Статья:

Организация прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тоскина А.Н. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/41/40632 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация прокурорского надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц

Тоскина Ангелина Николаевна
студент, МГЮА, РФ, г. Москва

 

Согласно указанию Генерального прокуратура Российской Федерации № 215/69 и Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1/7818 от 29 сентября 2008 года «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами деятельности по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обязанностями по надзору за исполнением закона об оперативно-розыскной деятельности, в том числе при розыске без вести пропавших лиц, наделены Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры, которыми являются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов, округов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Контроль за состоянием надзора за исполнением законов при розыске без вести пропавших лиц в нижестоящих прокуратурах осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Согласно Положению об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах от 27 мая 2015 г. подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах осуществляют надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, проводимой уполномоченными органами в соответствующем федеральном округе.

На прокуроров субъектов РФ и прокуроров, приравненных к ним специализированных прокуратур возложено осуществление полномочий по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в том числе при розыске без вести пропавших лиц.

Работники управлений по надзору за расследованием преступлений, отделов по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью осуществляют надзор в зависимости от структуры аппарата таких прокуратур [3]

Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур отвечают персональной ответственность за организацию деятельности нижестоящих прокуратуры по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности при розыске без вести пропавших лиц в подчиненных прокуратурах.

Своими приказами, а также указанные прокуроры назначают уполномоченных прокурорских работников, которые осуществляют деятельность по надзору за оперативно-розыскной деятельностью органов, наделенных полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц.

Копия приказа о назначении уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение секретного делопроизводства, а также выписка из данного приказа направляется для сведения руководителям управлений прокуратуры субъекта РФ, а также руководителям органов, наделенные полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц.

Уполномоченный прокурор имеет право знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами в ходе проведения проверок исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Проверки прокурора могут быть плановыми и внеплановыми.

Внеплановой проверки могут проводиться по поручению вышестоящей прокуратуры и по обращениям граждан.

Целью внеплановой проверки служит восстановление нарушенных прав и свобод граждан и устранение иных нарушений закона, допущенных должностными лицами, осуществляющими розыск без вести пропавших лиц.

Руководитель органа, наделенные полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, обязан предоставлять уполномоченному прокурору подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения розыскного дела, а также материалы проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших и их учета.

Руководители прокуратуры должны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

На уполномоченных прокуроров возлагается персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности для обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах.

Делопроизводство ведется прокурорскими работниками, на которых приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также допуск к документам, содержащие секретные сведения.

В обязательном порядке должен быть оформлен допуск для работы с документами, составляющими государственную тайну и информацию ограниченного доступа, на уполномоченного прокурора, на которого возложено приказом прокурора субъекта Российской Федерации ведение делопроизводства по документам ограниченного доступа.

Возложение на уполномоченного прокурорского работника ведения секретного делопроизводства является более верным решением, т. к. решает проблему с не допустить разглашение секретной информации по вопросам организации надзора за исполнение законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности при розыске без вести пропавших лиц.

Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе о безвестном исчезновении лица, осуществляет соответствующий прокурор.

Уполномоченный прокурорский работник обязан в течение 5 суток проверить материал об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению, связанного с безвестным исчезновением лица.

В случае незаконного и необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор обязан отменить данное постановление.

 

Список литературы:
1. Методика и тактика проведения прокурорской проверки : учебное пособие // под ред. О. Н. Коршуновой. СПб., 2014. 240 С. 
2. Настольная книга прокурора // под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. М., 2016.429 с.
3. Прокурорский надзор за законностью проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие. / Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко. СПБ., 2013. 72 с.