Статья:

Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Наприенко В.Д. Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)

Наприенко Вячеслав Дмитриевич
студент, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург
Колесникова Ксения Игоревна
научный руководитель, доцент кафедры регионального и муниципального управления, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации– РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Интенсивность опасных гидрометеорологических явлений в последние годы значительно увеличилась.  Изменение климата ведет к росту неблагоприятных явлений природы. Рост наводнений, сильных ветров, ураганов, ливней, града и других явлений в России влечет за собой увеличение человеческих жертв и материальных ущербов.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) в 2016 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 988 опасных гидрометеорологических явлений, 380 нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения страны [3].

Актуальность данной темы определяется тем, эффективность государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является чрезвычайно важным стратегическим действием в сложившейся ситуации.

Непосредственно, государственный контроль, надзор и мониторинг окружающей среды в компетенции Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по УФО).

Департамент Росгидромета по УФО осуществляет свою деятельность на территории Уральского федерального округа, в который входят 6 субъектов Российской Федерации:  Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области.

Территория Уральского федерального округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6% территории РФ. Административный центр – город Екатеринбург [1].

Главная цель  деятельности  Департамента Росгидромета по УФО: снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике от климатических явлений, обеспечения должного уровня гидрометеорологической безопасности Уральского региона [1].

Основные задачи Департамента Росгидромета по УФО и подведомственных организаций, которые определены Уставом и Положением:

1. Своевременное и качественное обеспечение потребностей органов

государственной власти, в том числе полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах, штаба и войсковых частей Центрального военного округа, войсковых частей Пограничных войск ФСБ России, органов МЧС России Уральского регионального центра, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды, в т.ч. в экстренной информации; 

2. Мониторинг состояния окружающей среды, её загрязнения (атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, радиационной обстановки на поверхности Земли, загрязнения окружающей среды, включая радиоактивность);

3. Поддержание в надлежащем состоянии и развитие государственной системы наблюдения, оценки и прогноза состояния и загрязнения окружающей среды;

4. Содействие повышению эффективности хозяйственной деятельности в отраслях экономики (авиации, железнодорожном, речном, дорожном транспорте, ТЭКе, сельском хозяйстве и т.д.) за счет представления обширной гидрометеорологической и климатической информации и специализированного обслуживания;

5. Обеспечение ведения Единого государственного фонда гидрометеорологических и геофизических данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, а также совершенствование технологии архивации данных;

6. Осуществление контроля над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;

7. Выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающее среды, её загрязнения, состояния верхних слоев атмосферы и её озонового слоя, активного воздействия на гидрометеорологические и другие геофизические процессы [1].

Контрольно-надзорная деятельность Департамент Росгидромета по УФО осуществляется в соответствии с Конституцией РФ,  Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Департамент Росгидромета по УФО осуществляет контроль над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В целях эффективности государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды  21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Срок реализации - до 2025 года. Адрес сайта приоритетной программы: http://контроль-надзор.рф

Целевые ориентиры приоритетной программы:

1. Снижение уровня количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на 15% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 10% от уровня 2015  года к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года. 

3. Снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности  не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года. 

4. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в 2 раза к концу 2025 года [4].

Проанализируем контрольно-надзорную деятельность Департамента Росгидромета по УФО в соответствии с целевыми ориентирами Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Уровень количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на территории УФО по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области за 2015-2017 годы представлены в таблице 1:

Таблица 1

Сведения о массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях людей на территории Свердловской области  в 2015-2017 годах

Инфекционные заболевания

и отравления людей

Количество групповых

заболеваний, ед.

Количество неблагополучных

районов (объектов), ед.

Число потерь населения, чел.

Заболело

Умерло

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Инфекционные

9

15

12

6

7

6

297

347

317

0

0

0

Паразитарные

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

Пищевая токсикоинфекция

-

-

-

-

-

-

-

 

 

-

-

-

Прочие отравления

7

6

4

7

7

6

30

35

28

6

1

0

 

Исходя из статистических данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что ситуация на территории УФО по уровню количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных значительно снизилась [5].

Снижение уровня по контролируемым видам рисков территории УФО по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области  из полученных статистических данных за период с 2012 по 2016 годы, на территории Свердловской области зарегистрировано 24 чрезвычайные ситуации, в том числе 21 чрезвычайная ситуация техногенного характера и 3 – природного характера.  Общее количество пострадавших от техногенных чрезвычайных ситуаций составило 145 человек, в том числе погибло 49 человек. Количество пострадавших от природных чрезвычайных ситуаций - 2491 человек [5]. Статистические данные представлены в диаграмме 1:

 

Рисунок 1. Сведения о чрезвычайных ситуациях, зарегистрированных на территории Свердловской области за период с 2012-2016 годы

 

С целью снижения риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного характера в 2017 году, вызванных опасными природными явлениями, Департаментом Росгидромета по УФО были организованы экстренные предупреждения об опасных природных явлениях, оперативное прогнозирование возможных последствий, определена  степень опасности и осуществлено оповещение населения.

При осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности  Департаментом Росгидромета по УФО разработаны стандарты кадрового менеджмента, проведен аудит операционных и функциональных процессов в контрольно-надзорных органах, внедрена прозрачная процедура отбора и назначения инспекторов и руководителей контрольно-надзорных органов, внедрена прозрачная  система премирования за результаты работы.

В рамках реализации профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2017 году были проведены следующие мероприятия:

1. Размещение на официальном сайте Департамента Росгидромета по УФО  в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

2. В рамках подготовительной работы по обобщению практики опубликована статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.

3. На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений были проведены публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с обсуждением полученных результатов работы.

4. Проведено разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая прав и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей Департамента Росгидромета по УФО, сроков проведения мероприятий, порядка обжалования.

5. Проведены мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования.

6. Организована  «Горячая линия» по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору) [2].

Таким образом, можно предположить о том, что контрольно-надзорная  деятельность Департамента Росгидромета по УФО в соответствии с целевыми ориентирами Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» выполняется в полном объеме, целевые ориентиры увеличиваются.

В рамках реализации профилактических мероприятий Департаментом Росгидромета по УФО, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований проводятся мероприятия по эффективности реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Сайт Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу http://ufo.meteorf.ru/deyatelnost/
2. Сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) http://www.meteorf.ru/
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru/
4. Аналитический центр при Правительстве РФ http://контроль-надзор.рф
5. Главное управление МЧС России по Свердловской области  http://66.mchs.gov.ru/folder/5963069