Статья:

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коновалов Д.Д. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180258 (дата обращения: 14.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коновалов Данила Дмитриевич
студент Российского Экономического Университета имени Г.В Плеханова, РФ, г. Подольск

 

Введение

В условиях стремительных изменений в экономике, процессов глобализации и роста финансовых рисков государственный финансовый контроль приобретает особую важность как инструмент обеспечения экономической безопасности России. Экономическая безопасность, будучи ключевым элементом национальной безопасности, отражает способность государства защищать свои экономические интересы, поддерживать устойчивое развитие и обеспечивать стабильность в социальной сфере.

В этом контексте государственный финансовый контроль играет важнейшую роль, способствуя эффективному использованию бюджетных средств, предотвращению финансовых нарушений и снижению рисков, связанных с коррупцией и нерациональным управлением. Значение финансового контроля особенно возрастает в рамках реализации масштабных государственных инициатив, таких как национальные проекты, направленные на развитие экономики страны.

Однако современная система государственного финансового контроля сталкивается с рядом проблем, включая недостаточную прозрачность, слабую координацию между контролирующими органами и новые вызовы, вызванные цифровизацией и киберугрозами. Эти аспекты подчеркивают необходимость изучения роли финансового контроля в обеспечении экономической безопасности и поиска путей для его совершенствования.

Экономическая безопасность является важнейшим фактором устойчивого развития государства, позволяя ему эффективно реагировать на внутренние и внешние вызовы, рационально использовать ресурсы и поддерживать стабильность в социальной сфере. В условиях глобализации, ускоряющихся экономических процессов и увеличения финансовых угроз роль государственного финансового контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности становится особенно значимой.

Основной задачей государственного финансового контроля является достижение прозрачности и эффективности в использовании бюджетных средств, предотвращение финансовых злоупотреблений, снижение уровня коррупции и минимизация рисков, способных угрожать экономической стабильности. Его значение особенно возрастает при реализации крупных государственных инициатив, включая национальные проекты, направленные на развитие ключевых отраслей экономики и повышение уровня жизни граждан. [1, с.39].

Однако современная система государственного финансового контроля сталкивается с рядом сложностей, таких как недостаточная прозрачность процедур, отсутствие эффективной координации между контролирующими органами, а также новые угрозы, вызванные цифровизацией и ростом кибератак. Решение этих проблем требует комплексного анализа и разработки путей для совершенствования механизмов контроля в условиях современных вызовов.

В данной работе проводится анализ текущей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, её влияния на обеспечение экономической безопасности, а также выявляются ключевые проблемы и перспективы её развития в современных условиях.

Понятие государственного финансового контроля и его значение в экономической безопасности

Государственный финансовый контроль представляет собой систему мероприятий, направленных на проверку законности, целесообразности, эффективности и своевременности расходования государственных средств, а также на соблюдение финансовых стандартов и норм. Его основная цель — обеспечение правильного и эффективного использования бюджетных ресурсов, предотвращение финансовых нарушений, борьба с коррупцией и нецелевыми расходами, что способствует поддержанию экономической стабильности и развития страны.

В рамках государственного финансового контроля можно выделить несколько ключевых функций:

Контроль за выполнением государственного бюджета. Основная задача заключается в проверке правильности и законности использования бюджетных средств на всех уровнях власти — от федерального до местного. [2, с. 27].

Аудит и проверка финансовых операций. Внешний и внутренний аудит играют важную роль в выявлении финансовых нарушений, таких как нецелевое расходование средств, коррупционные схемы и неэффективное управление финансами.

Обеспечение прозрачности и открытости. Финансовый контроль способствует публикации информации о расходах государственного бюджета, что важно для обеспечения общественного и парламентского контроля, а также для повышения доверия граждан к государственным институтам.

Роль государственного финансового контроля в обеспечении экономической безопасности страны невозможно переоценить. Экономическая безопасность включает в себя защиту финансовых, экономических и материальных интересов государства от угроз, которые могут возникать как внутри страны, так и извне. Одним из важнейших факторов экономической безопасности является эффективное управление финансовыми ресурсами. Нецелевые расходы, коррупция и неэффективное использование бюджета могут привести к экономическим кризисам, инфляции, росту государственного долга, ухудшению уровня жизни населения и другим неблагоприятным социально-экономическим последствиям. [3, c.33].

Государственный финансовый контроль помогает предотвратить эти угрозы, минимизируя риски, такие как:

Коррупция и нецелевое использование бюджетных средств. Контроль за расходованием средств позволяет снизить уровень коррупции, обеспечивая механизмы проверки финансовых операций и привлечение к ответственности нарушителей.

Неэффективное использование средств. Финансовый контроль помогает выявить случаи нецелевого расходования, что позволяет своевременно скорректировать финансовую политику.

Отсутствие прозрачности в публичных расходах. Обеспечивая открытость и доступность информации о расходах государственного бюджета, контроль способствует повышению доверия граждан и инвесторов к государственной политике и экономической стабильности страны.

