Статья:

Понятие принципов уголовного законодательства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Надыл А.С. Понятие принципов уголовного законодательства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49447 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие принципов уголовного законодательства

Надыл Арсен Саянович
магистрант, «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП), Россия, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В работе исследованы содержание принципов уголовного законодательства на примере их исторического правового становления с учетом философской, религиозной, научной точек зрения. Выявлен единый подход к сущности принципов. Сформулировано определение принципов уголовного законодательства.

Abstract. The article consideres the attributes of principles of criminal trials on the example of their historical legal development taken into account the philosophical religious scientific points of view. Identified the approach to matter of principles. The definition of principles of criminal trials.

 

Ключевые слова: принципы уголовного законодательства, содержат принципов уголовного законодательства, нравственные начала принципов уголовного законодательства.

Keywords: principles of criminal trials, appointment of principles of criminal trials, moral aspects of principles of criminal trials.

 

Несмотря на развитие научной мысли и эволюцию уголовного права определение и назначение принципов в уголовном праве вызывают ряд дискуссий и не находят однозначного ответа до сих пор. А.Ф. Кони, Т.М. Добровольская, Е.А. Лукашева, А.П. Гуляев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и многие другие ученые искали ответ на вопрос сущности принципов в праве и уголовном процессе на протяжении многих десятилетий. Природа происхождения и понятие принципов раскрывались в трудах не только ученых-правоведов, но и философов (Платон, Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, В.С. Соловьев). Определение принципов является многоаспектным и междисциплинарным, сложным для понимания в связи с близостью к философии, религии и этике. Однако в такой сфере, как уголовное право, где точность норм и дефиниций имеет колоссальное значение, прийти к единому пониманию принципов уголовного законодательства является по-настоящему необходимым. Для этого следует провести анализ различных принципов на примере их исторического правового становления в уголовном праве и выявить признаки, присущие всем принципам уголовного законодательства. И на основании выявленных признаков составить единое, отвечающее требованиям нравственности и целям уголовного законодательства определение принципов.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даль сформулировал понятие принципов как "нравственные начала, основание, правило, основа, от которой не отступают". Согласно данной трактовке принципы по своей сущности выступают первоосновой любой деятельности, определяют ее характер и вектор развития. Исходя из данного определения и на основании того, что частное повторяет основные черты общего, принципы уголовного законодательства также являются началом и основанием, от которого не отступают [2].

Однако несмотря на различие подходов к пониманию принципов, все эти термины объединяет ряд признаков, присущих большинству принципов уголовного законодательства. Первым и самым явным признаком принципа является его независимость или надвременность: большинство принципов являются отражением не изменчивых современных реалий, привычек, политических веяний, а закономерностей отношений между людьми, выстроенных столетиями.

Во времена Великой французской революции идея презумпции невиновности была сформулирована в качестве лозунга: "Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят (по суду) виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна быть строго караема законом". В Российской Федерации этот принцип наиболее точно был сформулирован М.С. Строговичем: "...всякий гражданин считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в устанавливаемом законом порядке". Действующая Конституция Российской Федерации, ровно как и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), закрепили формулировку принципа презумпции невиновности практически без изменений, лишь уточнив ее действие и распространение: "Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ч. 1 ст. 14 УПК РФ).

Как можно проследить на данных примерах, за столь продолжительный период времени принцип презумпции невиновности практически не менялся. Идея принципа дошла до современного российского законодателя без существенных поправок. Сущность принципов неподвластна времени, изменениям конституционного строя, политических систем и ориентиров. Принцип презумпции невиновности существовал вне временных и политических рамок, фактически с момента становления системы права. В истории присутствуют примеры, когда принцип презумпции невиновности не применялся вовсе - например, Артикул воинский 1715 г., где "на ответчике лежала обязанность опровергать предъявленное ему обвинение". Однако не применение, ровно как и непризнание какого-либо принципа в конкретный исторический период, не отменяет сам принцип, не изменяет его сущность, это лишь форма - вопрос применения принципа законодателем.

Система взаимосвязанных принципов уголовного законодательства - это единственно возможное условие взаимного сосуществования сторон обвинения, защиты и суда. Это именно то, что призвано объединить институты и нормы уголовного процесса [3].

