Статья:

Советское монументальное искусство: история, актуальность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Вербицкая Н.В. Советское монументальное искусство: история, актуальность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 22(43). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/43/41925 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Советское монументальное искусство: история, актуальность

Вербицкая Нелли Владимировна
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Современное монументальное искусство, украшающее стены и фасады домов, росписи ограждений и технических городских объектов (в современном измерении, «street-art»), имеет очень прочные корни и, в качестве конкретного первоисточника, – советское монументальное искусство украшения экстерьера и интерьера зданий (мозаиками, фресками, витражами). Внешний облик современного уральского города позволяет говорить о том, образцов городского монументального искусства советского периода осталось крайне мало. Обратим внимание на историю советской традиции формирования городской среды, оставшиеся «следы» последней в г. Челябинске.

Как известно, одним из распространенных видов украшения зданий в советское время была мозаика. Безусловно, история монументального искусства, в том числе мозаики, началась не в СССР и даже не в ХХ вв. Первые панно, с большим старанием выложенные из мелких камешков, датируются историками искусства второй половиной четвертого тысячелетия до н.э. В России мозаика появилась с принятием православия, в Киеве. В дальнейшем мозаика надолго оставляет отечественное монументальное искусство, вновь вернувшись в него в первой половине XVIII в, усилиями и талантом М. В. Ломоносов. Он лично сложил несколько мозаичных панно в Петербурге, однако технология мозаики продолжала оставаться дорогостоящей. Во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге появляется мастерская мозаики, опыт работы которой задала направление всему и советскому мозаичному искусству [4].

В послевоенное время настенная мозаика, роспись и витраж стали не только видом городского монументального искусства, но и выразителем советской идеологии. Если внимательно проанализировать сохранившиеся произведения, то практически все сюжеты посвящены прославлению людей труда, семейным ценностям, любви к своей Родине. Эти ценности и в наше время актуальны как никогда. Поэтому перед нами стоит задача сохранения наследия советской эпохи.

В 50-е годы XXв. в России появились заводы по изготовлению смальты; некоторые красочные мозаики, украшавшие стены жилых домов, спортивных комплексов, домов культуры и стелы, сохранились до сих пор. В 1955 г. вышло постановление ЦК об устранении излишеств в архитектуре: Н.С. Хрущёв запретил строить здания в стиле «сталинский ампир» с колоннами, пилястрами и рельефами, которые сразу оказались не нужны. Наступило время однотипных и безликих «хрущёвок». Зданиям должна была быть свойственна простота, строгость форм, экономичность решений, как считало руководство страны того времени. Такой была ситуация с жилыми домами -но ведь строились дворцы культуры, больницы, театры, учебные заведения. Всей этой архитектуре, стараниями художников-монументалистов, придавалась визуальная привлекательность. На Урале профессиональных монументалистов было немного. Но, так как это оказалось чрезвычайно выгодным, практически все художники – члены Союза художников и примкнувшие к ним – участвовали в росписях, мозаиках, других работах. Даже сейчас, по прошествии многих лет, отдельные мастера вспоминают о работе над произведениями монументальной живописи как о наиболее ярких моментах в своей творческой биографии.

Так. по рассказам художника М. Ш. Брусиловского, можно сделать вывод, что деятельность творческих бригад протекала порой столь бурно, что результат оказывался совершенно неожиданным. Творческие споры, сложные взаимоотношения между художниками приводили к своеобразным результатам. Так однажды, фрагменты мозаики выложили донышками от бутылок. Получилось очень эффектно. На самом деле, это был расцвет монументального искусства на Урале, и в 1960-е – 1980-е гг. он оформился как явление. В основном его существование было продиктовано желанием местных властей сделать хоть что-то на фоне обезличенной архитектуры, и заказов было предостаточно. Всё делалось порой немного сумбурно, но со временем это искусство обрело многогранность: где-то проявилась выразительность примитива с яркой стилизацией форм, где-то, напротив, концептуальность образов и композиций. Случалось, что художник, станковые работы которого отвергались членами выставкомов «за формализм», активно продвигал этот «формализм» в монументальном искусстве. Такие вещи как бутылочные донышки могли возникнуть из-за того, что при строгом контроле за эскизом, сам процесс исполнения не регламентировался. Поэтому порой бывало, что примитивный плакатный образ оборачивался чем-то ярким и нестандартным, на грани модернизма.

