Статья:

О региональных особенностях кружевоплетения как художественного промысла

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(42)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Львова А.В. О региональных особенностях кружевоплетения как художественного промысла // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 21(42). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/42/41552 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О региональных особенностях кружевоплетения как художественного промысла

Львова Анна Васильевна
магистрант Челябинского государственного института культуры по направлению подготовки Народная художественная культура, РФ, г. Челябинск

 

About regional features of lace as artistic craft

 

Anna Lvova

Undergraduate of the Chelyabinsk State Institute of Culture in the direction of training, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье рассматривается кружевоплетение, истоки художественного промысла, региональные особенности.

Abstract. The article deals with lacework, the origins of artistic crafts, regional features.

Ключевые слова: кружево, кружевоплетение, художественный промысел, локализация, художественные приемы.

Keywords: lace, lacework, art craft, location, artistic techniques

 

Кружево представляет собой поразительное творение человеческой фантазии, сформировавшееся, как вид декоративного украшения изделий из ткани. В процессе своего развития, данный вид художественного творчества расширил сферу профессионального и народного творчества богатством узоров, переплетений. В последние десятилетия в отечественной теории, практики декоративно-прикладного искусства, народного творчества кружевоплетение активно изучается, как вид декоративно-прикладного искусства, народного промысла, выявляются общие и региональные его особенности. Кружевоплетение становится предметом внимания и для других областей гуманитарного познания (например, филологии) [21].

К отличительным особенностям кружева, как вида декоративно-прикладного искусства, относят воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Кружевные изделия были известны еще с давних времен, когда знатные люди украшали ткань золотистыми или серебристыми нитями. Кружево родилось благодаря технике скручивания, которую использовали для украшения потерявших вид краев костюма. В XV–XVI вв. появилось классическое кружево. Родоначальником кружева считают Фландрию и Италию [см. также 34].

Первые летописные упоминания о кружеве на Руси встречаются с XIV в. [см. также об истории кружевоплетения 3;15;30]. Ношение кружевных изделий было популярным и распространенным в Древней Руси. Кружевом украшали свои наряды и князья и цари; дворянство с купечеством, даже крестьяне. Кружево можно было встретить в храмах и соборах. Им обшивалось религиозное одеяние, различные церковные предметы. Кружево крестьян обычно было с простым геометрическим узором. Такие кружева плелись из обычных домотканых нитей. Ими отделывали подолы сарафанов, головные покрывала мужские и женские рубахи, рушники. Кружева производились также из ниток с металлическими вкраплениями.

Кружевоплетение было распространено во многих губерниях России, (например Тверская, Орловская, Рязанская, Ярославская, Костромская, Московская, Калужская, Новгородская, Вологодская Вятская, Нижегородская) [5; 8; 9; 20; 24; 32; 33]. Наибольшей популярностью в наше время пользуются кружева Вологды, Кирова, Ельца, Михайлова[28; 31; 35; 44].

Из поколения в поколение передавалось мастерство рукодельниц. Свой неповторимый рисунок для орнамента мастерицы «подсматривали» у природы. Невероятные деревья, заморские цветы, покрытые инеем ветви деревьев, снежинки, рисунок на морозных окнах, фантастические растения, павлины, невиданные птицы и заморские животные – все вдохновляло кружевниц на рождение своего неповторимой орнаментальной композиции [11; 17; 41]. На основе традиций народного кружевоплетения в различных регионах рождались неповторимые своеобразные художественные особенности узора, колорита, приемы выполнения. В современном профессиональном художественном образовании, художественной практике применяются различные методики проектирования кружевоплетения, используются, наряду с традиционными, новые технологии и материалы [2; 14; 40; 1; 7; 12; 13; 16; 28; 37; 43].

Возвращаясь к региональным вариантам кружевоплетения, обратим внимание, что для вологодских кружев, как известно, характерен крупный узор, симметрия мотивов. Узор плавно переходит из одной формы в другую, резко выделяясь на фоне ажурной решетки. Вологодские кружева отличались от других тем, что всегда строго были белого или светлого цвета. В Кировской области кружева отличаются простотой, строгостью, гармонией орнаментальных мотивов (такие декоративные элементы и особенности техники плетения, как «глазочки», продольные разрезы, «жучки», дырочки). Свой самобытный стиль изготовления кружев сложился в Ельце. К отличительным чертам последнего относят различную плотность элементов, что достигалось при переходе из плотно заполненной полотнянки в ажурную сетку. В таких изделиях крайне редко встречаются тематические и сюжетные композиции. Елецкое кружево вызывает ощущение снежного искристого морозного поля, на которое нежно, словно боясь прикоснуться, ложатся ажурные снежинки.

