Статья:

Особенности семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(41)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Зенченко Ю.Н. Особенности семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 20(41). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/41/41153 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ

Зенченко Юлия Николаевна
магистрант АлтГПУ, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ. Было выявлено существование особенностей семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: семейные взаимоотношения, стиль воспитания, ОВЗ.

 

Актуальность нашего исследования определяется принятием в системе российского образования личностно-ориентированной стратегии и изменениями государственного и общественного отношения к институту семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с ОВЗ на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка. Одним из направлений реализации образовательного стандарта является повышение уровня воспитательной деятельности семьи, как условия создания специальной коррекционно-развивающей среды для преодоления нарушений в развитии ребенка. [2]

В настоящее время педагоги единогласно отмечают огромную роль семейного воспитания в развитии личности ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус. Многие исследователи отмечают, что основные условия более успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья - включенность родителей в процесс их образования.

Семья имеет огромное, часто решающее, влияние на формирование личности ребенка. В раннем и дошкольном возрасте культурное влияние семьи на развитие ребенка является преобладающим (А.В. Запорожец, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова). По мнению Т.А. Куликовой, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. [1]

Детско-родительские отношения и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей: представителей гуманистической психологии, теории социального научения, отечественной психотерапевтической школы, а также в клинически ориентированной литературе.

Хотя родительские отношения в каждой психологической школе описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов, вместе с тем, практически во всех подходах можно отметить своеобразную двойственность родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Кроме того, отвечая на социальный запрос по организации эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальности, наиболее эффективной будет модель взаимодействия родителя и ребенка, которая предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. [4]

После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд). Испытание подобного рода оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей, в первую очередь в соматическом состоянии матерей.

В результате проведенного эмпирического исследования по методике, разработанной Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом «Анализ семейных взаимоотношений» [3] было выявлено, что существует различие в семейных взаимоотношений у матерей с детьми, имеющими с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) и воспитывающих детей с нормальным развитием.

В ходе исследования семейных взаимоотношений было выявлено, что в группе матерей с детьми, имеющими с ограниченные возможности здоровья, характерны такие типы семейного воспитания, как: гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка, минимальность санкций, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтения женских качеств, неразвитость родительских чувств.

С помощью U-критерия Манна-Уитни было произведено сравнение средних полученных данных. В результате было обнаружено, что есть статистически значимые различия по следующим шкалам «АВС»:

1)   Гипопротекция

2)   Игнорирование потребностей ребенка

3)   Минимальность санкций

4)   Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

5)   Предпочтения женских качеств.

6)   Неразвитость родительских чувств

Для группы матерей с детьми, имеющими с ограниченные возможности здоровья, были выявлены такие типы негармоничного семейного воспитания:

1) Эмоциональное отвержение. В основе этого типа воспитания лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо негативными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может чувствовать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним слишком большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями. 

2) Гипопротекция (гипоопека). При таком типе дисгармоничного воспитания ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

В группе матерей с детьми, имеющими нормальное развитие, не были выявлены типы негармоничного семейного воспитания.

Таким образом, психологическое особенностей семейных взаимоотношений у матерей с детьми с ОВЗ позволяет установить те слабые зоны в области детско-родительских отношений и межличностных контактов с ребенком, которые нуждаются в психокоррекционном воздействии. Следует подчеркнуть, особое внимание в процессе психологической помощи следует, безусловно, уделять матери ребенка с ОВЗ.

 

Список литературы:
1. Мухина В. С. Возрастная психология. Москва. 2000. 259с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003
3. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Санкт-Петербург. 1996. 365с.
4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Санкт-Петербург. 2003. 564с.