Таким образом, государственный финансовый контроль является важным механизмом, способствующим поддержанию экономической безопасности, предотвращая финансовые риски и укрепляя финансовую устойчивость государства. [4, с.125].

Опираясь на закрепленные в нормативно-правовой базе основы противодействия коррупции, рассмотрим ее виды. Можно выделить несколько видов корпоративных злоупотреблений:

Мошенничество – обман или злоупотребление доверием с целью получения материальной выгоды. Может проявляться в виде подделки документов, искажения финансовой отчетности, присвоения имущества компании и т.д.

Растрата – незаконное распоряжение или расходование чужого имущества. Например, может быть связана с использованием средств компании в личных целях, например, для оплаты необоснованных расходов или предоставления ненадлежащих льгот сотрудникам.

Под коммерческим подкупом принято считать передачу денег, ценных бумаг или иного имущества лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершающему действия или бездействия в интересах дающего.

Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации – внесение в бухгалтерские документы, а также записи и отчеты организации неполных или недостоверных сведений.

Наиболее обширное корпоративное злоупотребление – злоупотребление полномочиями, т.е. использование лицом, осуществляющим управленческие функции в организации, вопреки своим полномочиям в своих интересах и для получения выгод.

Так, все эти виды имеют схожие признаки, по которым можно определить корпоративные злоупотребления:

  • необоснованные расходы – необычные для компании расходы, не соответствующие ее обычной деятельности;
  • скрытые сделки – сделки, информация о которых не раскрывается или раскрывается в неполном объеме;
  • противоречивые решения – решения, принимаемые без достаточного обоснования или вопреки интересам компании;
  • злоупотребление полномочиями – использование должностных полномочий в личных целях;
  • родственные или дружеские связи – назначение на ключевые должности лиц, связанных с родственными или дружескими отношениями с руководством компании;
  • непрозрачность финансовой отчетности – отсутствие или искажение информации о финансовом состоянии компании.

Заключение

Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Он позволяет государству эффективно управлять финансовыми ресурсами, минимизировать влияние внутренних и внешних угроз, а также поддерживать устойчивое развитие экономики. Его ключевая задача — обеспечить рациональное использование бюджетных средств, предотвратить финансовые нарушения и создать условия для долгосрочной стабильности.

В современных условиях, когда экономика России сталкивается с глобальными вызовами, такими как санкционное давление, финансовая изоляция и внутренние структурные ограничения, значение финансового контроля возрастает многократно. Современные технологии, такие как анализ больших данных, автоматизация процессов и блокчейн, открывают новые горизонты для повышения эффективности государственного финансового контроля. Они обеспечивают оперативность выявления нарушений и позволяют строить долгосрочные стратегии управления рисками.

Кроме того, важным направлением является усиление взаимодействия с общественными и международными институтами. Внутренний и внешний аудит, общественный контроль и вовлечение граждан в мониторинг государственных расходов способствуют укреплению доверия общества к финансовой политике и повышению её прозрачности.

В условиях глобализации и сложной геополитической обстановки государственный финансовый контроль становится не только защитным механизмом, но и инструментом стратегического развития. Усиление контроля за реализацией национальных проектов, внедрение риск-ориентированных подходов и концентрация на обеспечении устойчивости государственных программ обеспечат повышение конкурентоспособности и финансовой независимости России.

Таким образом, роль государственного финансового контроля выходит за рамки технической функции. Он становится системообразующим фактором в обеспечении экономической безопасности, поддерживая стабильность и независимость финансовой системы страны в условиях современных вызовов и неопределённости.

 

Список литературы:
1. Карепина О.И. Цифровизация государственного финансового контроля в Российской Федерации // Право, экономика и управление: теория и практика. — 2020. — С. 39–41.
2. Князева Е.Ю. О совершенствовании реализации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Legal Bulletin. — 2019. — Т. 4. — № 3. — С. 26–31.
3. Н. А. Казакова, Е. И. Ефремова АУДИТ Учебник / (5-е издание, переработанное и дополненное) Москва 2024
4. Ефремова Е.И., Догадина Е.Е АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ – СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В сборнике: Развитие учёта, контроля и анализа в условиях трансформации социально экономических ориентиров экономики. Сборник статей по итогам X Международной межвузовской научно -практической конференции, посвященной памяти профессора В.И Петровой и профессора М.И. Баканова. Москва 2024. С. 121-127.
5. ПРАКТИЧЕСКИЙ АУДИТ Казакова Н.А., Ефремова Е.И. Учебник / ( 5-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2024.
6. Карепина О.И., Богославцева Л.В., Богданова О.Ю. Развитие государственного финансового контроля в контексте программно-проектного бюджетирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — № 4. — С. 204–211.
7. Шепелева Д.В., Попова О.В. Эволюция государственного финансового контроля // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 12(192). — С. 30–34.