Отсутствие признания принципов законодательством (Суд Линча в Пенсильвании и США; инквизиционный (розыскной) уголовный процесс в России до Судебной реформы 1864 г.) порождало беззаконие, жестокость и несправедливость уголовного процесса по отношению к лицам, попадающим в эту систему. Насильственное вмешательство в построение принципов пагубно, ровно как и их неприятие, так как принципы отражают природу человека и не могут иметь исключений. Являясь естественным отражением сущности человека, принципы уголовного судопроизводства задают основную меру справедливости.

И последний, но не менее важный признак принципа уголовного законодательства - это его универсальность. Универсальность не только по отношению к уголовному процессу, но и по отношению ко всей системе права.

Универсальность принципов по отношению к уголовному процессу проявляется в том, что практически любая норма уголовного процесса не нарушает идею провозглашенного принципа, а реализует и дополняет ее.

Например, подсудность уголовных дел, передача уголовного дела по подсудности, недопустимость споров о подсудности - реализуют и не противоречат принципу осуществления правосудия только судом и принципу независимости судей. Нормы о правах и обязанностях участников уголовного судопроизводства не вступают в противоречия с принципом законности и принципом презумпции невиновности. Нормы о доказательствах и доказывании соответствуют принципу свободы оценки доказательств и принципу состязательности.

Универсальность принципов проявляется также в том, что принципы уголовного законодательства содержат в себе коренные основы существования не только уголовного процесса, но и системы права в целом. Взаимное проникновение и интеграцию принципов можно проследить вне рамок уголовного процесса. Например, принципы уголовного законодательства во многом перекликаются с принципами гражданского процесса. В обеих системах присутствуют: принцип законности; принцип независимости судей; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности.

Это неудивительный феномен. Несмотря на абсолютное различие сфер судопроизводства, разный характер процессов, принципы уголовного процесса и гражданского процесса в логике построения систем едины. Этот факт и все вышеперечисленные признаки принципов позволяют сделать вывод о том, что принципы есть универсальные идеи, заложенные в человеке и практике отношений между людьми.

Универсальные идеи - это теоретическое обобщение накопленного опытом и знаний основ человечества. Как схожи анатомически по строению люди, также и схожи универсальные идеи, заложенные природой и эволюцией в человеке. Они едины по своей сути, как един по своей природе человек. Данный факт нетрудно доказать, ибо в большинстве признанных научных, философских и религиозных трудах сложно встретить указание на зло - убийство, воровство - как на добродетель. Если рассмотреть основные понятия о взаимоотношениях человека с человеком, неких ключевых правилах поведения и главных запретов в обществе, то во всех цивилизованных странах они едины.

"Более того, если кто-нибудь возьмет на себя труд сравнить учения о нравственности, господствующие в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции и Риме", то его поразит тот факт, насколько эти учения схожи и как много общего имеют с современными понятиями о нравственности. "Различия между взглядами на нравственность, безусловно, существовали, но они всегда касались лишь частностей, общие же универсальные идеи человечества всегда были едиными. Разного мнения можно держаться по вопросу количества жен: одна или четыре, но точно сходиться в одном - брать каждую понравившуюся женщину вы не имеете права" [5].

Таким образом, на основе исследованных признаков принципов и проведенного анализа выявлено:

1) принципы - это отражение закономерностей природы человека, от которых не отступают;

2) принципы являются идеями, основами, на которых строится система права в целом, и уголовный процесс в частности;

3) для принципов характерны четыре признака - это независимость, единство, первооснова по отношению к нормам права и универсальность.

Соответственно, принципы - это универсальные идеи человечества, направленные на построение и реализацию системы уголовного процесса на началах единства и независимости.

Однако теоретического признания в данном вопросе недостаточно. Ввиду большой значимости принципов как ориентиров для применения норм процессуального права, а также в связи с близостью к философии их определение должно быть строго регламентировано в законодательстве.

 

Список литературы:
1. Васильев О.Л. Система принципов отечественного уголовного судопроизводства // Законодательство. 2017. N 10. С. 68.
2. Курс уголовного процесса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, юридический факультет / Под ред. Л.В. Головко. М., 2016. С. 261
3. Куцова Э.Ф. Хрестоматия по уголовному процессу России. М., 2015. С. 22.
4. Ларин А.М. Презумпция невиновности. М., 1982. С. 47.
5. Льюис К.С. Просто христианство. Симферополь, 2017. С. 14.
6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. М., 1948. С. 36.