На Урале плетение кружева в традиционной манере было распространено с середины XIX в. по 30-е гг. XX в. Уральские казачки не могли обойтись без традиционного головного убора – файшонки. В основном плели мерные кружева, выполненные многопарным способом. Орнамент кружева состоял из геометрических и изобразительных мотивов. Мастерицы, проявляя свое мастерство, искусно сочетали их между собой. Маленький ромб, сплетенный сеткой и поставленный на угол или большой ромб, состоящий из четырех маленьких в центре композиции женская фигура на ладье. В середине 60-х гг. XX столетия более распространенными стали кружева, выполненные в сцепной технике плетения. Здесь основной узор имел круглые очертания и состоял из условных растительных мотивов.

В целом, для русского кружева характерны симметричность построения узоров, гармоничность, ясность орнаментальных форм. Современные кружевницы, следуя богатым художественной традициям прошлого, используют не только старинные русские узоры, но и новые орнаментальные мотивы.

Кружево сохранило свою актуальность до настоящего времени. Как художественное ремесло, оно привлекает все больше желающих научиться технике его создания. Российские модельеры охотно используют его в своих коллекциях. В педагогической практике начального, среднего, высшего дополнительного, профессионального образования кружевоплетение активно используется как эффективное средство духовно-нравственного воспитания, эстетического, интеллектуального развития [4; 6; 9; 14; 18; 19; 25; 26; 27; 38; 39]. Русское кружево по-прежнему широко востребовано, том числе в сфере дополнительного, художественного образования, получая новые импульсы и перспективы для своего сохранения и совершенствования.

 

