Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц
Из закрепленного в ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, можно дать определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц, который включает в себя следующие элементы:
· соблюдение прав и свобод человека и гражданина при розыске без вести пропавших лиц;
· соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц;
· соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях в отношении без вести пропавших лиц;
· законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску без вести пропавших лиц.
При осуществлении надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц прокурор проверяет исполнение федерального законов при организации оперативно-розыскной работы, своевременность и точность оперативного учета и регистрации документов и материалов, полноту и быстроту оперативной проверки, взаимодействие с органами следствия и дознания при розыске без вести пропавших лиц.
Прокурор при проведении проверки должен внимательно знакомиться с оперативно-служебными документами, содержащие сведения об организации, о тактике, о методах и средствах осуществления оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших. Это требуется при проведении более полной проверки по обращениям граждан на законность и обоснованность действий (бездействий) должностных лиц оперативных подразделений при проведении и документировании оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск без вести пропавших лиц, а также при оценке законности и обоснованности решений руководителей органов, наделенных полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, при необходимости привлечения оперативных сотрудников к установленной законодательством ответственности, в случае, если оперативный сотрудник допустил нарушение об организации оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц.
Поводом для проведения прокурорской проверки относится информация, поступившие прокурору, о нарушениях законодательства об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального законодательства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий при розыске без вести пропавших лиц [1]
Основания прокурорской проверки — это сведения, содержащиеся в поступивших в прокуратуру информация и дающая понимание, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск без вести пропавших лиц, имеет место нарушения законодательства об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального, а также информацию о факте проведения незаконных или неполных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск без вести пропавших лиц, либо о принятии в ходе них незаконного решения, которые требуют безотлагательного принятия мер прокурорского реагирования [4].
Проверка исполнения законов при розыске без вести пропавших лиц проводятся прокурором:
1. по обращению граждан, юридических и должностных лиц;
2. по результатам изучения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела;
3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
4. в других случаях, с учетом состояния законности при розыске без вести пропавших лиц.
Причины и условия не исполнения законодательства при реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск без вести пропавших лиц, а также обстоятельства, приводящие к таким нарушениям, показывают то, что часть таких нарушений оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства совершается не только из-за низкой профессиональной подготовки оперативных работников, наделенных полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, — более половины таких нарушений имеется из-за недобросовестного отношением оперативных работников к реализации своих служебным обязанностям. Задачей прокурора является то, что с помощью методов прокурорского реагирования действенно воздействовать на оперативных сотрудников, наделённых полномочиями на проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, а также способствовали повышению качественного осуществлению ведомственного контроля со стороны руководителей оперативных подразделений.
Прокурор, уполномоченный на проведение надзорных мероприятий должен изучать и проверять:
1. соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск без вести пропавшего;
2. законность, а также обоснованность и следование установленного законом порядка заведения и прекращения розыскных дел, сроков проведения оперативно-розыскных мероприятий, законность и обоснованность принимаемых решений органами, наделенных полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц;
3. законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, а также соблюдение исполнение оснований, предусмотренных законом, условий, порядка и сроков проведения таких мероприятий;
4. соблюдение определенного Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» списка оперативно-розыскных мероприятий при розыске без вести пропавших лиц;
5. реализация полномочий по регистрации розыскных дел, законности постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц строго ограничены законом об оперативно-розыскной деятельности.
В пределы прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц не включается осуществление контроля за исполнением внутриведомственных нормативных актов, которые регламентируют оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших лиц. Чаще всего такие ведомственные акты имеют гриф «Для служебного пользования» и знакомиться с ним прокурорский работник не может.
Прокурор не имеет право отстранять сотрудника оперативно-розыскного органа от исполнения им своих должностных обязанностей по розыску без вести пропавших лиц в связи с нарушением требований федерального законодательства о оперативно-розыскной деятельности и требований уголовно-процессуального права.
Прокурор не имеет право отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, наделенного полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц.
Анализ показал, что главной задачей прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц это охрана гарантированных государством прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших, а также законность и обоснованность заведения и прекращения розыскных дел.