Отравление синтетическими каннабиноидами
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Отравление синтетическими каннабиноидами
Начало нового столетия ознаменовалось появлением новых видов каннабиноидной наркомании. Натуральным каннабиноидам (гашиш и марихуана) в настоящее время предпочитают искусственные, синтетические каннабиноиды (СК), являющиеся высокоаффинными агонистами каннабиноидных рецепторов (СВ-1 и СВ-2). СВ-1 расположены преимущественно в центральной нервной системе и в меньшей степени в периферической, СВ-2 обнаружены в некоторых частях иммунной системы. При стимуляции СВ-1 рецепторов развивается эйфоризирующий и противосудорожный эффекты, СВ-2 обусловливают подавление синтеза антител и цитокинов в терапевтических дозах. Растворами синтетических каннабиноидов пропитывают травяные смеси, а затем употребляют их для курения. Изначально эти курительные смеси не были запрещены законом и позиционировались как «благовония», позволяющие человеку расслабиться без вреда для здоровья. Однако довольно быстро были обнаружены психотропные свойства подобных смесей, напоминающие последствия употребления транс-D9-тетрагидроканнабинола (ТГК), входящего в состав конопли. В дальнейшем в России и Европе данные смеси получили название «спайс», а в США – К2, от названия второй по высоте после Эвереста горной вершины мира К2 (Чогори).
СК производятся в основном в Индии и Китае, а распространяются через сеть «Интернет». В 2009 было зарегистрировано 9, в 2007 – 15, в 2012 – 73, в 2014 – 107 молекул, и число их с каждым годом неуклонно увеличивается [1].
Целью данной работы является изучение места отравлений синтетическими каннабиноидами в системе общей заболеваемости поведенческими и психическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.
Задачи:
1. Изучить механизм действия СК на организм человека;
2. Изучить клинические проявления отравления СК со стороны различных органов и систем;
3. Проанализировать общую заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.
Материалы и методы работы: теоретический материал был получен из литературных источников. Были исследованы показатели первичной обращаемости, число госпитализаций, показатели госпитализации детей и подростков, предоставленные организационно-методическим отделом ГБУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер».
Обзор литературы
Синтетические каннабиноиды по своей химической структуре представляют собой достаточно разнородную группу, однако все они липофильны, содержат 20-26 атомов углерода, легко возгоняются при курении и беспрепятственно проникают через ГЭБ. [2]
Биотрансформация СК в организме проходит 2 фазы:
1-я фаза: участие микросомальных оксигеназ, обеспечивающих реакции гидроксилирования, карбоксилирования, деалкилирования;
2-я фаза: глюкуронидная и сульфатная конъюгация промежуточных метаболитов, образовавшихся в 1-й фазе [4].
СК обладают большим наркогенным и токсическим потенциалом по сравнению с препаратами конопли в связи с тем, что они имеют большее сродство к СВ-1 рецепторам, а также образуют многочисленные промежуточные метаболиты в процессе биотрансформации, обладающие мощным биологическим эффектом. В свою очередь ТГК, содержащийся в препаратах конопли, имеет всего лишь один интермедиат [4].
Действие СК реализуется путём возбуждения СВ-1 рецепторов в нервной системе. Следствием возбуждения данных рецепторов является экзоцитоз нейромедиаторов: аминокислот (ГАМК, глутамат, глицин, аспартат), ацетилхолина, биогенных аминов (катехоламины, серотонин), пептидов и т.д. Предполагается, что СК также способны изменять функционирование ионных каналов. В связи с этим изменение активности эндоканнабиноидных систем под влиянием СК сопровождается нарушением процессов нейротрансмиссии, синаптической пластичности, обучения и памяти.
Постоянное употребление СК сопровождается формированием синдромов толерантности, физической (приводящей к абстиненции) и психической зависимости. СК в сравнении с ТГК обладают большей токсичностью, имеют более выраженную симпатомиметическую активность. Галлюциногенные свойства у СК в 5 раз выше, чем у ТГК. На фоне приёма СК чаще отмечаются такие симптомы, как тошнота и рвота, панические атаки, ажитированные психозы, судороги.
Проявления абстинентного синдрома: тревога, нарушения сна, эмоциональная лабильность, депрессия, потливость.
