Статья:

Основные тенденции Китайско-индийских отношений на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(41)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Мухина Я.А., Шубин П.С. Основные тенденции Китайско-индийских отношений на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 20(41). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/41/41057 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные тенденции Китайско-индийских отношений на современном этапе

Мухина Яна Александровна
магистрант РАНХиГС, РФ, г. Москва
Шубин Павел Сергеевич
магистрант РАНХиГС, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день Индия и Китай связаны непростыми отношениями. Две страны сближает множество общих интересов, они сотрудничают в рамках международных организаций, таких как БРИКС, ШОС, «Треугольник Россия – Индия – Китай». КНР и Индия сотрудничают между с собой, стремясь решить проблемы, связанные с климатическими изменениями, терроризмом, обеспечением энергетической и продовольственной безопасности, преодолением международного финансового кризиса.

С начала XXI века до настоящего времени индийско-китайские отношения успешно развиваются в политической, культурной, экономической сферах. В начале 2000-х гг. обе страны начали говорить о новом этапе «ускоренного и всестороннего развития» двусторонних связей. В 2003 г., во время визита премьер-министра Индии А. Б. Ваджпаи, были приняты меры по урегулированию пограничного спора между Индией и Китаем. Были созданы документы, такие как «Декларация Республики Индии и КНР о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве» и «Меморандум о взаимопонимании по расширению пограничной торговли» и др., что также позволило расширить торговые связи между странами.

Кроме этих двух документов были подписаны множество других соглашений для укрепления китайско-индийского сотрудничества, например, соглашение об обмене между учеными в области исследования океана, энергетических и водных ресурсов, соглашение об обмене между студентами, языковых преподавателей, научных кадров. В 2004 году Китай признал княжество Сикким одним из индийских штатов, а в апреле 2005 года Китаем и Индией было принято Совместное заявление, в котором две страны заявили об установлении «отношений стратегического партнерства и сотрудничества во имя мира и процветания».

Индия признала Тайвань как часть территории Китая, и Тайвань теперь является лишь культурным центром для Индии. Кроме того, Индия признала Тибетский автономный район частью КНР и находящимся на индийской территории Далай-Ламе и его сторонников не позволяет вести направленную против Китая политическую деятельность.

Для того, чтобы наладить взаимное сотрудничество, Индия и Китай начали проводить обмен между своими молодыми офицерами и проводить совместные военные учения. Так, например, в 2007 г. проходили совместные учения сухопутных сил Индии и Китая в китайском городе Куньмин, целью которых было укрепление взаимопонимания и взаимодоверия между ВС двух государств. В этих учениях приняли участие около 200 военнослужащих и за ходом учений следили военные наблюдатели двух стран. В 2008 г. Индия и Китай провели совместные военные учения на юге Индии в округе Белгаум. В ноябре 2013 г. в КНР в Чэндуне были проведены армейские учения Индии и Китая под названием.

«Рука об руку – 2013». Две роты сухопутных сил отрабатывали взаимодействие по борьбе с актами терроризма.

К началу 2014 г. Китаем и Индией было создано 36 специализированных двусторонних переговорных площадок по взаимодействию в разных областях. После визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Индию с 12 по 19 сентября 2014 г. начался новый этап в китайско-индийских отношениях, что свидетельствовало о желании развивать двусторонние торгово-экономическое сотрудничество. В ходе этого визита между двумя сторонами были подписаны двенадцать соглашений в сфере торговли и инвестиций, инфраструктуры, туристического и культурного взаимодействия, информационно- коммуникационной и высокотехнологичной сферах.

