Статья:

Основные тенденции внешнего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе в субъектах Российской Федерации в части реализации полномочий контрольно-счетных органов.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шипицына Т.С. Основные тенденции внешнего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе в субъектах Российской Федерации в части реализации полномочий контрольно-счетных органов. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 17(38). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/38/40250 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные тенденции внешнего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе в субъектах Российской Федерации в части реализации полномочий контрольно-счетных органов.

Шипицына Татьяна Сергеевна
магистрант, Байкальского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о тенденции развития внешнего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе в Российской Федерации в части реализации полномочий контрольно-счетных органов.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, финансовый контроль, контрольно-счётные органы, бюджетный кодекс, внебюджетные фонды, правовое регулирование, правонарушение.

 

В настоящее время, по мнению ряда экспертов, особую важность приобретает реализация мер, определенных Национальным планом противодействия коррупции, а также совершенствование существующей системы профилактики правонарушений в бюджетной сфере в связи с недостаточной эффективностью использования государственных и муниципальных финансов.

Таким образом, полагаем возможным выделить два основных направления деятельности контрольно-счетных органов как регионального, так и муниципального уровня:

·Контроль за доходной и расходной частью региональных и местных бюджетов

·Совершенствование существующей системы профилактики правонарушений в бюджетной сфере.

Под контролем за доходной и расходной частями бюджета следует понимать не только последующий контроль, который всегда входил в полномочия контрольно-счетных органов согласно Бюджетному кодексу.

Современные тенденции развития внешнего финансового контроля говорят о необходимости думать не только о том, что должно было сделать органам исполнительной власти, но и о том, что возможно предпринять для увеличения доходной и оптимизации расходной частей бюджетов всех уровней.

Таким образом, мы говорим об аудите эффективности, который с недавних пор стал необходимой и обязательной частью работы контрольно-счетных органов.

В статье 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» четко обозначены основные полномочия контрольно-счетных органов, впервые эти полномочия так четко прописаны. Так, важно, что в части организации и осуществления контроля за использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации помимо слов «законности» появляется понятие «результативность», которое и расшифровывается как «эффективность» и «экономность».

В пункте 6 статьи 9 указывается следующее полномочие контрольно-счетного органа субъекта РФ – «оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации».

Также один из пунктов Закона № 6-ФЗ говорит о контроле за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований также подробно прописаны и в своей основе не отличаются от полномочий региональных КСО.

Также Закон говорит об обязательности исполнения требований должностных лиц контрольно-счетных органов, а неисполнение соответствующих требований и запросов, а также воспрепятствование деятельности контрольно-счетных органов влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Существенно расширены права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов.

Таким образом, мы видим, что полномочия контрольно-счетных органов Законом определены четко, и они уже предусматривают аудит эффективности, который как в рамках борьбы с последствиями экономического кризиса, так и в рамках ожидания второй волны экономических потрясения становится особенно актуальным.

Таким образом, такие понятия как «результативность», «эффективность», которые, в принципе, есть в Бюджетном кодексе РФ, введены федеральным законодателем в Закон №6-ФЗ не случайно.

Рассмотрим второе направление деятельности контрольно-счетных органов, выделенное нами.

Это «Совершенствование существующей системы профилактики нарушений в бюджетной сфере».

Профилактика, или предупреждение нарушений, является одной из важнейших задач контрольно-счетных органов.

Следует отметить, что косвенным образом это подтверждает и Федеральный Закон
№ 6-ФЗ, вводя на свое уровня такие понятие как предписания и представления контрольно-счетных органов о выявленных нарушениях.

Представления и предписания хороши тем, что они заставляют не только принять к сведению информацию о выявленных ошибках и недочетах, но в письменной виде уведомить контрольный орган в установленный срок об устранении нарушений, представив подробный план и разработанные документ. Это уже не рекомендации контрольного органа, которые на то и рекомендации, что их можно не выполнять или выполнить формально – это законное требование, и ответственность за его невыполнение также определена федеральным законом.

Вторым путем профилактики бюджетных нарушений следует считать регулярные семинары и встречи, которые организуют контрольно-счетные органы, а также разработку методических материалов и стандартов внешнего финансового контроля. При этом эти полномочия прописаны как Федеральном законе.

Следует отметить, что в Федеральном законе №6-ФЗ также отчетливо говорится о полномочиях контрольно-счетных органов в борьбе с коррупцией. Таким образом, говоря о необходимости заниматься аудитом эффективности, аналитикой и прогнозированием, мы не должны забывать об этой серьезной проблеме.

В 2017 году по итогам проверок КСП Иркутской области возбужден ряд уголовных дел, которые, с одной стороны, говорят об эффективности работы, с другой – о том, что деятельность органов внешнего финансового контроля, к сожалению, еще очень востребована.

Самое поверхностное знакомство с Федеральным законом № 6-ФЗ показывает насколько серьезны полномочия контрольно-счетных органов в этой части. Так, статья 14. «Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов» гласит:

1.Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1)беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2)в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3)в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4)в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5)составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6)в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7)знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8)знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9)составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

Контрольно-счетная палаты, а также КСО муниципальных образований тесно сотрудничают с надзорными и правоохранительными органами.

Вместе с тем, как показывает практика, для четкой работы необходимо различать полномочия этих органов, возможно, учитывая и регулируя эти вопросы еще на этапе подписания соглашений о сотрудничестве.

Тем более этот вопрос важен в связи с тем, что федеральный законодатель предоставил контрольно-счетным органам существенные полномочия по борьбе с коррупцией (выемка документов, опечатывание помещений и так далее).