Статья:

Роль занимательных заданий в развитии математических способностей учащихся начальных классов.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Айрапетян И.А. Роль занимательных заданий в развитии математических способностей учащихся начальных классов. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/19997 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль занимательных заданий в развитии математических способностей учащихся начальных классов.

Айрапетян Ирина Александровна
студент 1 курса Ставропольского Государственного Педагогического Института факультета Начального и Дошкольного образования, РФ, г. Ставрополь

 

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности несомненно формируются в школьном возрасте. Но сегодня часто обсуждаются проблемы утраты желания учащихся учиться. И это начинается уже в начальной школе. Одна из основных причин этого нежелания кроется в утрате интереса к самим знаниям и к формам их получения. К.Д Ушинский считал так: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезает сама собою» [3; 19].

А математика предмет сложный и серьёзный. К тому же многие вопросы, относящиеся к программе математики для средней школы, должны быть усвоены уже в начальных классах в такой форме и так прочно, чтобы они стали фундаментальной базой на всю жизнь.

Именно важность и сложность математики обязывает учителя пользоваться каждой возможностью оживления предмета. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьёзном - курьёзное, в скучном – занимательное, в обычном – необычное. Таким образом, обучение математике в начальной школе немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается индуктивно ясным. Под занимательностью на уроке математики понимают такие способы подачи учебного материала, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к математике и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Именно занимательность математики обеспечит единство эмоционального и рационального в обучении. Ведь, как говорят учителя-практики, нередко бывает так, что ученик, не всегда успешно справляющийся с учебной работой на уроках математике, в заданиях по занимательной математике проявляет завидную смекалку и находчивость. А это укрепляет в ребёнке веру в свои силы, у него появляется желание проявить себя не хуже и при решении заданий из учебника. Он вообще начинает лучше заниматься.

Когда мы сегодня говорим о занимательных заданиях в начальной школе, то на первый план выходит использование в образовательном процессе возможностей современного инструмента – интерактивной доски, которая стационарно установлена во многих кабинетах современной школы в комплекте с компьютером и проектором.

С помощью интерактивной доски учитель может создавать красочные и анимационные слайды, которые положительно влияют на заинтересованность детей в ходе урока. В программе интерактивной доски имеются различные шаблоны геометрических фигур и конструкций, их можно менять, передвигать местами, переворачивать, наносить обозначения, дополнять необходимыми подписями, менять их цвет. С помощью доски, младшие школьники могут выполнять различные текстовые задачи, чертя схемы, к примеру, задач на движение, на объединение множеств и др. Особенно нравится младшим школьникам решать математические тесты на доске, которые сопровождаются анимационными слайдами с последующей проверкой.

Однако при явных преимуществах использования интерактивной доски учителя начальных классов отмечают проблемы, возникающие на уроках: гиперактивность детей, утомляемость, соблазн увлечься формой и потерять содержание, утрата навыков работы с «классическими» материалами: книгой, палочками, бумажным конструктором, кубиками, карточками.

Занимательные задания развивающего характера широко представлены в учебниках математики по ФГОС: познавательные вопросы, «задачи на смекалку», схемы и геометрический материал. В учебниках присутствуют герои, которые решают задания разными способами, а учащимся предоставляется возможность в ходе рассуждения выбрать более подходящий на их взгляд способ.

В качестве материала для решения задач в занимательной форме могут быть использованы и счётные палочки. Например, в следующих заданиях:

·     составь цифру,

·     составь геометрическую фигуру,

·     составь фигуру животного,

·     задания на изменения фигур (убери, добавь 1–2 палочки).

Похожие задания дети могут выполнять из бумажного конструктора, в котором присутствуют полосы и геометрические фигуры.

Широко применяются игры с кубиками, из которых дети складывают объёмные фигуры по образцу, по представлению, что служит подготовкой к выполнению виртуальных заданий.

 Но я бы хотела остановиться на работе учащихся с занимательными заданиями на карточках. Сегодня нет ни одного учителя начальных классов, кто не работал бы на своих уроках математики (и других уроках) с карточками. И делают это систематически. И это верно. Однако при организации работы во время урока с карточками необходимо придерживаться следующих двух правил:

1)  Задания на карточках должен составлять учитель, который учитывает индивидуальные возрастные, умственные, психофизические особенности и возможности учеников своего класса. Задания должны быть четко сформулированы. Иначе они будут неинтересны ученикам;

2)  Задания должны давать материал для мыслительной деятельности учащихся и быть непосредственно связаны с программой предмета. Иначе они не будут содействовать выполнению педагогических целей.

В первом и втором классе карточки должны быть несложные. Например, карточки (с заданиями актуальными в год экологии в России) на развитие межпредметных универсальных учебных действий, которые выполняются учащимися в парах или группах.

 

Рисунок 1. Геометрический математический рисунок

 

В первом же классе уже после изучения темы «Десяток» детям можно раздавать и такие карточки.

