Традиционные и современные формы в архитектуре КНР: проблема взаимодействия (на примере архитектурного достояния Пекина)
Конференция: CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Традиционные и современные формы в архитектуре КНР: проблема взаимодействия (на примере архитектурного достояния Пекина)
TRADITIONAL AND MODERN FORMS IN THE ARCHITECTURE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: THE PROBLEM OF INTERACTION (ON THE EXAMPLE OF THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF BEIJING)
Margarita Akieva
Student, Ufa State Petroleum Technological University, Russia, Ufa
Аннотация. В данной статье рассматривается состояние современной архитектуры Китая на примере зданий и сооружений г. Пекин. Анализируется проблема сохранения национальной идентичности в XXI в. при строительстве зданий и сооружений в условиях глобализации и изменении потребностей растущего в огромных темпах населения.
Abstract. This article examines the state of modern architecture in China on the example of buildings and structures in Beijing. The article analyzes the problem of preserving national identity in the XXI century in the construction of buildings and structures in the context of globalization and changing needs of the growing population at a huge rate.
Ключевые слова: идентичность, современная архитектура Китая, методы выражения идентичности, традиции Китая, китайские традиции в современной архитектуре.
Keywords: identity, modern Chinese architecture, ways of expressing identity, Chinese tradition, Chinese tradition in modern architecture.
Китайская архитектура развивалась более 5000 лет на протяжении нескольких династий и столетий, претерпевая социальные, экономические и политические преобразования. В частности, даже за последние десять лет современная китайская архитектура стремительно развивалась и приобретала новые отличительные особенности.
В результате Опиумных войн в 1840-х гг. китайская архитектура начала представлять собой симбиоз традиционного китайского стиля и западных архитектурных особенностей: рестораны, гостиницы и магазины приобретали элементы западного облика. Китайская архитектура постепенно увеличивала количество используемых западных архитектурных стилей в строительстве иностранных консульств, банков, клубов и т.д.
После того как в 1949 г. была основана Китайская Народная Республика, Китай вступил в другую эпоху, в том числе и в культурном отношении. Во второй половине 1960-начале 1970-х гг. в области градостроительства становится преобладающей ориентация на рассредоточение населения и промышленности в масштабах всей страны на базе создания региональных центров, опирающихся на местные ресурсы. В практике это нашло свое отражение в уменьшении ассигнований на строительство, принятии мер по сокращению городского населения, чему способствовало массовое переселение в деревню на «перевоспитание» - особенно молодежи [1].
1978 г. – период проведения огромного количества открытий и преобразований, проникновения в Китай высоких технологий и идей из внешнего мира, начало нарастания его экономической мощи. С 1980-х гг. китайские архитекторы, обученные за рубежом, при строительстве зданий пытались восполнить пробел предшествующих десятилетий и объединять традиционный китайский и западный стиль вместе. В результате китайская архитектура вошла в современную эпоху, новый исторический период, ее стиль и облик стали более открытыми и популярными во всем мировом сообществе.
Новая архитектура представлена множеством облицовочных форм в самых разных стилях. Она открыла новую главу в китайской архитектуре: появились новые архитектурные формы и групповые композиции, например, использование стеклянных и зубчатых стен, панорамных залов, вращающихся ресторанов, ландшафтного дизайна и других новых архитектурных элементов.
Проблемы модернизации, новаторства, формообразования – вот круг проблем, с которыми (по оценке критиков национальной архитектуры того периода) связана выработка нового, самостоятельного, индивидуального стиля архитектуры Китая [2].
Отличия в принципах строительства зданий и сооружений в Древнем и современном Китае
Во-первых, древнекитайская архитектура делает акцент на ширине здания, а современная китайская архитектура, в свою очередь, имеет тенденцию строить в высоту и глубину. Формат здания древнекитайской архитектуры в основном прямоугольный, и структура поддерживается осями. Все дома соединены вместе в единое целое и образуют деревню.
Поскольку количество китайского населения растет большими темпами, современные здания возводятся с ориентацией на максимальную высоту, чтобы удовлетворить потребности таких больших демографических мощностей. В отличие от древнего архитектурного стиля, фасады современных зданий построены в мультистиле, поскольку нет определенного способа строительства фасадов. Это привело к тому, что все фасады в принципе стали идентичны между собой.