Понятие «уральское монументальное искусство» не совсем точно – ведь в ХХ в. в регионе работало много художников из Москвы, Ленинграда. Проблема, полагает известный исследователь искусства Урала Г.С. Трифонова, – в том, считать ли «уральским искусством» всё, что сделано непосредственно на Урале, или только произведения непосредственно уральских художников (многие из которых получали свое художественное образование в столичных учебных заведениях, как, например, известные в Челябинске художники монументалисты Фокин К. В., Мишин В. Г., Костина Л. Н., Черкашин С. Л.) [3]. Кроме того, столичные мастера (Е. М. Аблин, И. И. Лаврова, И. В. Пчельников) работали в нашем крае, создавая яркие произведения, на которые ориентировались местные деятели искусства. В свою очередь, уральские художники нередко выполняли заказы для Сибири и Дальнего Востока, а кто-то даже ездил в Монголию, Казахстан, Среднюю Азию. Если говорить о художественной специфике работ, то какой-то общей ситуации нет, есть отдельные мастера, которые пытались подчеркнуть уральскую тему. В основном темы были официальные и официозные: комсомольская юность, ударные стройки, космос, война, революция, Победа. В Свердловске, Нижнем Тагиле, Полевском существовали росписи и витражи на сюжеты Бажовских сказов.

В шестидесятые годы уже не было портретов Сталина, при этом важной темой был космос, и в целом, научно-технический прогресс. Образы Гагарина, космонавтов, ученых-изобретателей, советского человека, который покоряет пространство и время, возникают повсеместно. А потом, в 75-м г., в связи с юбилеем Победы, вновь возникла военная тематика.

Мозаики перестроечного времени – последние, созданные уже на закате этого стиля, отличаются своей аполитичностью. Как правило, это аллегорические сюжеты, прекрасные женщины-времена года, музы, символика цвета. На первый план выходит декоративность, художника интересует больше ритм пятен, линий, цветовые контрасты. В советском монументальном искусстве момент информативности и агитационного призыва всегда сохранялся, а тут, за короткий период времени, возникает иная ситуация.

Мозаики и декоративные панно– пожалуй, самая эффектная и вместе с тем самая «уязвимая» часть советского художественного наследия. Они изменяют городскую среду, но изменяются сами. Чаще всего– в худшую сторону: никак не защищённые государством, исчезают, разрушаются, уходя в прошлое.

В столице Южного Урала – Челябинске ситуация с произведениями монументального искусства складывается не лучшим образом. Причин здесь много, к сожалению, этот процесс идёт до сих пор, и он кажется абсолютно естественным. Удивительно, но грандиозные монументы из металла, гранита и бетона, многометровые фризы и мозаики, рассчитанные на долгую жизнь, исчезают, часто, стремительно и бесследно. Если памятники политическим деятелям сложно убрать, не вызвав волну общественных возмущений, то декоративно-монументальные произведения оказываются практически беззащитными. Город растет, перестраивается, обновляется, и все, что не соответствует новым вкусам и задачам, безжалостно уничтожается, новые владельцы зданий в процессе «евроремонта» сбивают монументальные росписи советского периода, меняют декоративное оформление. Да и то, что сохранилось, не всегда находится в надлежащем виде, многие произведения монументальной живописи и скульптуры медленно разрушаются, а плановые «подновления», выполненные в авральном порядке и непрофессионально, лишь искажают первоначальный художественный облик. Большинство замечательных произведений советского монументального искусства не имеет статуса памятника культуры.

Приведем конкретные примеры мозаик и росписей, выполненных различными художниками в Челябинске в советский период. Сегодня можно легко пересчитать сохранившиеся произведения советского монументального искусства. Это мозаичное панно «Завоевание космоса» на здании политехнического колледжа по улице Гагарина, 7. Данное замечательное произведение челябинский художник В. Мишин представил сразу после Дня космонавтики, в апреле 1976 г. На площади в 250 квадратных метров разворачивается картина делегирования человека в космос. Сначала ученый муж делает какие-то вычисления, создает теоретическую базу, потом за дело берутся инженеры, конструкторы, техники и, наконец, космонавт. Герой, облаченный в скафандр, за штурвалом звездолета отправляется в опасное путешествие. Работа до сих пор производит сильное впечатление. Некоторое время спустя была представлена новая работа – мозаичное панно «Ленин и печать» на здании Роспечати по улице Худякова, 10. Эта работа тоже принадлежит челябинскому монументалисту В. Мишину. Она была представлена жителям города спустя шесть лет после «Космоса»– в 1982 г. [1]. Огромное панно размером 6 на 18 метров посвящено истории становления социалистического государства. Внизу – период изучения марксистской литературы пролетариатом, в центре – октябрь, Ленин, революция, и вверху, над ними – красное знамя, как символ победы социализма. Отметим, что с середины «нулевых» панно было «раненым», из него выпал крупный «пиксель», однако в 2014 г. мозаику «залатали».

Интересным примером советского монументального искусства может служить мозаичное панно на здании магазина «Океан» по улице Пионерская, 7. Считают, что магазин «Океан»– это вообще одно из самых первых зданий Северного микрорайона. Его построили в конце 1960-х гг., в качестве столовой для армии строителей, возводивших новый спальный район. Позже столовая была передана под клуб «Новосел», а еще позже стала «Океаном». Под стать названию и мозаика: водоросли, рыбы, медузы и черепахи. Мозаичное панно без сомнений украшает бетонные «заросли» Северо-Запада г. Челябинска.

