Статья:

Наследование в мусульманском праве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клеветова Е.Ю. Наследование в мусульманском праве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 22(43). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/43/41677 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Наследование в мусульманском праве

Клеветова Евгения Юрьевна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

На протяжении всего развития человечества мусульманское право занимало доминирующее положение для большинства стран, где население исповедовало ислам. Законодательство эти стран брало за основу божественные источники, их толкование и создало собственное законодательство путем переработки заветов Пророка Магомета.

Но с течением времени такая значимость мусульманского права пошла на спад. И к началу двадцатого века лишь в некоторых странах Персидского залива и Аравийского полуострова мусульманское право сохранило свои позиции и действовало в традиционном для себя виде. Остальные страны отказались от фикха и обратились к двум другим основным образцам, а именно к романо-германскому, например, Египет, Ливан, Сирия и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Можно отметить, что в основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - мир загробный.

Мусульманское право, так же, как и романо-германская семья, предусматривает два варианта наследования: по закону и по завещанию. Коран определяет достаточно жесткие нормы и четко определенные процедуры наследования, порядок и очереди наследников, доли, которые причитаются родственникам умершего [3, с. 97].

В Коране содержится 35 стихов, посвященных наследованию. Из них наибольшая часть отведена перечню наследников в силу родства и порядок распределения между ними наследуемого имущества, а также содержит нормы, которые касаются наследования по завещанию [1, с. 503].

Подготовка мусульманина к загробному миру по правилам шариата заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от всех налогов и залогов. Если он не в состоянии сделать это, например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.

Шариат требует от мусульманина в том числе и выполнения религиозного долга, иначе в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить его. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга [2, с. 87].

Кроме того, если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же ими являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются надежные опекуны (набожные и справедливые, с точки зрения шариата).

За период развития в мусульманском наследственном праве выработались конкретные принципы, среди которых обычно выделяют:

· наличие очередей наследников;

· закрепление права представления, то есть, если дети наследодателя умерли раньше него, то их право на наследство переходят к их детям - внукам наследодателя;

· регламентация понятия недостойных наследников - лиц, которые лишаются права на наследование.

Для мусульманского наследственного права характерно разделение наследников в силу родства на две очереди.

Наследники первой очереди имеют право на получение фиксированной доли наследства. Они упомянуты в священных книгах, а именно в Коране и Сунне. К их числу относят отца, мать, мужа, жену, сына и дочь как полнокровных, то есть с общим отцом, так и единоутробных, то есть с общей матерью.

Вторая очередь включает в себя дедушек и бабушек, а также братьев и сестер покойного.

Что касается наследников третьей очереди, то их принято называть остаточными наследниками. Они наследуют только при условии отсутствия наследников первой и второй очереди. Сюда относятся дяди и тети покойного как по отцовской, так и по материнской линии.

Важно отметить, что шариатом признается только кровное родство, которое обязательно должно быть законным. Из того следует, что даже родственники по крови, но рожденные вне брака, не считаются родственниками и не имеют права на наследство. В мусульманском праве законность рождения - это необходимый атрибут для включения человека в состав семьи. При этом необходимо отметить, что статус незаконнорожденного остается с человеком на всю жизнь. Даже последующий после его появления на свет брак родителей не дает его законнорожденным.

Кроме того, усыновленные дети и сами усыновители не могут наследовать друг после друга. Так как мусульманское право в принципе не признает институт усыновления, который распространен, к примеру, в Российской Федерации.

Важной особенностью в мусульманском наследственном праве является распределение наследства согласно полу наследника. Здесь Коран определяет, что наследники мужского пола получают вдвое больше, чем женского [5, с. 33].

Большое место в шариате занимает так называемый васийат, то есть наследование по завещанию.

Но везде есть свои исключения. Например, не-мусульманин не может наследовать у мусульманина или кровные наследники не могут одновременно наследовать и по завещанию.

Мусульманское наследственное право предоставляет наследодателю на выбор два основных виды завещания, а именно непосредственное завещание родным и близким и завещание опекунам и доверенным лицам, при отсутствии родственников.

Шариат также предусматривает передачу имущества наследодателем не только посредством завещания, но и вакуфа. Разница состоит лишь в том, что, если наследодатель оформил соглашение о наследстве с помощью вакуфа, то он окончательно терял на нее право, когда как завещание могло быть полностью аннулировано завещателем в любой момент [4, с. 41].

Говоря о недостойных наследниках, можно отметить, что главной причиной закрепления такого статуса на человеке может служить убийство наследником наследодателя. Священные книги в этом случае говорят, что убийца во всех случаях лишается права на наследство, исключением может служить лишь убийство в приступе безумия или совершенное малолетним.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что наследование в мусульманском праве - это сложный, глубокоразвитый институт, который полностью пронизан духом ислама как религии и вобрал в себя уникальные особенности мусульманской правовой системы.

Когда в ряде стран процесс наследования регулируется гражданским кодексом, у мусульман на первом месте стоит Коран.

Так или иначе тот самый порядок наследования, закрепленный в священных книгах, продолжает доминировать в большинстве мусульманских стран, что составляет актуальный аспект права ислама.

 

Список литературы:
1. Жидков О.А. Крашенинникова С.П. История государства и права зарубежных стран. - М.: НОРМА-ИНФРА. 2001. С. 503-505.
2. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. - М.: Баку. 1996. С. 87-88.
3. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Москва. 1986. С. 97-99.
4. Сюкияйнен Л.Р. О правовой природе шариата и его взаимодействии с европейским правом. - М.: Москва. 1997. С. 41-42.
5. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. - М.: Наука. 1987. С. 33-34.