Статья:

Отравление синтетическими каннабиноидами

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Крыгина А.В., Бучнева Н.В., Кузьмин О.Б. Отравление синтетическими каннабиноидами // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20010 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отравление синтетическими каннабиноидами

Крыгина Анастасия Владимировна
студент, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Бучнева Наталья Викторовна
канд. мед. наук, доц., Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Кузьмин Олег Борисович
д-р мед. наук, проф., зав.каф. фармакологии, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург

 

Начало нового столетия ознаменовалось появлением новых видов каннабиноидной наркомании. Натуральным каннабиноидам (гашиш и марихуана) в настоящее время предпочитают искусственные, синтетические каннабиноиды (СК), являющиеся высокоаффинными агонистами каннабиноидных рецепторов (СВ-1 и СВ-2). СВ-1 расположены преимущественно в центральной нервной системе и в меньшей степени в периферической, СВ-2 обнаружены в некоторых частях иммунной системы. При стимуляции СВ-1 рецепторов развивается эйфоризирующий и противосудорожный эффекты, СВ-2 обусловливают подавление синтеза антител и цитокинов в терапевтических дозах. Растворами синтетических каннабиноидов пропитывают травяные смеси, а затем употребляют их для курения. Изначально эти курительные смеси не были запрещены законом и позиционировались как «благовония», позволяющие человеку расслабиться без вреда для здоровья. Однако довольно быстро были обнаружены психотропные свойства подобных смесей, напоминающие последствия употребления транс-D9-тетрагидроканнабинола (ТГК), входящего в состав конопли. В дальнейшем в России и Европе данные смеси получили название «спайс», а в США – К2, от названия второй по высоте после Эвереста горной вершины мира К2 (Чогори).

СК производятся в основном в Индии и Китае, а распространяются через сеть «Интернет». В 2009 было зарегистрировано 9, в 2007 – 15, в 2012 – 73, в 2014 – 107 молекул, и число их с каждым годом неуклонно увеличивается [1].

Целью данной работы является изучение места отравлений синтетическими каннабиноидами в системе общей заболеваемости поведенческими и психическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.

Задачи:

1.  Изучить механизм действия СК на организм человека;

2.  Изучить клинические проявления отравления СК со стороны различных органов и систем;

3.  Проанализировать общую заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.

Материалы и методы работы: теоретический материал был получен из литературных источников. Были исследованы показатели первичной обращаемости, число госпитализаций, показатели госпитализации детей и подростков, предоставленные организационно-методическим отделом ГБУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер».

Обзор литературы

Синтетические каннабиноиды по своей химической структуре представляют собой достаточно разнородную группу, однако все они липофильны, содержат 20-26 атомов углерода, легко возгоняются при курении и беспрепятственно проникают через ГЭБ. [2]

Биотрансформация СК в организме проходит 2 фазы:

1-я фаза: участие микросомальных оксигеназ, обеспечивающих реакции гидроксилирования, карбоксилирования, деалкилирования;

2-я фаза: глюкуронидная и сульфатная конъюгация промежуточных метаболитов, образовавшихся в 1-й фазе [4].

СК обладают большим наркогенным и токсическим потенциалом по сравнению с препаратами конопли в связи с тем, что они имеют большее сродство к СВ-1 рецепторам, а также образуют многочисленные промежуточные метаболиты в процессе биотрансформации, обладающие мощным биологическим эффектом. В свою очередь ТГК, содержащийся в препаратах конопли, имеет всего лишь один интермедиат [4].

Действие СК реализуется путём возбуждения СВ-1 рецепторов в нервной системе. Следствием возбуждения данных рецепторов является экзоцитоз нейромедиаторов: аминокислот (ГАМК, глутамат, глицин, аспартат), ацетилхолина, биогенных аминов (катехоламины, серотонин), пептидов и т.д. Предполагается, что СК также способны изменять функционирование ионных каналов. В связи с этим изменение активности эндоканнабиноидных систем под влиянием СК сопровождается нарушением процессов нейротрансмиссии, синаптической пластичности, обучения и памяти.

Постоянное употребление СК сопровождается формированием синдромов толерантности, физической (приводящей к абстиненции) и психической зависимости. СК в сравнении с ТГК обладают большей токсичностью, имеют более выраженную симпатомиметическую активность. Галлюциногенные свойства у СК в 5 раз выше, чем у ТГК. На фоне приёма СК чаще отмечаются такие симптомы, как тошнота и рвота, панические атаки, ажитированные психозы, судороги.

Проявления абстинентного синдрома: тревога, нарушения сна, эмоциональная лабильность, депрессия, потливость.

Психозы, провоцируемые употреблением СК, могут протекать с галлюцинаторной, бредовой или полиморфной симптоматикой, включающей агрессию и суицидальные попытки. СК могут не только вызывать преходящие психозы, но также быть инициаторами развития параноидной формы шизофрении [5].