Карточка №1. На карточке нарисованы 6 воздушных шариков (или цветы, или деревья, или грибы и т.д.) разной величины. Задание: Пронумеруйте воздушные шарики, начиная с самого маленького шарика. Раскрасьте самый большой шарик в зелёный цвет, а самый маленький в красный. Все остальные шарики в жёлтый цвет. Сколько всего шариков на картинке? Сколько цветов вам понадобилось, чтобы раскрасить шары?

Карточка № 2. На карточке нарисованы 4 тюльпана (или птицы или деревья) Задание: Нарисуйте колокольчики и ромашки, но так, чтобы колокольчиков было на три больше, чем тюльпанов. А ромашек на две меньше, чем тюльпанов.

Можно составить несколько карточек с одинаковыми заданиями (но с разными картинками). А потом карточку ученика, первым решившего задание, продемонстрировать на экране (сегодня многие учителя начальных классов имеют такую возможность) и выслушать вместе с классом рассуждения ребёнка. Остальные карточки учитель обязательно проверяет и раздаёт в конце урока, похвалив каждого ребёнка за его результат. Даже если это будет только аккуратная раскраска фигур, изображенных в карточке. И высказать уверенность, что в следующий раз он не только первым сдаст карточку, но и сделает все абсолютно верно. Это обязательное условие работы на уроках в начальной школе – вести ребёнка от успеха к успеху, развивать чувство уверенности и победы. Очень важно при разборе заданий на карточках создавать в классе доброжелательную атмосферу, чтобы она благоприятно действовала на каждого ученика. Спокойствие и вежливость учителя, искренняя радость даже маленькому успеху ученика способствует всестороннему, полноценному раскрытию способностей ученика. И тогда занимательные задания на карточках будут приносить большую пользу на уроках.

В третьем или четвертом классе, когда ученики знают уже счёт до тысячи и знают таблицу умножения, задания на карточках могут быть уже не столь простыми. То есть, первоначально карточки содержат элементы знакомых ребёнку игр. Но чем старше ребёнок, тем этих элементов в карточках становится меньше. Например.

Карточка № 3

Какие цифры можно спрятать в квадратиках, чтобы получились примеры на разность с ответом 42?

 

Карточка № 4

 

Рисунок 2. Примеры на произведение чисел

 

Работая с такими карточками, ребёнок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий и тренируется в счете.

Не обойтись в занимательной математике без заданий на логику мышления.

Карточка № 5

Заполните цифры до конца

27, 34, 41, 48, , ,

56, 48, 40, 32, , ,

Карточка № 6

Перед вами четыре ряда цифр. Найдите в каждом ряду число, выпадающее из своего ряда, и объясните почему.

5,6, 12, 3, 7 (12 – двузначное число, а остальные однозначные)

15,33, 26, 7,45 (7-однозначное число, а остальные двузначные)

21,32, 41,51, 61 (32 – число единиц выражено 2, у всех остальных 1)

135,136, 148,139(148 –число десятков выражено 4, у всех остальных 3)

Сильные ученики любят различные ребусы. Много примеров для создания таких ребусов можно найти в книги Л.Чилингировой, Б. Спиридоновой «Играя, учимся математике».

Карточка № 7 (из задачи Альберта Эйнштейна) [4; 120].

 

Рисунок 3. Занимательный треугольник

 

Девять кружочков являются вершинами четырех маленьких и трех больших по величине равнобедренных треугольников. Впишите в пустые кружочки числа 3, 6, 1, 2 таким образом, чтобы сумма чисел, вписанных в каждый из семи образованных треугольников, являлась одним и тем же числом.

(Ответ: 3,5,7 4,2,9 8,6,1 Любой ученик будет чувствовать себя настоящим победителем, если справиться с задачей самого Альберта Эйнштейна).

Любят ученики (и не только начальной школы) сами придумывать вопросы и задания для своих одноклассников. И обязательно на уроках им надо давать такую возможность.

Все перечисленные карточки и множество других могут использоваться как при организации повседневного контроля знаний так и при проведении самостоятельных или контрольных работах, а так же в качестве дополнительных заданий для отдельных учащихся, для восполнения пробелов, обнаруженных в знаниях того или иного ученика.

А в заключение хочется отметить, что большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика. Интерес к предмету у учителя способствует развитию такого же интереса и у его учеников.

Материал статьи может быть полезен студентам педагогических факультетов, учителям начальных классов. Конечно, моя статья не претендует на широкое освещение данной темы. Это лишь небольшой вклад студентки педагогического института в большую копилку педагогический идей и мыслей.

 

Список литературы:
1. Бахтина Е. «Таблица умножения», г. Химки, издательство «Школа гениев», 2011 г.
2. Беденко М. «Разноцветные задачи», г. Москва, «Русское слово», 2011 г.
3. Ушинский К.. «Воспитать ребенка как?», г. Москва, издательство АСТ, 2014 г.
4. Чилингирова Л., Б. Спиридонова «Играя, учимся математике», г. Москва, «Просвещение», 1993 г.