Список литературы:
1. Атаулова О.В. Кружевоплетение в технике фриволитэ. Ульяновск: ИПКПРО, 1996. – 92 с.
2. Белгородский В.С., Зеленова Ю.И. Традиции как основа для и инноваций в художественном проектировании костюма (на примере кружевоплетения//Дизайн и технологии. –2017. –№ 59 (101). – с. 14–21.
3. Бертяева Н. Н. Русское сцепное кружево конца XVIII – начала XX вв. : автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. – Москва, 2010. – 31 с. 
4. Борисова Е. А. Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих спо-собностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением : ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2002. – 16 с.
5. Бухтина И.Я. Традиции и современность вологодского кружевоплетения// Образование. Наука. Культура. Гжель: Гжельский государственный университет. –2011. –с. 71–76.
6. Ваховская Е.В. Пропаганда искусства народных художественных промыслов в деле нравственно-эстетического развития молодежи//Педагогическое образование и наука. – 2013. –№ 1. –с. 23–25.
7. Власова И. А. Методика обучения декоративно-прикладному ремеслу с использованием компьютерных технологий в условиях профессионального образования : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 26 с.
8. Григорова В.А. Из истории развития кружевного промысла Черноземного юга России (вторая пол. XIX – начало XX В.)//Вестник Волгоградского государственного универси-тета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2016. –Т. 21. – № 4. – с. 109–114.
9. Гурьянова И.В. Особенности плетеного кружева Костромского края/Культура и искусство в современном образовательном пространстве. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та. –2017. –с. 16-21.
10. Гурьянова И.В. Формирование мотивов изучения основ кружевоплетения у учащихся художественного отделения школы искусств/ Региональная культура как образовательное пространство. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та . 2016. – с. 93–96.
11. Жукова К.С., Адамецкая Т.Н. Орнитоморфные образы в изделиях художественного текстиля (вышивка, кружевоплетение)/Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. Научный центр «Диспут». Вологда: Маркер, 2017. –с. 91–92.
12. Заболонская Ю.В. Исследование процессов ткачества в формировании полотна на металлической основе с использованием технология получения образов в кружевном декоре//Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. –2017. – № 3. –с. 352–358.
13. Кяжева Д.К. Возможности гальванопластики в кружевоплетении/ Богатство финно-угорских народов материалы IV Международного финно-угорского студенческого фо-рума. Йошкар –Ола: Марийский государственный университет. – 2017. –с. 322–323.
14. Лапшина, Е. А. Проектирование художественного кружевоплетения. - Санкт-Петербург: Высш. шк. нар. искусств (ин-т), 2014. – 180 с. 
15. Литвина Л.П. Кружевоплетение в России: полузабытое национальное достояние//Обсерватория культуры. –2006. –№ 4. –с. 68–73.
16. Лончинская Т.Е. Обучение технологии реновации художественного кружева студентов факультета традиционного прикладного искусства как фактор сохранения национально-го культурного наследия//Педагогика искусства. – 2009. – № 4. –с. 81–90.
17. Литвинова О.И. Семантика орнаментальных композиций кружевоплетения/ Декоративно-прикладное искусство в социокультурном пространстве России. –2017. –с. 74–80.
18. Лончинская Т. Е. Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2011. – 22 с.
19. Макаровская И. В. Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: на примере кружевоплетения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Омск, 2008. – 20 с. 
20. Михайловское кружево: из коллекции РИАМЗ: альбом-путеводитель. – Рязань: РИАМЗ, 2017. – 72 с.
21. Пищулина О. Ю. Лексика русского кружевоплетения в ее истории и современном состоянии: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 2001. – 22 с.
22. Погорелова А. Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 26 с. 
23. Подольские кружева. традиционное искусство и его возрождение. Подольск: Академия - XXI, 2008. – 124 с. 
24. Рожкова А. И. Коклюшечное кружево Рязанщины. – Рязань : Рязанский обл. ин-т развития образования, 2008. – 309 с.
25. Савинова Т.В., Бочкарева И.Д. Развитие внимания подростков средствами челночного кружевоплетения/Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та им. М.Е. Евсевьева, 2017. – с. 52–56.
26. Сазоненко Е.А. Творческое развитие подростков в кружке декоративно-прикладного искусства «кружевоплетение на коклюшках»/ Музыкальное и художественное образова-ние в современном мире: традиции и инновации. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2018.–с. 438–444.
27. Силуянычев А.М., Бурганова А.Ф. Теоретические основы формирования проектной культуры студентво-дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства (на примере Ныртинского кружевоплетения)/Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального ун-та, 2017. –с. 533–537.
28. Соломенцева С.Б. Внедрение информационных технологий в процесс изучения Елецко-го кружевоплетения//Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 6A. – с. 72–81.
29. Соломенцева С.Б. Значение колористического решения в семиотической системе Елец-кого кружева//В мире научных открытий. – 2013. – № 11–5 (47). – с. 42–48.
30. Соломенцева С.Б. Особенности становления машинного кружевоплетения в XVIII в./ Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве. Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2016. –с. 158–163.
31. Соломенцева С.Б. Особенности становления сцепной техники Елецкого кружевоплетения во второй половине XIX в./Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та промышл. технологий и ди-зайна, 2017. –с. 283–286.
32. Сорокина М.А. Мариинская практическая школа кружевниц и развитие кружева в Рос-сии в конце XIX - начале ХХ в.//Научные труды. –2012. – № 20. – с. 110–120.
33. Сорокина, М. А. Художественное развитие вологодского кружева в XX в.: дисс. ... канд. искусствоведения. – Санкт-Петербург, 2004. – 188 с.
34. Торопов Д.А. Бельгийские музеи костюма и кружева//Декоративно-прикладное искус-ство и образование. –2016. – № 1 (16). –с. 1–11.
35. Тулинова О.В. Елецкие кружева как объект историко-культурного наследия//История: факты и символы. –2016. – № 3. –с. 28–35.
36. Фурманская Д.Ю. Возрождение традиций народного декоративно-прикладного искус-ства Орловщины в детских художественных школах Орловской области//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№ 2 (65). –с. 340–342.
37. Христолюбова Д.Ю. Возможности применения компьютерных технологий на отделении художественного кружевоплетения/Инновационные исследования в науке и образовании. Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2018. –с. 102–105.
38. Христолюбова Д.Ю. Дидактические условия реализации системы содержания профессионального цикла образования в области Рязанского художественного кружевоплетения//Мир науки, культуры, образования. –2017. – № 3 (64). –С. 44–47.
39. Христолюбова Д. Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2017. – 23 с.
40. Христолюбова, Д.Ю. Проектирование художественного кружевоплетения (михайлов-ское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское). – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. – 36 с.
41. Христолюбова Д.Ю. Роль колорита в разработке орнаментальной композиции кружевного изделия на дисциплинах профессионального цикла/ Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. –с. 99–105.
42. Христолюбова Д.Ю. Старинные технологии в исполнительском мастерстве при подготовке специалистов в области художественного кружевоплетения Рязанского региона//Декоративно-прикладное искусство и образование. – 2018. –№ 1 (23). –с. 57–62.
43. Христолюбова Д.Ю. Технология художественного кружевоплетения Рязанской области. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. – 80 с. 
44. Ягупова Т.А. Елецкое кружево как один из видов национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства Орловской губернии//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№ 1 (64). – с. 368–371.