ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
В современных условиях функционирования системы школьного образования перед педагогами и методистами стоит задача поиска особых методов и приемов, которые могли бы обеспечить достижение тех образовательных результатов, которые предписывает ФГОС. На сегодняшний день используется широкий спектр методов, приемов и технологий обучения, наибольший интерес среди которых вызывает проектная деятельность (или метод проектов).
В основе проектной деятельности лежит определенный проект. Термин «проект» пришел в русский язык из латинского – projectus «брошенный вперед» [6, с. 563]. Словом «проект» сегодня именуется: 1) совокупность определенных документов, необходимых для возведения сооружения или создания объекта; 2) предварительный вариант того или иного документа; 3) план или замысел [5].
Еще одно понятие, связанное с проектами, – проектная деятельность – представляет собой специфическую технологию, в основе которой лежат следующие виды деятельности: учебная, исследовательская, воспитательная, конструктивная и творческая [3].
Что касается непосредственно метода проектов, то по мнению Н.А. Дубровиной, данный метод состоит из совокупности приемов, действий, осуществляемых обучающимися и учителем в логически выстроенной последовательности и в целях решения определенной проблемы, оформляемой в виде некоторого конечного продукта [1].
В целом, сущность проектирования составляет преобразование, изменение окружающей среды, что влечет за собой направленность этой деятельности на достижение определенного результата, практическое / теоретическое решение проблемы. Как отмечает М.А. Преловская, «главной особенностью проектирования является работа с еще не существующим объектом» [4, с. 378], предполагающая планирование и определение последовательности действий, в результате которых должен получиться конечный продукт.
Сегодня во множестве научных трудов описывается значимость и эффективность реализации проектной деятельности на всех этапах образовательного процесса. Отмечается необходимость развития в подрастающем поколении способностей к многозадачности, важность подготовки будущих квалифицированных кадров, умеющих быстро и эффективно находить нестандартные решения в самых разных непредвиденных жизненных и профессиональных ситуациях. Для этого современная система образования на всех ее уровнях нацелилась на подготовку учащихся к «самостоятельному и осознанному планированию, к саморазвитию и самореализации» [2, с. 142].
Требования ФГОС обязывают педагога обращаться к применению проектной деятельности, а также сами обучающиеся проявляют интерес к нестандартной организации учебных занятий, в которой происходит интересное и плодотворное взаимодействие ученика с учителем. Такая деятельность в разы повышает интерес школьников к изучаемой дисциплине, повышая тем самым эффективность образовательного процесса. Важно отметить, что осуществление проектной деятельности с учащимися средней школы в рамках учебного процесса – задача непростая.
Прежде всего, от учителя требуется серьезная подготовка к данному виду деятельности, осознание важности и результативности этой технологии. Учитель должен запастись терпением, и позитивным настроем, поскольку на развитие умений проектной деятельности требуется достаточно длительный период времени и планомерные, последовательные, целенаправленные действия. Эффективность рассматриваемой технологии во многом обеспечивается достаточным уровнем знаний учителя специфики проектной деятельности учащихся, владением проектным методом обучения, искренней заинтересованностью в достижении поставленной образовательной цели.
Помимо владения педагогом проектным методом обучения, ему также необходимо знать о трудностях, которые могут возникать в процессе приучения школьников к проектной деятельности, а также находить способы преодоления этих трудностей.
Для учащихся наиболее утомляющим этапом в реализации проектной деятельности является процесс сбора, накопления, отбора материала, поиск необходимой информации, ее детальная проработка, классификация, анализ, фиксация и т.п. Непростым является составление библиографии, поэтому все эти моменты должны учитываться учителем и работа над проектом должна быть организована как можно более интересным и стимулирующим образом, чтобы повысить ее обязательность и значимость в сознании юных «исследователей».
Все же важно отметить, что на сегодняшний день вопрос уровня подготовки педагогов к реализации проектной деятельности в образовательном процессе стоит достаточно остро. Как показывает практика, до сих пор большое число учителей старшего поколения не владеют на должном уровне современными информационными технологиями, а многие провинциальные школы (в частности, в малонаселенных жилых пунктах) не имеют элементарного технического оснащения и подключения к сети Интернет. Помимо этого, отмечается недостаточное осознание учителями школы роли реализации метода проектов и внедрения инноваций в современный образовательный процесс.
В современных условиях изменяется статус педагога, его образовательные функции, а следовательно, возрастают требования к его профессионально-педагогической компетентности и уровню профессионализма в новой образовательной среде.
Сегодня от педагога требуется проявление как профессионального, так и творческого потенциала, раскрытие личностных качеств и повышения уровня мастерства. Для соответствия современному запросу общества на вовлечение подрастающего поколения в инновационные процессы, от педагогических работников требуется развитие умения проектирования реализуемой образовательной деятельности и системы образования в целом.
Применение метода проектов позволяет повышать эффективность образовательных программ, достигать поставленных целей на основе альтернативных средств обучения, обеспечить нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворять потребности и повышать квалификацию педагогов и т.п. Кроме того, проектирование – признанная в науке форма познания будущего; способ осознания научно-теоретической информации через личный профессиональный опыт.
Реализация проектной деятельности меняет позицию педагога в образовательном процессе. Учитель перестает быть источником готовых знаний, он становится инициатором разнообразной самостоятельной деятельности учеников поискового, исследовательского и творческого характера. В проектной деятельности педагогу важно глубоко изучить методику этого вида деятельности, тщательно производить отбор подходящих технологий, налаживать взаимодействие не только с детьми, но и с родителями.
Большое значение для достижения эффективности проектной деятельности имеет непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, что предполагает применение грамотно построенной системы инновационных интерактивных форм работы с педагогами, обеспечивающих развитие творческого потенциала, инициативности, повышение уровня квалификации и профессиональной компетенции.