Роль занимательных заданий в развитии математических способностей учащихся начальных классов.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Физико-математические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Роль занимательных заданий в развитии математических способностей учащихся начальных классов.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности несомненно формируются в школьном возрасте. Но сегодня часто обсуждаются проблемы утраты желания учащихся учиться. И это начинается уже в начальной школе. Одна из основных причин этого нежелания кроется в утрате интереса к самим знаниям и к формам их получения. К.Д Ушинский считал так: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезает сама собою» [3; 19].
А математика предмет сложный и серьёзный. К тому же многие вопросы, относящиеся к программе математики для средней школы, должны быть усвоены уже в начальных классах в такой форме и так прочно, чтобы они стали фундаментальной базой на всю жизнь.
Именно важность и сложность математики обязывает учителя пользоваться каждой возможностью оживления предмета. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьёзном - курьёзное, в скучном – занимательное, в обычном – необычное. Таким образом, обучение математике в начальной школе немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается индуктивно ясным. Под занимательностью на уроке математики понимают такие способы подачи учебного материала, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к математике и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Именно занимательность математики обеспечит единство эмоционального и рационального в обучении. Ведь, как говорят учителя-практики, нередко бывает так, что ученик, не всегда успешно справляющийся с учебной работой на уроках математике, в заданиях по занимательной математике проявляет завидную смекалку и находчивость. А это укрепляет в ребёнке веру в свои силы, у него появляется желание проявить себя не хуже и при решении заданий из учебника. Он вообще начинает лучше заниматься.
Когда мы сегодня говорим о занимательных заданиях в начальной школе, то на первый план выходит использование в образовательном процессе возможностей современного инструмента – интерактивной доски, которая стационарно установлена во многих кабинетах современной школы в комплекте с компьютером и проектором.
С помощью интерактивной доски учитель может создавать красочные и анимационные слайды, которые положительно влияют на заинтересованность детей в ходе урока. В программе интерактивной доски имеются различные шаблоны геометрических фигур и конструкций, их можно менять, передвигать местами, переворачивать, наносить обозначения, дополнять необходимыми подписями, менять их цвет. С помощью доски, младшие школьники могут выполнять различные текстовые задачи, чертя схемы, к примеру, задач на движение, на объединение множеств и др. Особенно нравится младшим школьникам решать математические тесты на доске, которые сопровождаются анимационными слайдами с последующей проверкой.
Однако при явных преимуществах использования интерактивной доски учителя начальных классов отмечают проблемы, возникающие на уроках: гиперактивность детей, утомляемость, соблазн увлечься формой и потерять содержание, утрата навыков работы с «классическими» материалами: книгой, палочками, бумажным конструктором, кубиками, карточками.
Занимательные задания развивающего характера широко представлены в учебниках математики по ФГОС: познавательные вопросы, «задачи на смекалку», схемы и геометрический материал. В учебниках присутствуют герои, которые решают задания разными способами, а учащимся предоставляется возможность в ходе рассуждения выбрать более подходящий на их взгляд способ.
В качестве материала для решения задач в занимательной форме могут быть использованы и счётные палочки. Например, в следующих заданиях:
· составь цифру,
· составь геометрическую фигуру,
· составь фигуру животного,
· задания на изменения фигур (убери, добавь 1–2 палочки).
Похожие задания дети могут выполнять из бумажного конструктора, в котором присутствуют полосы и геометрические фигуры.
Широко применяются игры с кубиками, из которых дети складывают объёмные фигуры по образцу, по представлению, что служит подготовкой к выполнению виртуальных заданий.
Но я бы хотела остановиться на работе учащихся с занимательными заданиями на карточках. Сегодня нет ни одного учителя начальных классов, кто не работал бы на своих уроках математики (и других уроках) с карточками. И делают это систематически. И это верно. Однако при организации работы во время урока с карточками необходимо придерживаться следующих двух правил:
1) Задания на карточках должен составлять учитель, который учитывает индивидуальные возрастные, умственные, психофизические особенности и возможности учеников своего класса. Задания должны быть четко сформулированы. Иначе они будут неинтересны ученикам;
2) Задания должны давать материал для мыслительной деятельности учащихся и быть непосредственно связаны с программой предмета. Иначе они не будут содействовать выполнению педагогических целей.
В первом и втором классе карточки должны быть несложные. Например, карточки (с заданиями актуальными в год экологии в России) на развитие межпредметных универсальных учебных действий, которые выполняются учащимися в парах или группах.
Рисунок 1. Геометрический математический рисунок
В первом же классе уже после изучения темы «Десяток» детям можно раздавать и такие карточки.
