Статья:

Проблемные вопросы в области пожарной безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Гуров Н.А. Проблемные вопросы в области пожарной безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/41985 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемные вопросы в области пожарной безопасности

Гуров Никита Адреевич
магистрант АГПС МЧС России, Россия, Москва

 

Актуальность. Статья посвящена истории становления пожарной охраны и проблемным вопросам в области пожарной безопасности. Проанализировано  понятие пожарная безопасность. Большое внимание уделяется элементам системы обеспечения пожарной безопасности. Рассмотрены проблемы в области пожарной безопасности.

Борьба с чрезвычайными ситуациями (пожарами) и их последствиями на территории Российской Федерации проводилась всегда, значимую роль в обеспечении пожарной безопасности и борьбы с пожарами сыграл Иван III, который после пожара в 1472 году в Москве издал указ о мерах противопожарной безопасности в городе Москве. Правилами было запрещено топить дома в летний период  и не оставлять зажженные свечи в вечернее время. Также кузнецам, оружейникам и т.п., велели вести работу подальше от деревень, для того, чтобы искры, окалины и.т.п., не смогли бы  попасть на дома и строения (т.к. в те времена в основном строения были деревянными). В соответствии с судебником Ивана III 1497 года за умышленные действия в случае возникновения пожара (поджег) устанавливалась наказание (в настоящей момент уголовная ответственность предусмотренная ст. 167 Уголовного кодекса Российской Федерации). В 1504 году создалась пожарно-сторожевая охрана. Пожарно-сторожевая охрана контролировалась дворянами. Дворяне назначали ответственных лиц (людей), которые в случае возникновения пожара звали ответственных лиц для участия в тушении и ликвидаций последствий пожара. Продолжил политику в области профилактики пожаров и обеспечения пожарной безопасности Иван IV, который в 1547 году издал указ далее "требования", в котором говорилось, что людям нельзя топить печи в летний период года. Для соблюдения данного требования на печи накладывали печати. В этом же требовании говорилось, что жители Москвы должны хранить на крыше домов чаны с водой в случае пожара (в настоящее время необходимо иметь первичные средства пожаротушения огнетушители или бочку с водой). В 1550 году сформировано стрелецкое войско (пожарная дружина), которое в случае пожара должно было принимать участие в тушении и ликвидации последствий пожаров. В 1804 году создана первая штатная пожарная команда в Москве. В 1857 году Александром II создан первый Пожарный устав. В нем излагался порядок устройства пожарных частей, трактовались меры предосторожности и порядок возмещения убытков, а также предписывали меры наказания за нарушение правил пожарной безопасности. При Николае I началось создание пожарных команд в Российской империи и строительство пожарных депо. В XIX веке начали создавать заводы противопожарного оборудования, такого как пожарные насосы, первый пожарный автомобиль. Кроме этого, был впервые разработан и испытан ручной пенный огнетушитель. В настоящее время разработано множество огнетушителей (углекислотные, порошковые, хладоновые и.п.) которые тушат разные классы пожаров.

В 1996 году утверждается и водиться в действия Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором определяются общие правила обеспечения пожарной безопасности в который в настоящее время внесено множество изменений последние изменения на 30 октября 2018 года. Организованные мероприятия:

Планирование, предупреждение и ликвидация чрезвычайной ситуации, связанных с пожарами. Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации пожаров и взрывов. Обеспечение персонала объекта и населения, проживающего вблизи от мест возможной чрезвычайной ситуации, средствами коллективной и индивидуальной защиты. Контроль взрывоопасной и пожароопасной обстановки. Поддержание оперативной и локальной системы оповещения персонала организаций. Подготовка персонала организаций и населения к действиям в условии пожара и при возникновении чрезвычайной ситуации.

В 2001 году указом президента № 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Общее руководство по обеспечению пожарной безопасности в стране в настоящее время осуществляет Президент Российской Федерации. Руководство государственной противопожарной службой и организацию по тушению пожаров осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по средствам Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Государственная противопожарная служба — основной вид пожарной охраны в Российской Федерации, наделенный полномочиями федерального государственного пожарного надзора и являющийся главным звеном системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Россия является активным участником ассоциации — Международной организации пожарных и спасательных служб (создана в Париже в 1901 г., в состав которой первично входило 5 стран. Первым Президентом КТИФ являлся представитель России граф П. Е. Комаровский). Его членами сегодня являются около 55 стран Европы, Америки, Азии и Африки, а также 25 ассоциированных членов. Основными задачами международной ассоциации противопожарных и спасательных служб являются: организация деловых переговоров и сотрудничества в области борьбы с пожарами и спасения людей с такими международными институтами как организация объеденных наций, и др., развитие профессиональных контактов между противопожарными и пожарно-спасательными службами, производителями пожарно-спасательной техники и противопожарного оборудовании и пр. В настоящее время международная ассоциация противопожарных и пожарно-спасательных служб объединяет более 6 млн. пожарных  и спасателей мира, которые ежедневно защищают 1,5 млрд. жителей нашей планеты. В 1995 г. по инициативе национального комитета Российской Федерации был создан центр пожарной статистики (международная ассоциация противопожарных и спасательных служб), который существует уже 25 лет. За эти годы впервые в мире была создана актуальная, достоверная и достаточно полная мировая пожарная статистика, которой сейчас пользуются специалисты всей планеты. За 25 лет существования центра пожарной статистики проанализировал данные о 90 млн. пожарах и 1,5 млн. их жертв. Развитие пожарной охраны в Российской Федерации предусматривает следующие:
Развитие и совершенствование нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности. Подготовка квалифицированных кадров в области пожарной безопасности. Совершенствование системы управления и системы связи при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Разработка новых  видов пожарно-спасательной техники. Укрепление материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений. Усиление требований пожарной безопасности на территориях населенных пунктах и на производственных объектах.

Проанализировав литературу удалось выяснить, что пожарная безопасность представляет собой состояние объекта защиты, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по безопасной эвакуации людей до наступления опасных факторов пожара.

Важно отметить и то, что пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной противопожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс организационных мероприятий, которые направлены на предупреждение пожара, а в случаи возникновения на уменьшение материального ущерба от пожара. [3].

Выделяют следующие элементы системы обеспечения пожарной безопасности: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также граждане.

Первая проблема пожарной безопасности заключается в техническом регулировании, которое осуществляется документами нормативно- правового  характера [1].

Следующая проблема – нормативно-правовая база в области пожарной безопасности превышает 2,1 тыс. документов (Своды правил, СНипы, федеральные законы), которые соответственно имеют различный нормативно -правовой статус и область применения для разного рода объектов защиты.

Также существует сложность в использовании и применении в работе государственными инспекторами по пожарному надзору действующей нормативных - правовых  документов в области пожарной безопасности [2].

Важно отметить и то, что нормативно – правовая база пожарной безопасности затрудняет деятельность в области противопожарной защиты как граждан Российской Федерации, так и юридических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы пожарной безопасности в большинстве своем относятся к несовершенной нормативно – правовой базе.

 

Список литературы:
1. Аксютин, В.П. Пожарная безопасность пассажирских вагонов / В.П. Аксютин, Н.А. Шелудько. — М.: Трансинфо, 2009. — 224 c.
2. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. Саво, И.Л. Пожарная безопасность в детском саду / И.Л. Саво… — СПб.: Детство Пресс, 2013. — 224 c.
4. Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.Н. Русак; Под ред. Л.А. Михайлов. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 224 c.
5. Федеральный закон №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"