Статья:

Мода в России (1917–1930 гг.): о влиянии эстетических идеалов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Малышенина М.А. Мода в России (1917–1930 гг.): о влиянии эстетических идеалов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42234 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мода в России (1917–1930 гг.): о влиянии эстетических идеалов

Малышенина Марина Александровна
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В ставится задача рассмотреть влияние эстетических идеалов на становление современной моды. Для анализа был взят период 1917–1930 гг.); выделены этапы развития, основные разновидности современной моды, подчеркнуто влияние политических событий, их отражение на становление моды XX столетия в России.

Ключевые слова: костюм в России в дореволюционную эпоху, советский костюм, мода, производство в мастерских, советский стиль.

 

Мода – одно из интереснейших явлений, играющее огромную роль в культуре. Мода представляет собой эстетическую ценность, становясь также маркером в определении форм социального поведения, одним из ярких способов выражения идеалов для различных слове общества. В XX в. происходит множество изменений, связанных с модой, оказавшими воздействие практически на все слои общества. Последнее было связано не только с появлением новых возможностей в промышленном производстве одежды, но и с процессами и событиями, происходившими в сфере социально-политических событий в России и в мире.

В современности одежда утрачивает свою утилитарную функцию (как элемент, способный защитить тело от внешней среды). В культуре XXв. понятие моды включает общечеловеческие, универсальные морально-эстетические нормы и принципы [3]. В то же время мода продолжает выступать как некий символ, знак, который обеспечивает включенность индивида в ту или иную форму взаимодействия с окружающими людьми. Посредством моды индивид определяет своё место в системе общественных отношений.

Мода делает явной принадлежность к социальному слою, задавая внешним обликом тот или иной способ общения с различными людьми. Принятие в определенную социальную среду опосредованно дресс-кодом [1,2]. При всех новых социальных переменах, мода – популярное, доступное искусство, в сравнении с другими видами искусства, быстрее реагирующее на любые изменения в общественной и политической жизни.

Обратим внимание, что практически все социальные, идеологические, политические изменения прошлого и настоящего века, так или иначе, отразились в направлениях и течениях моды. В то время в России произошло множество событий, вызвавших изменения в жизни политического, общественного строя. После революции 1917 г. в моде в целом, народном костюме в частности, существенные перемены были связаны с процессом демократизации последних. Так, например, во всех формах женского костюма исчезает искусственность, нагроможденность, длинный статус, бывший ранее общепринятым. Ключевым аспектом в моде становится целесообразность.

Октябрьская революция 1917 г. изменила социальный состав российского общества, уничтожив классовые привилегии, дворянство и буржуазию. Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих и интеллектуалов спонтанно адаптировался к новым, суровым условиям труда и жизни тех лет.

Красный цвет, цвет знаменем революции, приобрел в этот период важнейшую символическую ценность в декоративном решении костюма. В дальнейшем, стихийно и сознательно управляемым образом, идет процесс формирования советского стиля в моде. Так, например, в 1919 г. в Москве, ставшей новой столицей Советской России, создавались мастерские одежды для производства и повседневной носки людей.

Что же такое советский стиль, каким образом будет  выглядеть образ советский человек, в те времена никто не знал. Основная идея проекта новой одежды для советских людей заключалась в том, чтобы «переодеть» всё население страны в костюм. Женский костюм состоял из жакета и прямой юбки, мужской – из пиджака и брюк. Не смотря на то, что этот вариант активно обсуждался, попытка его осуществить не увенчалась успехом, в том числе, и в связи с недостатком соответствующей ткани.

Перемены коснулись и прически. Так, в послереволюционные годы в России женщины перестали носить длинные волосы – символом новой России стала короткая стрижка. Безусловно, сказывались определенные внутренние трудностями того времени, как и соответствие общей тенденции моды. Как известно, после окончания Первой мировой войны короткая стрижка навсегда была установлена как полноценный элемент женского образа.

В отношении технологии изготовления, один из главных признаков моды послереволюционных лет, в резком контрасте с модой царского времени, – её самодеятельность. Мода дореволюционного времени предполагала изготовление изделий из качественных материалов,  профессиональными мастерами своего дела, для элиты использовалась дорогая отделка. Мода в первые годы советской власти была вынуждена обходиться тем, что находилось под рукой, часто это были не очень качественные ткани, непрофессиональное изготовление. В воспоминаниях людей того времени можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду [4]. В качестве материала могли использоваться предметы обихода и быта, например портьеры и занавески, простыни, различное постельное и столовое белье, скатерти и покрывала. Популярностью пользовалась полосатая матрасная ткань, впрочем, как и любые другие, имеющиеся, в обиходе.

Сложнее всего обстояли дела с меховыми изделиями и шубами. Отказаться от них не позволял суровый климат. Использовались дешевые меха – кролик, цигейка, в виде изделий, вышедших из употребления, оставшихся по наследству. Популярным изделием того времени была шуба из окрашенного кролика.

В дальнейшем в России активно формируется рабочий, деловой стиль в одежде. Эстетические ориентиры того периода предполагают минимализм, отсутствие лишних деталей, декоративности, преобладает сдержанная, мягкая тональность. Складывается идеальный образ рабочей одежды. В изменившемся обществе стиль рабочее- крестьянской одежды становится определяющим и для интеллигенции. Возникший деловой стиль распространяется в учительской среде. В качестве незначительных декоративных украшений используются броши, декор в элементах лацкана и пиджака. Обществом и революцией требовался образ человека, отвечающего запросам времени, итогом чего в моде и становится сдержанный, деловой костюм.

Как видим, мода является своего рода посредническим элементом между индивидуумом и социальной средой, через которую происходит социальное взаимодействие, определяемое не только содержанием общения, но и  внешней формой, в том числе, – и тем, как человек представляет себя.

Мода – зеркало «духа времени», своего рода прорывной фактор, который нарушает кажущиеся неизменными каноны, предвосхищая будущие изменения в общественно-политической и культурной жизни общества. Будущее направление моды, в свою очередь, станет индикатором социально-культурного идейно-политического развития человека. Мода видоизменяется, в соответствии с эстетическими ориентирами и идеалами общества.

 

Список литературы:
1. . Агальцев A.M. Подражатели и мода / A.M. Агальцев // Вопросы философии и психологии. Вып. 2 / Под. ред. Б.Д.Парыгина. – Л.: ЛГУ, 1968. – с. 48–50.
2. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода: От древнего Египта до модерна / А.Ю. Андреева. – СПб.: Паритет, 2001. –136 с.
3. Андреева И.А. Массовая мода и «технологическая эстетика» / И.А. Андреева // Ценности, образ жизни и жилая среда. Труды ВНИИТЭ. – М.: Техническая эстетика, 1987. – с. 68 –70. 
4. Бает М.В. Женский костюм Россия 1914–1917 гг. / М.В. Бает // Сценическая техника и технология. – 1985. – № 6. – с. 20–26.