Материалы, используемые при строительстве зданий и сооружений в Древнем и современном Китае
Древесина является одним из основных традиционных китайских строительных материалов. Большинство китайских зданий строились с использованием деревянных каркасов. В большинстве случаев в традиционной китайской архитектуре использовалось дерево и каменные материалы с колоннами и балками, чтобы поддерживать весь вес здания. Деревянное каркасное строительство датируется двумя тысячелетиями назад. Согласно китайской традиции, дерево имеет метафорическое значение – «жизнь», символизирующее живую среду обитания.
В современном мире архитекторы склонны использовать стекло в качестве фасада конструкции. Здание Центрального телевидения Китая (CCTV) является хорошим примером того, каким строительным материалам современные архитекторы отдают свое предпочтение. Фасад здания Центрального телевидения Китая представляет собой две наклонные сросшиеся башни. Это сооружение можно рассматривать как шедевр современного китайского дизайна, который создает новый образ страны.
Архитектурные элементы, в которых китайская архитектура не утратила своей культурной идентичности
С доисторических времен и до наших дней китайцы всегда использовали уникальную систему строительства, которая основана на самобытных культурных видениях китайцев. Несмотря на то что Китай и по сей день активно заимствует архитектурные новшества из западных стран, китайские архитекторы все же сохранили некоторые культурные традиции в национальной архитектуре.
Ярким примером практического применения элементов традиционной китайской архитектуры в современной может служить Башня Банка Китая в Гонконге. Она был построена в 1988 г. в Центральном Гонконге. Ее общая высота составляет 315 метров. На момент открытия в 1990 г. это было самое высокое здание в Азии, и оно до сих пор остается одним из самых значимых символов Гонконга.
Для оформления здания была выбрана геометрическая форма бамбука, стремящегося вверх. Данное дизайнерское решение является метафорой, обозначающей силу и выносливость в китайской этической теории, которая завоевала поддержку патриотически настроенного населения страны. При разработке дизайна здания были использованы принципы учения Фэн-шуй. Фэн-Шуй – это набор правил, которые сочетают в себе комплексные практические советы и элементы мистицизма, накопленные мастерами. Его используют для оценки перспективы сооружения в зависимости от того, нравится ли его форма и расположение сверхъестественным силам. Фэн-шуй был применен при проектировании и строительстве Запретного города. Традиционная культура мистицизма использовалась для того, чтобы здание было принято среди местного населения. Гонконг является особым административным районом Китайской Народной Республики и обладает суверенитетом по принципу «одна страна, две системы». Поскольку Гонконг являлся британской колонией в течение 100 лет с 1842 по 1997 год, он находился под сильным влиянием западных стилей в культурном отношении. То есть этот административный район склоняется как к восточной культуре, поскольку большинство местных жителей – китайцы, так и к западной – по вышеуказанной причине.
Архитектура Ван Шу, первого китайского архитектора, получившего Притцкеровскую премию в 2012 г., также воплощает в себе симбиоз китайской культуры и современных принципов строительства. В отличие от других современных архитекторов, которые используют в основном стекло и металлоконструкции, Ван Шу использует традиционные каменные и деревянные материалы в своих дизайнах. Форма зданий Ван Шу построена с акцентом на ширину, а не на высоту. Также Ван опирается на традиционную прямоугольную форму и придает новые очертания образцам современной архитектуры [4].
На основе вышесказанного, можно выделить несколько направлений, характерных для развития современной самобытной архитектуры Китая:
1. Обращение к традиционным формам организации жилья. В структуре таких построек, их планировке и конструкциях отражены многовековые традиции, а также уклад жизни.
2. Использование традиционных строительных материалов, а именно дерева и бамбука. Это не только дань традициям строительства, но и ответ современным требованиям зеленых стандартов.
3. Переосмысление отношения к природе и общественным пространствам. В китайской культуре природе всегда отдавалось центральное место. Это ее отличительная особенность от Европы и Запада, которые попеременно ставили в центр то Бога, то Человека. Учитывая современную экологическую ситуацию Китая, бережное отношение к природе их единственный путь к благополучному будущему [3].
Современная китайская культура демонстрирует, как государство на протяжении всей истории его существования смогло сохранить традиционные особенности архитектурной мысли и воплотить их при строительстве современных зданий и сооружений. Культура Китая XXI в. – свидетельство значимости и актуальности сочетания древних национальных традиций и достижений научно-технического прогресса.