Яркое впечатление производит мозаичное панно на стене библиотеки башкирской и татарской литературы им. Ш. Бабича по улице Цвиллинга, 61, выполненное художником З. Н. Латфулиным. Посетителей книжной цитадели радушно встречает целое семейство: несколько поколений как бы приглашают гостя на чай. На столе уже ждет самовар, хозяева устроились для обстоятельной беседы. В фонде библиотеки более ста тысяч книг на русском, татарском, башкирском и арабском языках. Библиотеке уже более ста лет, и можно представить, сколько поколений челябинцев в ее стенах приобщилось к культуре уральских народов.

К наиболее ярким сохранившимся мозаикам г. Челябинска можно отнести: мозаичное панно с портретом В. Блюхера на стене «Дома Злоказовых» по улице Кирова, 92. Сейчас это здание занимает военная комендатура. Учитывая это, портрет В. Блюхера на стене здания кажется довольно уместным. Сложно сказать, знал ли исторический Блюхер историю этого дома, однако именно благодаря панно, за старинным зданием внимательно ухаживали, включив его в перечень культурных объектов, охраняемых государством. Объект известен, как особняк Злоказовых. В царское время П. А.Злоказов был купцом первой гильдии, торговал сукном и содержал роскошный коттедж, холил его и лелеял и, конечно же, не предполагал, что в будущем дом прославится именно как место, где работал военный, государственный и партийный деятель советского времени В.К. Блюхер. Только в начале XXI в. на здании появилась табличка, сообщающая, что его построили купцы Злоказовы. Доска с этой надписью мирно уживается рядом с портретом В. Блюхера. Так классовые враги нашли примирение на стене старинного дома.

К примеру сохранения традиций советского времени можно отнести мозаичное панно на «доме-аквариуме» в парке им. Тищенко. Гигантский аквариум построили в 1983 г., но после перестройки он практически «высох»: рыба умирала, здание разрушалось, тропы заросли травой. Однако недавно начался ренессанс аквариума: его отреставрировали, завели крокодила, украсив стену тематической мозаикой. Из кусочков смальты сложили картину: в пучине морской плещутся скаты, медузы, косяки каких-то неведомых рыб. Смотреть на это приятно, а любоваться экзотическими морскими красавцами внутри здания еще приятней.

Сохранившиеся произведения советского монументального искусства продолжают радовать глаз, но очень горько, что от нас исчезли другие замечательные произведения, создававшие неповторимое лицо города. Украшением кинотеатра Родина был триптих «Родина», выполненный в 1975 г. художником К. В. Фокиным [2]. Исчез пример органичного живописного оформления интерьеров в этот период – роспись-полиптих «Радость жизни» в ресторане «Уральские пельмени», выполненный в 1979 г. также К.В. Фокиным.

Проведенные в рамках данной статьи примеры основных направлений развития советского монументального искусства, наиболее ярких из сохранившихся произведений уральских монументалистов уральской столицы – Челябинскa позволяют выделить этапы развития, основные разновидности городского монументального искусства.

Современное монументальное искусство, украшающее стены и фасады домов, росписи ограждений и технических городских объектов имеет конкретное, возникшее в советский период основание – советское монументальное искусство.

Изучение современного облика уральских городов, на примере г. Челябинска, позволяет сделать вывод, что сохранившихся в первозданном виде образцов городского монументального искусства осталось крайне мало. Без должного внимания эти замечательные произведения советской эпохи могут исчезнуть. Сохранение культурного наследия, создание новых, ярких произведений монументального искусства изменило бы облик уральских городов, придав каждому индивидуальность, вновь сообщая значимым в обществе и культуре идеям долгую, «монументальную» жизнь.

 

Список литературы:
1. Трифонова Г. С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников России/Изобразительное искусство Российской Федерации: 9 т. – Урал; руковод. проекта К. Б. Кузьминых. – М. :Пранат, 2013 г. – с. 10–29.
2. Трифонова Г. С. Из тех, кому дано расписывать плафоны небес. Художник Константин Фокин. 250-летию Челябинска, 70-летию Челябинского отделения СХ России, монументалистам Челябинска посвящается//Челябинск. Архитектура. Строительство. –2006.– №6. –с. 36–38.
3. Фокин К. В., Трифонова Г. С. Константин Фокин. Контрасты-66, каталог. Челябинск: ЧОМИ; ЧГАКИ, 2006 Б/п.
4. Исчезающее искусство: мозаичные панно советского Свердловска (ФОТО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newdaynews.ru/ekb/536222.html