Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)
Интенсивность опасных гидрометеорологических явлений в последние годы значительно увеличилась. Изменение климата ведет к росту неблагоприятных явлений природы. Рост наводнений, сильных ветров, ураганов, ливней, града и других явлений в России влечет за собой увеличение человеческих жертв и материальных ущербов.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) в 2016 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 988 опасных гидрометеорологических явлений, 380 нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения страны [3].
Актуальность данной темы определяется тем, эффективность государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является чрезвычайно важным стратегическим действием в сложившейся ситуации.
Непосредственно, государственный контроль, надзор и мониторинг окружающей среды в компетенции Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по УФО).
Департамент Росгидромета по УФО осуществляет свою деятельность на территории Уральского федерального округа, в который входят 6 субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области.
Территория Уральского федерального округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6% территории РФ. Административный центр – город Екатеринбург [1].
Главная цель деятельности Департамента Росгидромета по УФО: снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике от климатических явлений, обеспечения должного уровня гидрометеорологической безопасности Уральского региона [1].
Основные задачи Департамента Росгидромета по УФО и подведомственных организаций, которые определены Уставом и Положением:
1. Своевременное и качественное обеспечение потребностей органов
государственной власти, в том числе полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах, штаба и войсковых частей Центрального военного округа, войсковых частей Пограничных войск ФСБ России, органов МЧС России Уральского регионального центра, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды, в т.ч. в экстренной информации;
2. Мониторинг состояния окружающей среды, её загрязнения (атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, радиационной обстановки на поверхности Земли, загрязнения окружающей среды, включая радиоактивность);
3. Поддержание в надлежащем состоянии и развитие государственной системы наблюдения, оценки и прогноза состояния и загрязнения окружающей среды;
4. Содействие повышению эффективности хозяйственной деятельности в отраслях экономики (авиации, железнодорожном, речном, дорожном транспорте, ТЭКе, сельском хозяйстве и т.д.) за счет представления обширной гидрометеорологической и климатической информации и специализированного обслуживания;
5. Обеспечение ведения Единого государственного фонда гидрометеорологических и геофизических данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, а также совершенствование технологии архивации данных;
6. Осуществление контроля над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;
7. Выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающее среды, её загрязнения, состояния верхних слоев атмосферы и её озонового слоя, активного воздействия на гидрометеорологические и другие геофизические процессы [1].
Контрольно-надзорная деятельность Департамент Росгидромета по УФО осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Департамент Росгидромета по УФО осуществляет контроль над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В целях эффективности государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Срок реализации - до 2025 года. Адрес сайта приоритетной программы: http://контроль-надзор.рф
Целевые ориентиры приоритетной программы:
1. Снижение уровня количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на 15% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.
2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года.
3. Снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.
4. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в 2 раза к концу 2025 года [4].
Проанализируем контрольно-надзорную деятельность Департамента Росгидромета по УФО в соответствии с целевыми ориентирами Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Уровень количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на территории УФО по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области за 2015-2017 годы представлены в таблице 1:
Таблица 1
Сведения о массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях людей на территории Свердловской области в 2015-2017 годах
Инфекционные заболевания и отравления людей |
Количество групповых заболеваний, ед. |
Количество неблагополучных районов (объектов), ед. |
Число потерь населения, чел. |
|||||||||
Заболело |
Умерло |
|||||||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Инфекционные |
9 |
15 |
12 |
6 |
7 |
6 |
297 |
347 |
317 |
0 |
0 |
0 |
Паразитарные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Пищевая токсикоинфекция |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
- |
- |
- |
Прочие отравления |
7 |
6 |
4 |
7 |
7 |
6 |
30 |
35 |
28 |
6 |
1 |
0 |
Исходя из статистических данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что ситуация на территории УФО по уровню количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных значительно снизилась [5].
Снижение уровня по контролируемым видам рисков территории УФО по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области из полученных статистических данных за период с 2012 по 2016 годы, на территории Свердловской области зарегистрировано 24 чрезвычайные ситуации, в том числе 21 чрезвычайная ситуация техногенного характера и 3 – природного характера. Общее количество пострадавших от техногенных чрезвычайных ситуаций составило 145 человек, в том числе погибло 49 человек. Количество пострадавших от природных чрезвычайных ситуаций - 2491 человек [5]. Статистические данные представлены в диаграмме 1:
Рисунок 1. Сведения о чрезвычайных ситуациях, зарегистрированных на территории Свердловской области за период с 2012-2016 годы
С целью снижения риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного характера в 2017 году, вызванных опасными природными явлениями, Департаментом Росгидромета по УФО были организованы экстренные предупреждения об опасных природных явлениях, оперативное прогнозирование возможных последствий, определена степень опасности и осуществлено оповещение населения.
При осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности Департаментом Росгидромета по УФО разработаны стандарты кадрового менеджмента, проведен аудит операционных и функциональных процессов в контрольно-надзорных органах, внедрена прозрачная процедура отбора и назначения инспекторов и руководителей контрольно-надзорных органов, внедрена прозрачная система премирования за результаты работы.
В рамках реализации профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2017 году были проведены следующие мероприятия:
1. Размещение на официальном сайте Департамента Росгидромета по УФО в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
2. В рамках подготовительной работы по обобщению практики опубликована статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.
3. На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений были проведены публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с обсуждением полученных результатов работы.
4. Проведено разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая прав и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей Департамента Росгидромета по УФО, сроков проведения мероприятий, порядка обжалования.
5. Проведены мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования.
6. Организована «Горячая линия» по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору) [2].
Таким образом, можно предположить о том, что контрольно-надзорная деятельность Департамента Росгидромета по УФО в соответствии с целевыми ориентирами Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» выполняется в полном объеме, целевые ориентиры увеличиваются.
В рамках реализации профилактических мероприятий Департаментом Росгидромета по УФО, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований проводятся мероприятия по эффективности реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.