Тогда же участились встречи между руководителями Индии и Китая. С 2008 г. переговоры между главой Китая и индийским премьер-министром стали проводиться в среднем около двух раз в год в ходе официальных визитов и во время международных форумов, чего раньше не замечалось. Стоит отметить тот факт, что впервые с 1954 г. состоялся обмен визитами между главами правительств двух государств в 2013 г. В мае этого года Ли Кэцян посетил Дели, а в октябре М. Сингх приехал в Пекин. По итогам двусторонних переговоров обе стороны снова подтвердили курс на «дальнейшее укрепление отношений стратегического партнерства и сотрудничества во имя мира и процветания на основе пяти принципов мирного сосуществования и взаимного внимательного учета озабоченностей и ожиданий другой стороны». Китай выразил желание и дальше поддерживать обмен визитами высших руководителей двух государств, укреплять взаимодоверие и сотрудничество во всех областях и на всех уровнях. КНР также указала на то, что необходимо развивать сотрудничество по инфраструктурным, инвестиционным, информационно- коммуникационным и другим проектам. Кроме того, следует контролировать разногласия между обеими сторонами, поддерживая диалог представителей по пограничным вопросам, укрепляя сотрудничество в оборонной области.

По многим аспектам двустороннего сотрудничества взгляды Индии и Китая совпадают. По мнению индийского премьер-министра М. Сингха, восемь приоритетных направлений двустороннего сотрудничества – это те же области инфраструктурного строительства, производственной кооперации, защиты безопасности в АТР и в мире, поддержание международного экономического порядка, а также обеспечение экологической, продо­вольственной и энергетической безопасности. Китай и Индия назвали «Группу 20» и БРИКС одними из самых важных направлений совместного международного сотрудничества.

В ходе двусторонних встреч в 2013 г. было подписано около двадцати документов по сотрудничеству в таких сферах, как экономика, безопасность, в социально-гуманитарной области. Особо значимым событием было подписание Соглашения о сотрудничестве в охране границы, которое призвано укрепить стабильность в пограничной зоне. Немаловажное значение приобрел также проект по формированию экономического коридора «Индия – Бангладеш – Мьянма – Китай».

Активные переговоры ведутся между министрами иностранных дел двух стран, министрами обороны, внешнеполитическими ведомствами на разных уровнях. Важное значение имеют переговоры специальных правительственных представителей по пограничным проблемам. К началу 2014 г. было проведено 17 раундов консультаций.

Третий раунд китайско-индийского стратегического экономического диалога состоялся в марте 2014 г. В торгово-экономической сфере проводится работа Совместной эконо­мической группы по торговле, науке и технологиям, которая была создана еще в 1988 г.

Сейчас Индия входит в число основных внешнеторговых китайских партнеров. Китай экспортирует в Индию электротехнику, компьютеры, продукцию машиностроения и сталелитейной промышленности, телекоммуникационное оборудование. Индия поставляет в Китай минеральные руды, ткани, металлы и драгоценные камни. Активное экономическое сотрудничество между двумя странами может снизить напряженность на границе Индии и Китая. В начале XXI века инвестиции Индии в китайскую экономику достигли 62 млн долларов. Экспорт индийских товаров в Китай составлял 1,68 млрд долларов, а экспорт товаров Китая в Индию достигал 1, 22 млрд.

 Одно из последних событий «неформальный» саммит в Ухане, Дели провел переговоры с Пекином с позиции силы, индийцев убеждают в том, что именно такая политика целесообразна в обозримом будущем. Тем не менее значение Уханьского саммита нельзя недооценивать. В среде, где индийские стратегические дискурсы неуклонно сливаются с застоялым мышлением и всё чаще становятся побочными продуктами американских аналитических центров, удивительно, что такая освежающая идея возникла у Моди – сдвинуть локус индийско-китайских отношений здесь и сейчас, в рамках долгосрочного стратегического консенсуса. Моди и китайский лидер Си Цзиньпин провели 10 часов переговоров, включая шесть встреч один на один. Такого никогда не происходило на протяжении всей истории индийско-китайских отношений. Тем не менее Моди – хладнокровный политик. И Китай – это страна, которую он неоднократно посещал даже до того, как стал премьер-министром. Его политические инстинкты говорят ему, что эксперименты Дели с политикой в отношении Китая за последние 3 года с момента его знаменитого заявления о совместном видении Азиатско-Тихоокеанского региона с тогдашним президентом США Бараком Обамой в январе 2015 года это попытка Дели сесть в вагон к американскому лидеру в Азиатско-Тихоокеанском составе и стратегия Вашингтона по сдерживанию Китая с привлечением Дели нанесли серьёзный ущерб отношениям Индии с Китаем.

