ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КЛАССАМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КЛАССАМИ
Мы работаем с уникальным поколением. Трудно отрицать, что их ценности совсем другие. Они ценят свободу, рано начинают зарабатывать, и говорить поколениям Z и Альфа о приоритетах той или иной профессии крайне непросто. Они все хотят пробовать сами.
Именно поэтому подходить к работе с педагогическими классами с позиции: «Вы станете учителями» – по меньшей мере недальновидно. Правильнее подходить с позиции воспитания поколения с активной жизненной позицией. И одним из главных в этом направлении является воспитание тех, кто поведет за собой, тех, кто мастерски владеет искусством самопрезентации и ораторским мастерством.
Именно поэтому при работе с педагогическими классами важны современные инструменты. Одним из таких является геймификация.
В настоящее время наблюдается рост популярности геймификации в образовательном и воспитательном процессах. Использование игровых элементов в неигровых контекстах повышает мотивацию, вовлечённость и эффективность обучения [1]. Метод игры не является новым, особенно в урочной системе [2]. И хотя геймификация исследуется в образовании, её применение именно для развития отдельных навыков изучено мало. Это создаёт поле для новых научных и практических разработок.
Традиционные методы (лекции, тесты) не всегда эффективны для поколения Z и Alpha, привыкшего к интерактивным форматам. Геймификация позволяет:
- повысить вовлечённость через игровые механики (баллы, уровни, рейтинги);
- снизить стресс перед выходом на аудиторию;
- развить soft skills (креативность, командную работу, стрессоустойчивость).
Нами разработаны игровые модели для развития навыков самопрезентации, позволяющие ученикам педагогических классов развивать личностные и педагогические компетенции. Далее будут сжато приведены примеры этих игр.
Игра «Литературное зеркало». Это увлекательная игра, в которой участники примеряют на себя роли известных персонажей из литературы. Игроки по очереди тянут карточки с описанием героя и решают, насколько он похож на них самих. Цель — погрузиться в персонаж и аргументированно объяснить, почему вы с ним схожи (или нет). Игра развивает навыки самопрезентации и рефлексии, улучшает умение аргументировать свою точку зрения, учит погружаться в литературного персонажа, соотносить его со своей личностью.
Ход игры:
- Игрок тянет карточку и зачитывает вслух имя персонажа и его черты.
- Затем он должен решить:
✓ «Это я» — если находит сходство с собой. Нужно объяснить почему (например: «Я тоже часто скучаю и анализирую людей»). Если аргумент убедителен, игрок забирает карточку.
✓ «Это не я» — если не видит совпадений. Нужно чётко сказать, чем вы отличаетесь (например: «Я не манипулирую людьми, как Печорин»). Карточка возвращается в колоду.
Пример карточки.
Родион Раскольников («Преступление и наказание», Ф. Достоевский)
Бедный студент, живущий в Петербурге в нищете. Решает убить старуху-процентщицу, чтобы проверить свою теорию о «сверхчеловеке». После преступления мучается угрызениями совести и страхом разоблачения, но в итоге признаётся и отправляется на каторгу, где начинает путь к искуплению.
Черты характера:
- Ум и глубина мышления – способен на сложные философские рассуждения.
- Сострадание – помогает семье Мармеладовых, отдаёт последние деньги.
- Гордыня – считает себя выше моральных законов.
- Нерешительность – долго колеблется перед убийством, потом не может скрыть вину.
- Жестокость – хладнокровно убивает старуху и её сестру.
- Самобичевание – страдает от угрызений совести, что в итоге ведёт его к покаянию.
Игра «Биология и Я». Это игра, в основе которой презентация с детскими рисунками, на этих рисунках – изображения животных, птиц и т.д, иногда смешных и неправдоподобных. Один слайд – три рисунка. Участнику предлагается выбрать один из них и сопоставить со своей личностью, ответив на три вопроса:
✓ почему я выбрал этот рисунок,
✓ какие ассоциации, связанные со мной, моим состоянием в данный момент, он вызвал,
✓ какие черты этого животного (птицы) схожи с моими чертами.
Работа ведется в группах их трех человек.
Подобные игры являются востребованными при работе с аудиторией любого возраста. Поэтому они могут стать как инструментом для подготовки педагогических классов, так и инструментом в работе самих этих ребят в их будущей профессии педагога.