Для психоза, вызванного употреблением СК, характерно психомоторное возбуждение, страх, слуховые и зрительные галлюцинации. В состоянии психоза больной возбужден, то много и бессвязно говорит, то внезапно замолкает.

Бредовый синдром проявляется в бреде преследования, околдования или величия, тревожности, лабильности. Быстрая смена эмоциональных реакций отражается в мимике. Нередки элементы разорванности мышления с немотивированными заявлениями и абсурдными высказываниями.

Неврологические расстройства проявляются в виде: дезориентации, мидриаза, судорог, спутанности сознания, нарушений равновесия.

Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахи/брадикардия, гипо/гипертензия, аритмии, боли в области сердца. Зарегестрировано несколько случаев инфаркта миокарда.

Нарушения со стороны дыхательной системы: хронический кашель, кровохарканье, пневмомедиастинум, подкожная эмфизема.

Осложнения со стороны ЖКТ: повышение аппетита, тошнота, рвота [5].

Результаты исследования

По данным, предоставленным организационно-методическим отделом ГБУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер», в 2015 г. заболеваемость каннабиноидной наркомании выросла на 9,0%, в то время как заболеваемость опиоидной наркоманией уменьшилась на 8,6%, хотя лица с опиоидной зависимостью по-прежнему составляют значительную часть пациентов (74,0%).

Наряду со снижением заболеваемости зависимостью от опиоидов и инъекционных наркотиков, в последние 5 лет среди подростков наблюдается быстрый рост первичной обращаемости по поводу каннабиноидной зависимости (на 133%), зависимости от других наркотиков и сочетаний наркотиков разных групп, включая полинаркоманию (на 500%). При этом общий показатель первичной обращаемости наркологическими расстройствами среди подростков вырос на 80,9% [3].

Следует обратить внимание на то, что в 2009-2015 гг. наблюдается рост числа госпитализаций больных психозами, связанными с употреблением наркотиков: увеличилось как их абсолютное число (с 782 человек в 2009 г. до 6505 в 2015 г., т.е. более чем в 8 раз), так и относительный показатель (с 0,55 в 2009 г. до 4,4 на 100 тыс. населения в 2015 г.). Вероятно, одной из причин является возросшее употребление синтетических каннабиноидов, которые вызывают острые психозы после их приема.

За последние 5 лет показатели госпитализации подростков многократно возросли в большинстве диагностических групп. Так, обращаемость по поводу психозов, связанных с употреблением наркотиков, увеличилась в 8 раз, каннабиноидной зависимости – почти в 6 раз, от других наркотиков и полизависимости – почти в 5 раз. Частота госпитализации подростков с острой интоксикацией и пагубным потреблением наркотиков возросла в 5 раз. Единственный показатель, который имеет тенденцию к снижению – это показатель госпитализации подростков с опиоидной зависимостью, который уменьшился в 3,4 раза. В целом, подростки с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, в 2015 г. госпитализировались в 5 раз чаще, чем в 2011 г., при этом величина показателя соответствует уровню 2007–2008 гг.

Заключение

Таким образом, синтетические каннабиноиды являются разнородной по химическому строению группой, которую объединяют такие свойства, как липофильность и возможность беспрепятственного проникновения через ГЭБ. Зависимость от синтетических каннабиноидов выражена в большей степени, чем от натуральных, за счёт большего сродства синтетических каннабиноидов к рецепторам эндоканнабиноидной системы организма – СВ-1 и СВ-2. СК вызывают психозы, провоцируют развитие шизофрении, приводят к нарушениям со стороны различных органов и систем. При длительном приёме СК ухудшаются память и внимание за счёт разбалансировки обмена медиаторов. Выявленные изменения общей и первичной заболеваемости, а также госпитализация больных наркологического профиля могут свидетельствовать об изменениях в структуре потребляемых наркотиков в населении и необходимости проведения дополнительных эпидемиологических исследований в этой области для установления причин роста обращаемости по поводу психических расстройств, связанных с употреблением наркотиков, особенно среди детей и подростков.

 

Список литературы:
1. Зобнин Ю.В., Стадлер Е.М. Острые отравления синтетическими каннабиноидами («Спайсами») // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2014. – Т. 131, №8. – С. 130–135.
2. Курдиль Н.В. Актуальные вопросы токсикологии и лабораторной идентификации синтетических каннабиноидов (подготовлено по материалам Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании – emcdda) // Медицина неотложных состояний. – 2015 – №2. – С. 9–18. 
3. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014–2015 годах: статистический сборник / – М., НИИ наркологии – филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, 2016. – 177 с.
4. Порядин Г.В., Шарпань Ю.В. Патофизиологические и клинические аспекты наркомании синтетическими каннабиноидами, входящими в состав курительных смесей «спайс». // Лечебное дело. – 2015. – №3. – С. 9–16. 
5. Чухрова М.Г., Пронин С.В., Рыбальчук Н.В. Психические и психосоматические последствия потребления спайсов // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №1. – С. 423–426.