Статья:

Содержание положения об оказании платных услуг в автономном учреждении

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(42)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сапунова Н.А. Содержание положения об оказании платных услуг в автономном учреждении // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 21(42). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/42/41318 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Содержание положения об оказании платных услуг в автономном учреждении

Сапунова Наталья Анатольевна
магистрант, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Вопрос об оказании платных (возмездных) услуг всегда вызывает интерес у государственных и муниципальных учреждений. Особенно популярны вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального регулирования, как положение (порядок) об оказании платных (возмездных) услуг, и рассмотрение некоторых его разделов («Общие положения», «Используемые понятия», «Перечень платных (возмездных) услуг»). В данной статье речь пойдет об остальных не менее важных блоках, встречающихся в положениях об оказании платных (возмездных) услуг автономных учреждений.

Порядок предоставления платных (возмездных) услуг.

Как правило, это самый большой раздел. В него могут входить следующие подразделы.

Правила информирования о платных (возмездных) услугах. В силу этих правил учреждение должно обеспечивать граждан безвозмездной, доступной и достоверной информацией, к которой относятся:

·      фактический адрес места нахождения учреждения;

·      режим работы учреждения, контакты лиц, ответственных за предоставление платных услуг;

·      прейскурант на оказываемые возмездные услуги, включая сведения о предусмотренных льготах;

·      порядок и формы оплаты.

Информация о платных (возмездных) услугах размещается на информационном стенде в помещении учреждения, а также на его веб-сайте.

Действия руководителя учреждения. В функциональные полномочия руководителя могут быть определены:

· издание приказа об организации платных (возмездных) услуг в учреждении;

· издание приказа, который будет регламентировать оформление учетных документов;

· согласование и утверждение прейскуранта цен на оказываемые услуги;

· утверждение порядка распределения средств, полученных от оказания платных (возмездных) услуг;

· оформление гражданско-правовых отношений с лицами, занятыми в организации и предоставлении платных (возмездных) услуг.

Необходимые условия для оказания услуг – соблюдение санитарных правил и норм, техники безопасности, мероприятий по защите жизни и здоровья потребителей и т. д.

Ссылка на оказание платных услуг на основе договора и/или иного документа (абонемента, билета). Стоит отметить, что форма такого договора зачастую становится приложением к положению об оказании платных (возмездных) услуг, а содержание данной формы определяется нормами гражданского законодательства в отношении договора оказания платных (возмездных) услуг (гл. 39 ГК РФ). Часто эти нормы (ответственность сторон и др.) переписываются в самом положении об оказании платных (возмездных) услуг, наверное, это можно посчитать излишне выполненной работой. Достаточно сделать ссылку на Гражданский кодекс Российской Федерации и, конечно же, соответствующим образом составить форму нужного договора.

Также в этом подразделе можно указать на то, что потребителю в случае оплаты услуги выдается подтверждающий оплату документ (кассовый чек, квитанция и др.). Бывают случаи когда в положении об оказании платных (возмездных) услуг указывают, что услуги могут предоставляться отдельно от заключения договора. Можно сформулировать это как заключение договора в устной форме – что соответствует гражданскому законодательству, если для заключения договоров не предусмотрена письменная форма (п. 1 ст. 434, ст. 158 ГК РФ).

Список документов, которые должен предоставить конечный потребитель для получения платных (возмездных) услуг. В зависимости от отраслевой принадлежности учреждения это могут быть заявление, документ, удостоверяющий личность, справка об отсутствии медицинских противопоказаний, документы, подтверждающие право конечного потребителя получать услуги с дисконтом (если такая опция установлена). В данном пункте указываются и противопоказания к получению услуг (например, наличие заболеваний).

К ситуациям, в которых предоставление платных (возмездных) услуг приостанавливается или прекращается относятся нарушение получателем услуги условий ее оплаты и правил поведения, добровольный отказ от получения услуги (в т.ч. при несогласии потребителя с ценами на услуги).

Способы и средства оплаты услуг. В данном случае предусматриваются наличные и безналичные механизмы оплаты в виде контрольно-кассовых машин.

Иногда учреждения устанавливают для себя условия, когда оплата услуг производится только безналичным путем. В этом случае говорят о том, что услуги предоставляются в основном юридическим лицам (проведение мероприятий). Если учреждение оказывает услуги частным лицам, игнорироваться от приема наличных денежных средств оно не сможет.

Тогда в положении об оказании платных (возмездных) услуг иногда отдельно указывается, что прием наличных средств от потребителей наделены компетенцией только полностью материально-ответственные сотрудники, отвечающие за обеспечение сохранности принятых наличных денежных средств. Если же используемые механизмы оплаты описываются достаточно подробно (вплоть до ссылки на соответствующие инструкции по бухгалтерскому учету), этот блок можно оформить как дополнительный раздел положения об оказании платных (возмездных) услуг.

