Статья:

ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Павлова А.Д. ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/179894 (дата обращения: 25.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЫ

Павлова Анастасия Дмитриевна
бакалавриат, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Копьев Алексей Владимирович
научный руководитель, доц., Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Реклама играет значимую роль в современной экономике, ведь это главный инструмент для информирования людей, а следовательно отличный способ для продвижения продукта на рынке. Стремление выделиться среди других и увеличить доходы кампании нередко приводит к использованию недобросовестных методов, вводящих потребителей в заблуждение, искажая информацию о товаре, услуге или их производителе, а также наносящих ущерб конкурентам. Это не просто маркетинговый ход, а серьезное правонарушение, которое должно регулироваться законом для защиты прав потребителей и обеспечения честной борьбы за место на рынке.

Основным законодательным актом, регулирующим рекламную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". А фундаментом для понимания недобросовестной рекламы служит статья 5, она гласит, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Опираясь на статью 5 - недобросовестной признается реклама, которая:

  1. Содержит недостоверные сведения:

Имеются ввиду ложные заявления о свойствах, составе, цене, производителе товара, его преимуществах. Рассмотрим пример из практики УФАС: в рекламе средства для стирки производитель утверждал, что его продукт «в два раза лучше отстирывает пятна, чем средство X». УФАС установила, что данное заявление не подтверждено результатами независимых исследований и вводит потребителей в заблуждение, поскольку не ясно, какие именно пятна имеются в виду и по каким критериям оценивается эффективность отстирывания [4]. Реклама была признана нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

  1. Вводит в заблуждение потребителей:

Даже если сведения не являются откровенно ложными, но могут быть истолкованы потребителем неверно, приводя к ошибочным решениям, такая реклама уже считается недобросовестной. На практике УФАС можно рассмотреть ситуацию с рекламой БАДа, в которой утверждалось, что он «гарантированно избавляет от бессонницы за одну ночь». УФАС, проведя экспертизу, установила, что подобные утверждения не имеют научного подтверждения и могут ввести потребителей в заблуждение относительно свойств продукта [3]. Так реклама была признана нарушающей пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

  1. Использует приемы, оказывающие негативное психологическое воздействие на потребителей:

Это могут быть запугивания, внушение чувства вины, использование образов, вызывающих страх. Таким методом пользовался знаменитый магазин ювелирных украшений «SUNLIGHT», который долгое время транслировал информацию о ликвидации и закрытии филиалов по всей стране.

Такая реклама заставляла потенциальных покупателей испытывать страх перед закрытием любимого магазина. УФАС признало рекламу противоречащей требованиям рекламного законодательства. И в 2021 году оштрафовало сеть ювелирных магазинов «SUNLIGHT» на 200 тыс. рублей [5].

Какие же еще виды ответственности предусматривает законодательство за распространение недобросовестной рекламы?

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель несут солидарную ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе. Административная ответственность за недобросовестную рекламу предусмотрена статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Санкции включают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В отдельных случаях, когда недобросовестная реклама причинила значительный ущерб потребителям или конкурентам, может наступить и уголовная ответственность.

Подводя итоги можно сделать вывод, что недобросовестная реклама - это не просто "плохая" или "неудачная" реклама. Это реклама, которая нарушает установленные законом правила и принципы, вводя потребителя в заблуждение, искажая информацию о товаре, услуге или их производителе, или же ущемляя права и интересы других лиц. Правовое понимание недобросовестной рекламы имеет важное значение для защиты прав потребителей и поддержания честной конкуренции. Российское законодательство содержит четкие критерии определения недобросовестной рекламы, а практика УФАС демонстрирует эффективное применение этих норм. В целях повышения эффективности противодействия недобросовестной рекламе необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, усиление контроля за соблюдением его требований и повышение правовой грамотности потребителей.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/?ysclid=m9fxnyxyrz844737498  (дата обращения: 25.11.2025).
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2025)» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения: 25.11.2025).
3. О защите прав потребителей: информация ФАС России // Официальный сайт ФАС по Челябинской области. — URL: [https://chel.fas.gov.ru/taxonomy/term/5] (дата обращения: 25.11.2025).
4. О запрете на недобросовестную конкуренцию: информация ФАС России // Официальный сайт ФАС России. — URL: [https://fas.gov.ru/news/4664 ] (дата обращения: 26.11.2025).
4. О запрете на недобросовестную конкуренцию: информация ФАС России // Официальный сайт ФАС России. — URL: [https://fas.gov.ru/publications/23681] (дата обращения: 26.11.2025).