовного права, или же вообще не рассматриваются даже вопросы военно-уголовного законодательства. Военно-уголовное законодательство в современном понимании сводится к главе 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, где сформулированы все составы воинских преступлений. [9]

Следует отметить, несмотря на то, что нормы военно-уголовного законодательства неотделимы от общей системы уголовного законодательства Российской Федерации, они обладают спецификой, выражающейся, в том числе и в наличии особых источников военно-уголовного права.

В теории военно-уголовного права источники систематизируют на формальные источники и на материальные (более известные еще как – социальные). Формальные: исторические и современные (которые в свое время делятся на прямые и косвенные). К прямым источникам относятся законодательные акты регулирующие военно-уголовное право. К косвенным же относятся: 2) международно-правовые акты, регулирующие международное военное право и гуманитарное право; 1) национальное военное законодательство (то есть законы, регулирующие военную службу, оборону и безопасность, устанавливают статус военнослужащего); 3) Общевоинские уставы; 4) иные нормативные правовые акты, устанавливающие специальные правила. Материальные источники военно-уголовного права делятся на объективные и субъективные. Объективные: общественные отношения в сфере обеспечения военной безопасности Российской Федерации; нормы морали и нравственности; судебная практика по применению военно-уголовного законодательства; наука военно-уголовного права. Под субъективными источниками понимается политико-правовые идеи, правосознание, взгляды, воззрения и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что военно-уголовное законодательство не является единственным источником военно-уголовного права, а является лишь его часть (пусть даже значительной), хотя как показывает история так было не всегда.

В настоящее время военно-уголовное право России регулируют статьи Общей и Особенной части уголовного закона. Если нормы Особенной части представлены отдельной главой, то Общую часть военно-уголовного законодательства представляют нормы различных глав Уголовного кодекса РФ. Так, например ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 УК РФ представляют собой нормы, регулирующие действие уголовного закона в отношении лиц (в частности военнослужащих); ст. 42 УК РФ норма, регламентирующая обстоятельства, исключающие преступность деяния; ст. 42, 44, 48, ч. 4 ст. 49, ч.5 ст. 50, ст. 51, ч. 6 ст. 53, ст. 55, ч. 6 ст. 73 УК РФ нормы института наказания, раскрывающие понятие, виды наказаний и порядок их назначение военнослужащим; ч. 6 ст. 79 ч. 3 ст. 81 УК РФ нормы содержащие обстоятельства освобождения от наказания.

Помимо составов преступлений предусмотренных главой 33 Уголовного кодекса РФ, существует состав предусмотренный ст. 328, данный состав отличается от преступлений против военной службы тем, что его субъектом преступного посягательства не является военнослужащий, но, тем не менее, непосредственным объектом преступления является установленный государством порядок прохождение военной службы, то есть интересы вооруженных сил.

Также к источникам, содержащим военно-уголовные нормы можно отнести нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ (в частности ст. 16), нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинские уставы и т.д.

На сегодняшний день преступления против военной службы предусмотрены главой 33 Уголовного кодекса РФ и в сравнен с предшествующим законодательными нормами, предусмотренными главой 12 Уголовного кодекса РСФСР имеет ряд значительных отличий.

Так, например глава нового Уголовного кодекса, предусматривающая воинские преступления, носит название «преступления против военной службы, в связи с тем, что родовой объект остался тем же, определение воинского преступления какого-либо существенного изменения не испытало.

Однако следует отметить что понятие «воинское преступление» и «преступление против военной службы» нельзя считать тождественными, если воинским преступлением можно считать общественные опасные деяния предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ ( то есть деяния направленные против порядка несения либо прохождения военной службы), то понятие преступление против военной службы более широкое, в связи с тем что подразумевает любое преступное посягательство на интересы военной службы и порядка ее прохождения. [9]

Уголовный кодекс РФ предусматривает преступления против военной службы, совершенных только в условиях мирного времени, в то время как его предшественник Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. включал в главу воинских преступлений составы как совершенные в мирное время, так и в военное и в условиях боевой обстановки. Однако новый уголовный закон предусматривает, что уголовная ответственность за преступления направленные против военной службы в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством военного времени.

Уголовным кодексом РФ предусмотрено 22 состава преступления против военной службы, в то время как УК РСФСР предусматривало 35. Так, такие составы преступления, как угроза начальнику, утрата предметов обмундирования или снаряжения новым уголовным законом были декриминализированы, неисполнение приказа и неповиновение были объединены ст. 332 УК РФ, имея схожий непосредственный объект, точно также как и самовольная отлучка и самовольное оставление части или места службы – ст. 337 УК РФ.