Механизмы и условия возврата средств потребителю при его отказе от дальнейшего получения услуг в случае расторжении договора. В данном пункте, устанавливается правило, согласно которого учреждение может вернуть потребителю денежные средства за недополученные в полной мере услуги и удержать при этом определенную часть средств – по данным оценки фактически понесенных учреждением затрат в случае расторжения договора по инициативе потребителя.

Порядок определения цен на платные (возмездные) услуги.

Правила дифференцируются в зависимости от отраслевой принадлежности автономного учреждения и уровня его подчинения. То есть, цены на услуги любых муниципальных учреждений в силу действующего федерального законодательства о местном самоуправлении устанавливает учредитель – помимо случаев, предусмотренных федеральными законами.[1] Исключениями стали услуги учреждений культуры, которые вправе самостоятельно определять цены на свои услуги. [2]

Отдельными нормами для государственных учреждений являются учреждения сферы социального обслуживания. Цены на услуги подлежат мониторингу и контролю со стороны исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, также существуют и определенные ограничения по максимальной сумме оплаты. [3] Однако они не вправе устанавливать размер платы и порядок ее взимания – последний утверждается региональным органом социальной защиты населения. Посему автономному учреждению социального обслуживания следует повторить в своем положении об оказании платных (возмездных) услуг нормы, установленные учредителем, или сослаться на нужный нормативно-правовой акт.

Срок регулярного пересмотра установленной цены. Эта процедура может проводиться ежегодно либо не чаще одного раза в год.

Внешние условия, которые учитываются при пересмотре установленной цены. Сюда можно отнести величину инфляции, рост тарифов на коммунальные услуги, изменение условий налогообложения, размер оплаты труда работников и др. Примером может послужить ситуация когда внеплановый пересмотр стоимости производится при изменении затрат учреждения на предоставление услуг в сравнении с затратами, которые приняты при установлении действующих цен, более чем на 5%.

Норма рентабельности (прибыльности), которая заложена в цену. Эта норма различна. Иногда встречались положения об оказании платных услуг автономных учреждений, когда верхний порог названной нормы устанавливался в размере до 50% от себестоимости услуги.

В положении об оказании платных (возмездных) услуг указываются и факторы, влияющие на установление конкретной нормы прибыли. Ключевые из них – уровень потребительского спроса и конкурентоспособность учреждения на рынке тех или иных услуг.

В данный раздел также можно включить право учреждения устанавливать скидки отдельным категориям получателей услуг или прямо указать эти категории (дети из многодетных семей, инвалиды) и размер предоставляемой скидки. Для потребителей отдельных же категорий может быть вообще предусмотрено исключительное право получения услуги со скидкой 100% (дети-сироты).

Также общей практикой установлено правило, согласно которого по определяемой цене каждой платной услуги должна составляться калькуляция. Это компетенция бухгалтерской или финансово-экономической службы учреждения.

Порядок расходования средств, полученных от оказания платных (возмездных) услуг.

Действующее федеральное законодательство об автономных учреждениях гласит о том, что они вправе самостоятельно определять направления и размеры расходования средств, полученных от оказания платных (возмездных) услуг, если данные направления соотносятся с целями, ради которых учреждение создано. [4]

Контроль предоставления платных (возмездных) услуг.

Этот блок включает вопрос персональной ответственности сотрудников автономного учреждения, занятых в оказании платных (возмездных) услуг. Всю общую координацию данного процесса может осуществлять сам руководитель учреждения (его заместитель). Ответственность за соблюдение прейскуранта на услуги, учет и контроль поступления и расходования финансовых средств - компетенция главного бухгалтера, за оформление документов с потребителями – заместителя руководителя.

Иногда предусматривается отдельная отчетность об оказании платных (возмездных) услуг, которую нужно подавать руководителю учреждения: статистическая отчетность по платным (возмездным) услугам должна ежемесячно поступать от заместителя руководителя, а финансовая – от главного бухгалтера.

Приложения к положению об оказании платных (возмездных) услуг.

В приложениях обычно содержатся формы договоров с потребителями услуг. Форм бывает несколько – в зависимости от номенклатуры оказываемых платных (возмездных) услуг. Например, дворец спорта, может заключать отдельные договоры об оказании услуг массового катания на коньках, занятиях танцами, хоккеем, временном хранении инвентаря и спортивной формы, а также размещении рекламы на спортивных мероприятиях.

Распространена практика, когда одним из приложений становится прейскурант цен на платные услуги. Однако, данный документ лучше оформлять и утверждать отдельно – так его можно менять чаще, чем само положение об оказании платных (возмездных) услуг. Отдельным приложением нередко оформляется и конкретный перечень платных (возмездных) услуг, оказываемых учреждением.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно-го самоуправления в Российской Федерации».
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
3. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению госу-дарственного регулирования цен (тарифов)», 
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».