Уханьский саммит – это исторический успех для Моди. В Гималаях больше не будет войны. Поскольку Моди в ближайшее время начнёт жёсткую предвыборную кампанию, чтобы ещё раз получить мандат в 2019 году, мир и спокойствие на индийско-китайской границе приобретают решающее значение. В Ухане два лидера «выработали стратегическое руководство для своих военных в целях укрепления доверия и взаимопонимания, повышения предсказуемости и эффективности управления пограничными вопросами». Кроме того, китайские инвестиции в индийскую экономику значительно увеличиваются, что поможет создать рабочие места и позволит Моди говорить об успехах в экономическом развитии страны. Моди понимает, что Китай играет уникальную роль в реализации его мечты «сделать Индию великой».

В Ухане состоялись конфиденциальные обмены мнениями по согласованию региональной политики двух стран с учётом наиболее чувствительных проблем. Ранее казалось, что пройдёт вечность, но обе страны вновь заговорили об о «азиатском веке», «стратегической автономии», «независимой внешней политике» и «многополярности». Пресс-релиз в Дели позиционирует саммит в Ухане как «неофициальные переговоры» – новую платформу для перспективного диалога для повышения уровня стратегического взаимодействия. Всё это прекрасно. Тем не менее, судя по всему, Моди всё-таки понадобится ещё один 5-летний срок на посту премьер-министра, чтобы закрепить созданный им фундамент. Ни один другой индийский лидер не может сравниться с его политическим мужеством, чтобы совершить подобный скачок.

Китай и Индия продолжают сотрудничать в международных организациях РИК, БРИКС, ШОС и др., стремясь решить множество глобальных и региональных проблем. Оба государства являются крупными торговыми партнерами, они также сотрудничают в политической, культурной и других сферах, активно проводятся переговоры по разрешению территориальных проблем, регулярно проводятся двусторонние встречи на правительственном уровне, а также на уровне министров и различных ведомств.

 

Список литературы:
1. Ганди И. Внешняя политика Индии: Избранные речи и выступления. 1980‒1982. – М.: Прогресс, 1982. – 351 с.
2. Ганди М. К. Революция без насилия. – М.: Алгоритм, 2012. – 477 с.
3. Неру Д. Внешняя политика Индии: Избранные речи и выступления. 1946‒ 1964 гг. – М.: Прогресс, 1965. – 352 с.
4. Иванько А. И. Некоторые аспекты пограничной политики Китая в отношении Индии // Вестник Российского университета дружбы народов.
– 2006. – № 1. – С. 89–94.
5. Ионова Е. П. Итоги Уфимского саммита ШОС // Россия и новые государства Евразии. – 2015. – № 3 (28). – С. 9–26.
6. Капица М. С. КНР: три десятилетия – три политики. – М.: Политиздат, 1979. – 576 с.
7. Лунев С. И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика. – 2012. – № 2(8). – С. 90–104.
8. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско‒китайских отношений / под ред. Лукина А.В. – М.: Весь мир, 2013. – 701 с.
9. Седунов А.В. Внешнеполитическая стратегия Китая на рубеже XX- XXI вв. // Политика, государство и право. – 2014. – № 4. – С. 8.
10. Уянаев С. В. Китай и Индия: достижения и проблемы современного этапа отношений // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2014. – № 19. – С. 135–153.
11. Харина О. А. Особенности формирования альянсов в Южной Азии на примере отношений Китая и Пакистана // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – № 1 (14). – C. 96–100.
12. Шаумян Т. Л. Индия, ШОС и БРИКС в современной геополитике // Сравнительная политика. – 2013. – № 3 (13). – С. 44–64.