Карточка №1. На карточке нарисованы 6 воздушных шариков (или цветы, или деревья, или грибы и т.д.) разной величины. Задание: Пронумеруйте воздушные шарики, начиная с самого маленького шарика. Раскрасьте самый большой шарик в зелёный цвет, а самый маленький в красный. Все остальные шарики в жёлтый цвет. Сколько всего шариков на картинке? Сколько цветов вам понадобилось, чтобы раскрасить шары?
Карточка № 2. На карточке нарисованы 4 тюльпана (или птицы или деревья) Задание: Нарисуйте колокольчики и ромашки, но так, чтобы колокольчиков было на три больше, чем тюльпанов. А ромашек на две меньше, чем тюльпанов.
Можно составить несколько карточек с одинаковыми заданиями (но с разными картинками). А потом карточку ученика, первым решившего задание, продемонстрировать на экране (сегодня многие учителя начальных классов имеют такую возможность) и выслушать вместе с классом рассуждения ребёнка. Остальные карточки учитель обязательно проверяет и раздаёт в конце урока, похвалив каждого ребёнка за его результат. Даже если это будет только аккуратная раскраска фигур, изображенных в карточке. И высказать уверенность, что в следующий раз он не только первым сдаст карточку, но и сделает все абсолютно верно. Это обязательное условие работы на уроках в начальной школе – вести ребёнка от успеха к успеху, развивать чувство уверенности и победы. Очень важно при разборе заданий на карточках создавать в классе доброжелательную атмосферу, чтобы она благоприятно действовала на каждого ученика. Спокойствие и вежливость учителя, искренняя радость даже маленькому успеху ученика способствует всестороннему, полноценному раскрытию способностей ученика. И тогда занимательные задания на карточках будут приносить большую пользу на уроках.
В третьем или четвертом классе, когда ученики знают уже счёт до тысячи и знают таблицу умножения, задания на карточках могут быть уже не столь простыми. То есть, первоначально карточки содержат элементы знакомых ребёнку игр. Но чем старше ребёнок, тем этих элементов в карточках становится меньше. Например.
Карточка № 3
Какие цифры можно спрятать в квадратиках, чтобы получились примеры на разность с ответом 42?
Карточка № 4
Рисунок 2. Примеры на произведение чисел
Работая с такими карточками, ребёнок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий и тренируется в счете.
Не обойтись в занимательной математике без заданий на логику мышления.
Карточка № 5
Заполните цифры до конца
27, 34, 41, 48, , , ,
56, 48, 40, 32, , , ,
Карточка № 6
Перед вами четыре ряда цифр. Найдите в каждом ряду число, выпадающее из своего ряда, и объясните почему.
5,6, 12, 3, 7 (12 – двузначное число, а остальные однозначные)
15,33, 26, 7,45 (7-однозначное число, а остальные двузначные)
21,32, 41,51, 61 (32 – число единиц выражено 2, у всех остальных 1)
135,136, 148,139(148 –число десятков выражено 4, у всех остальных 3)
Сильные ученики любят различные ребусы. Много примеров для создания таких ребусов можно найти в книги Л.Чилингировой, Б. Спиридоновой «Играя, учимся математике».
Карточка № 7 (из задачи Альберта Эйнштейна) [4; 120].
Рисунок 3. Занимательный треугольник
Девять кружочков являются вершинами четырех маленьких и трех больших по величине равнобедренных треугольников. Впишите в пустые кружочки числа 3, 6, 1, 2 таким образом, чтобы сумма чисел, вписанных в каждый из семи образованных треугольников, являлась одним и тем же числом.
(Ответ: 3,5,7 4,2,9 8,6,1 Любой ученик будет чувствовать себя настоящим победителем, если справиться с задачей самого Альберта Эйнштейна).
Любят ученики (и не только начальной школы) сами придумывать вопросы и задания для своих одноклассников. И обязательно на уроках им надо давать такую возможность.
Все перечисленные карточки и множество других могут использоваться как при организации повседневного контроля знаний так и при проведении самостоятельных или контрольных работах, а так же в качестве дополнительных заданий для отдельных учащихся, для восполнения пробелов, обнаруженных в знаниях того или иного ученика.
А в заключение хочется отметить, что большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика. Интерес к предмету у учителя способствует развитию такого же интереса и у его учеников.
Материал статьи может быть полезен студентам педагогических факультетов, учителям начальных классов. Конечно, моя статья не претендует на широкое освещение данной темы. Это лишь небольшой вклад студентки педагогического института в большую копилку педагогический идей и мыслей.