Особенности развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Особенности развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности как один из принципов дошкольного образования (ФГОС ДО, пункт 1.4.7.). На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем мире. У него формируются первоосновы мышления, сознания. В это время также закладываются основы, которые способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности детей предшкольного возраста.
Особенность – с любопытством исследовать окружающий мир – заложена в детях от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении изучать и понимать окружающую жизнь. Исследовательская активность создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Предметная «исследовательская» деятельность, которая свойственна детям раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающей действительности.
Для того, чтобы раскрыть понятие исследовательской активности нам необходимо проанализировать более общие понятия – «исследование» и «активность».
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающей действительности, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предусматривает осознание и фиксацию цели, средств исследования (подходы, методы, методики) и его ориентацию на воспроизводимость результата.
А.Н. Леонтьев считает «активность» понятием, указывающим на способность живых существ под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей, производить спонтанные движения и изменяться [1, с. 179].
Н.Н. Поддьяков раскрывает два типа детской активности: «собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым» [3, c. 77]. «Собственная активность ребенка – форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной» [1, c. 181].
Стимулируя активность дошкольника, взрослый организует его деятельность, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. В процессе происходящего ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) осуществляется в соответствии по заранее заданным параметрам. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без разнообразных поисков и драм.
А.И. Савенков подчеркивает, что в «состоянии исследовательской деятельности ребенок более или менее, но всегда активен. Первооснова развития исследовательской деятельности – врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям» [4, с. 12].
А.М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как «основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности».
Так, на основе анализа современных подходов исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, которое направлено на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов, средств.
Опираясь на многочисленные исследования, была предпринята попытка изучить особенности развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали следующие методы: методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой), математические методы обработки данных.
В исследовании приняли участие 23 ребенка шестого года жизни, которые посещают старшую группу МБДОУ «Детский сад №41» г. Ельца.
Целью методики «Древо желаний» (В.С. Юркевич) является выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели была использована стандартизированная анкета, включающая в себя 7 вопросов.
Из полученных данных мы можем сделать вывод, что:
· у 8,7 % (2 ребенка) испытуемых познавательная потребность выражена сильно. Эти дети постоянно занимаются какой-нибудь умственной работой, сами находят ответ на предлагаемые загадки, постоянно слушают до конца читаемое воспитателем произведение художественной литературы, чаще других ребят задают вопросы и дожидаются на них ответов, очень эмоционально относятся к интересному для них занятию, связанному с умственным напряжением, могут за одним вопросом задавать другой, возможно третий, относящиеся к одной теме.
· у 13 детей (56,5 % от общего числа испытуемых) познавательная потребность выражена умеренно. Эти дошкольники иногда могут заниматься какой-либо умственной работой, большинство предпочитают получать готовые ответы на загадки, не всегда слушают до конца художественные произведения, читаемые воспитателем, могут как эмоционально относиться к интересному для них занятию, связанному с умственным напряжением, так и не проявлять к ним ярко выраженных эмоций, иногда задают вопросы и не всегда дожидаются на них ответов. Большинство детей с умеренно выраженной познавательной потребностью не задают вопросы-цепочки, относящиеся к одной теме.
· у 8 (34,8 %) детей старшего дошкольного возраста познавательная потребность выражена слабо. Они очень редко занимаются какой-нибудь умственной работой, чаще в организуемой воспитателем деятельности такой направленности, предпочитают получать готовые ответы на загадки от других, редко слушают до конца произведения художественной литературы. Дошкольники со слабо выраженной познавательной потребностью ярко не выражают эмоции к занятиям, связанным с умственным напряжением, очень редко задают вопросы и не всегда дожидаются на них ответов (рис. 1).
Рисунок 1. Познавательная потребность дошкольника
Для выявления уровня сформированности исследовательской активности мы использовали два задания, которые предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: складывали оригами испытуемые в парах, а узор из кубиков по одному (при участии экспериментатора).
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Они часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дошкольники обычно не замечали случайно появляющиеся другие альтернативы выполнения заданий, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала (Таблица 1).
Таблица 1.
Уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
Возрастная группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Старшая |
37 % |
56 % |
7 % |
Полученные результаты позволяют нам сделать следующий вывод о том, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень развития исследовательской активности, что говорит о необходимости формирования ее оптимального уровня у старших дошкольников.