Ряд воинских составов преступлений исключены и перешли в раздел преступлений против государственной власти, например: злоупотребление властью (ст. 285 УК РФ), превышение или бездействие власти (ст. 286 УК РФ), халатное отношение к службе (ст. 293 УК РФ), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ). [10]

Новым уголовным законом помимо декриминализации и переквалификации ранее существующих составов преступлений также криминализированы другие общественно-опасные посягательство против военной службы.

Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены новые составы преступлений: нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по не осторожности (ст. 347 УК РФ).

Норма, регламентирующая соучастие в преступлениях со специальным субъектом, которая в Уголовном кодексе РСФСР содержалась в понятии воинского преступления (ст. 237 УК РСФСР), в новом уголовном законе приведена в Общую часть Уголовного кодекса (ч. 4 ст. 34 УК РФ).

Изучив преступления против военной службы, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, можно увидеть, что признаки определенных составов преступлений значительно отличаются от признаков аналогичных преступлений, предусмотренных уголовным законом РСФСР.

Можно заметить явное несоответствие санкций статей, предусматривающих ответственность за воинское преступление, сопряженное с насилием над личностью военнослужащего с санкциями статей Особенной части УК РФ, установленными за преступления против жизни и здоровья. [11]

Следует отметить, что в разные времена предпринимаются попытки принять военно-уголовное законодательство военного времени и боевой обстановки. В указанных законопроектах предлагалось внесения изменений.

В Уголовный кодекс, путем установления уголовной ответственности за преступления против военной службы в военное время и в условиях боевой обстановки. [13]

Если рассмотреть один из таких законопроектов, то можно увидеть ряд предложений по усовершенствованию раздела о преступлениях против военной службы, а именно изменения касаются уголовной ответственности за преступления против военной службы в военное время и в условиях боевой обстановки.

В то же время по содержанию эти предложения предлагают дополнить раздел предусматривающий составы преступлений против военной службы новыми составами, но как справедливо отмечает Ермолович Я.Н., предложения не затрагивают новых субъектов преступления круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступлений против военной службы в военное времени и в условиях боевой обстановки (такие как: иностранные военнопленные, лица, служащие в ополчениях, добробатах, добровольческих (волонтерских) организациях, организованных движениях сопротивления, а также гражданские (штатские) лица, которые будут посягать на военную безопасность государства в особых условиях, либо условиях военного времени) что является крайне существенным, при решении вопросов квалификации. [14]

Так, проанализировав процесс становления развития военно-уголовного законодательства России и его настоящего состояния то можно прийти к выводу, что в связи с тем, что армия занимает важнейшее место в системе государственных и общественных нужд, то военная организация государства всегда требует строгого законодательного установления в ней определенного порядка прохождения военной службы и принятия мер уголовно-правового характера для его защиты от преступных посягательств.

Эти меры представляют комплекс специальных, адресованных только военнослужащим норм, предусматривающих ответственность за преступления против военной службы, образующих военно-уголовное законодательство.

Анализ развития военно-уголовного законодательства России демонстрирует нам определенные тенденции в сторону либерализации и пацификации общественных отношений. Заметен тем декриминализации значительного количества составов преступлений против военной службы, отказ от преступлений, присущих военному времени и боевой обстановки, переквалификация определенные составов преступлений из воинских в общеуголовные.

Однако реформирование военно-уголовного законодательства от старого к новому, процесс не завершенный, о чем нам демонстрирует ряд пробелов и правовых коллизий.

Также стоит заметить, что в случае необходимости рассмотрения вопроса о принятия уголовного законодательства военного времени следует уделить внимание существенному моменту о расширении круга лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы в условиях военного времени или боевой обстановке; пересмотр положений Общей части военно-уголовного законодательства, так, рассмотрение вопроса о систематизации и принятии отдельного раздела регулирующего особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.

Система военно-уголовного законодательства как военного формировалась, развивалось постепенно, отражая актуальные потребности разных эпох в организации и поддержания боеспособности Армии и личного состава Вооруженных сил.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. 
3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ. 
4. ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ. 
5. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98. №53-ФЗ. 
6. Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 10 января 2000 г.
7. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. 
8. «Уголовное право. Общая часть. Учебник», под ред. Бодаевский В.П., Зимин В.М., Чучаев А.И.
9. «Военно-уголовное право: Учебник» (выпуск 93) (под ред. Х.М. Ахметшина, О.К. Зателепина) ("За права военнослужащих", 2008). 
10. Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений: Учебное пособие. М., 1977.
11. Ахметшии Х.М. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.
12. Боев В.И. Нормы Особенной части уголовного законодательства в условиях военного времени. Учебное пособие - М.; 2007. 
13. Ермолович Я.Н. О некоторых вопросах уголовной ответственности военнопленных – М., 2008.
14. Ермолович Я.Н. Действие военно-уголовных законов по кругу лиц: история, современное состояние, перспективы развития – М., 2010.