Психозы, провоцируемые употреблением СК, могут протекать с галлюцинаторной, бредовой или полиморфной симптоматикой, включающей агрессию и суицидальные попытки. СК могут не только вызывать преходящие психозы, но также быть инициаторами развития параноидной формы шизофрении [5].
Для психоза, вызванного употреблением СК, характерно психомоторное возбуждение, страх, слуховые и зрительные галлюцинации. В состоянии психоза больной возбужден, то много и бессвязно говорит, то внезапно замолкает.
Бредовый синдром проявляется в бреде преследования, околдования или величия, тревожности, лабильности. Быстрая смена эмоциональных реакций отражается в мимике. Нередки элементы разорванности мышления с немотивированными заявлениями и абсурдными высказываниями.
Неврологические расстройства проявляются в виде: дезориентации, мидриаза, судорог, спутанности сознания, нарушений равновесия.
Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахи/брадикардия, гипо/гипертензия, аритмии, боли в области сердца. Зарегестрировано несколько случаев инфаркта миокарда.
Нарушения со стороны дыхательной системы: хронический кашель, кровохарканье, пневмомедиастинум, подкожная эмфизема.
Осложнения со стороны ЖКТ: повышение аппетита, тошнота, рвота [5].
Результаты исследования
По данным, предоставленным организационно-методическим отделом ГБУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер», в 2015 г. заболеваемость каннабиноидной наркомании выросла на 9,0%, в то время как заболеваемость опиоидной наркоманией уменьшилась на 8,6%, хотя лица с опиоидной зависимостью по-прежнему составляют значительную часть пациентов (74,0%).
Наряду со снижением заболеваемости зависимостью от опиоидов и инъекционных наркотиков, в последние 5 лет среди подростков наблюдается быстрый рост первичной обращаемости по поводу каннабиноидной зависимости (на 133%), зависимости от других наркотиков и сочетаний наркотиков разных групп, включая полинаркоманию (на 500%). При этом общий показатель первичной обращаемости наркологическими расстройствами среди подростков вырос на 80,9% [3].
Следует обратить внимание на то, что в 2009-2015 гг. наблюдается рост числа госпитализаций больных психозами, связанными с употреблением наркотиков: увеличилось как их абсолютное число (с 782 человек в 2009 г. до 6505 в 2015 г., т.е. более чем в 8 раз), так и относительный показатель (с 0,55 в 2009 г. до 4,4 на 100 тыс. населения в 2015 г.). Вероятно, одной из причин является возросшее употребление синтетических каннабиноидов, которые вызывают острые психозы после их приема.
За последние 5 лет показатели госпитализации подростков многократно возросли в большинстве диагностических групп. Так, обращаемость по поводу психозов, связанных с употреблением наркотиков, увеличилась в 8 раз, каннабиноидной зависимости – почти в 6 раз, от других наркотиков и полизависимости – почти в 5 раз. Частота госпитализации подростков с острой интоксикацией и пагубным потреблением наркотиков возросла в 5 раз. Единственный показатель, который имеет тенденцию к снижению – это показатель госпитализации подростков с опиоидной зависимостью, который уменьшился в 3,4 раза. В целом, подростки с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, в 2015 г. госпитализировались в 5 раз чаще, чем в 2011 г., при этом величина показателя соответствует уровню 2007–2008 гг.
Заключение
Таким образом, синтетические каннабиноиды являются разнородной по химическому строению группой, которую объединяют такие свойства, как липофильность и возможность беспрепятственного проникновения через ГЭБ. Зависимость от синтетических каннабиноидов выражена в большей степени, чем от натуральных, за счёт большего сродства синтетических каннабиноидов к рецепторам эндоканнабиноидной системы организма – СВ-1 и СВ-2. СК вызывают психозы, провоцируют развитие шизофрении, приводят к нарушениям со стороны различных органов и систем. При длительном приёме СК ухудшаются память и внимание за счёт разбалансировки обмена медиаторов. Выявленные изменения общей и первичной заболеваемости, а также госпитализация больных наркологического профиля могут свидетельствовать об изменениях в структуре потребляемых наркотиков в населении и необходимости проведения дополнительных эпидемиологических исследований в этой области для установления причин роста обращаемости по поводу психических расстройств, связанных с употреблением наркотиков, особенно среди детей и подростков.