Мода в России (1917–1930 гг.): о влиянии эстетических идеалов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Мода в России (1917–1930 гг.): о влиянии эстетических идеалов
Аннотация. В ставится задача рассмотреть влияние эстетических идеалов на становление современной моды. Для анализа был взят период 1917–1930 гг.); выделены этапы развития, основные разновидности современной моды, подчеркнуто влияние политических событий, их отражение на становление моды XX столетия в России.
Ключевые слова: костюм в России в дореволюционную эпоху, советский костюм, мода, производство в мастерских, советский стиль.
Мода – одно из интереснейших явлений, играющее огромную роль в культуре. Мода представляет собой эстетическую ценность, становясь также маркером в определении форм социального поведения, одним из ярких способов выражения идеалов для различных слове общества. В XX в. происходит множество изменений, связанных с модой, оказавшими воздействие практически на все слои общества. Последнее было связано не только с появлением новых возможностей в промышленном производстве одежды, но и с процессами и событиями, происходившими в сфере социально-политических событий в России и в мире.
В современности одежда утрачивает свою утилитарную функцию (как элемент, способный защитить тело от внешней среды). В культуре XXв. понятие моды включает общечеловеческие, универсальные морально-эстетические нормы и принципы [3]. В то же время мода продолжает выступать как некий символ, знак, который обеспечивает включенность индивида в ту или иную форму взаимодействия с окружающими людьми. Посредством моды индивид определяет своё место в системе общественных отношений.
Мода делает явной принадлежность к социальному слою, задавая внешним обликом тот или иной способ общения с различными людьми. Принятие в определенную социальную среду опосредованно дресс-кодом [1,2]. При всех новых социальных переменах, мода – популярное, доступное искусство, в сравнении с другими видами искусства, быстрее реагирующее на любые изменения в общественной и политической жизни.
Обратим внимание, что практически все социальные, идеологические, политические изменения прошлого и настоящего века, так или иначе, отразились в направлениях и течениях моды. В то время в России произошло множество событий, вызвавших изменения в жизни политического, общественного строя. После революции 1917 г. в моде в целом, народном костюме в частности, существенные перемены были связаны с процессом демократизации последних. Так, например, во всех формах женского костюма исчезает искусственность, нагроможденность, длинный статус, бывший ранее общепринятым. Ключевым аспектом в моде становится целесообразность.
Октябрьская революция 1917 г. изменила социальный состав российского общества, уничтожив классовые привилегии, дворянство и буржуазию. Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих и интеллектуалов спонтанно адаптировался к новым, суровым условиям труда и жизни тех лет.
Красный цвет, цвет знаменем революции, приобрел в этот период важнейшую символическую ценность в декоративном решении костюма. В дальнейшем, стихийно и сознательно управляемым образом, идет процесс формирования советского стиля в моде. Так, например, в 1919 г. в Москве, ставшей новой столицей Советской России, создавались мастерские одежды для производства и повседневной носки людей.
Что же такое советский стиль, каким образом будет выглядеть образ советский человек, в те времена никто не знал. Основная идея проекта новой одежды для советских людей заключалась в том, чтобы «переодеть» всё население страны в костюм. Женский костюм состоял из жакета и прямой юбки, мужской – из пиджака и брюк. Не смотря на то, что этот вариант активно обсуждался, попытка его осуществить не увенчалась успехом, в том числе, и в связи с недостатком соответствующей ткани.
Перемены коснулись и прически. Так, в послереволюционные годы в России женщины перестали носить длинные волосы – символом новой России стала короткая стрижка. Безусловно, сказывались определенные внутренние трудностями того времени, как и соответствие общей тенденции моды. Как известно, после окончания Первой мировой войны короткая стрижка навсегда была установлена как полноценный элемент женского образа.
В отношении технологии изготовления, один из главных признаков моды послереволюционных лет, в резком контрасте с модой царского времени, – её самодеятельность. Мода дореволюционного времени предполагала изготовление изделий из качественных материалов, профессиональными мастерами своего дела, для элиты использовалась дорогая отделка. Мода в первые годы советской власти была вынуждена обходиться тем, что находилось под рукой, часто это были не очень качественные ткани, непрофессиональное изготовление. В воспоминаниях людей того времени можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду [4]. В качестве материала могли использоваться предметы обихода и быта, например портьеры и занавески, простыни, различное постельное и столовое белье, скатерти и покрывала. Популярностью пользовалась полосатая матрасная ткань, впрочем, как и любые другие, имеющиеся, в обиходе.
Сложнее всего обстояли дела с меховыми изделиями и шубами. Отказаться от них не позволял суровый климат. Использовались дешевые меха – кролик, цигейка, в виде изделий, вышедших из употребления, оставшихся по наследству. Популярным изделием того времени была шуба из окрашенного кролика.
В дальнейшем в России активно формируется рабочий, деловой стиль в одежде. Эстетические ориентиры того периода предполагают минимализм, отсутствие лишних деталей, декоративности, преобладает сдержанная, мягкая тональность. Складывается идеальный образ рабочей одежды. В изменившемся обществе стиль рабочее- крестьянской одежды становится определяющим и для интеллигенции. Возникший деловой стиль распространяется в учительской среде. В качестве незначительных декоративных украшений используются броши, декор в элементах лацкана и пиджака. Обществом и революцией требовался образ человека, отвечающего запросам времени, итогом чего в моде и становится сдержанный, деловой костюм.
Как видим, мода является своего рода посредническим элементом между индивидуумом и социальной средой, через которую происходит социальное взаимодействие, определяемое не только содержанием общения, но и внешней формой, в том числе, – и тем, как человек представляет себя.
Мода – зеркало «духа времени», своего рода прорывной фактор, который нарушает кажущиеся неизменными каноны, предвосхищая будущие изменения в общественно-политической и культурной жизни общества. Будущее направление моды, в свою очередь, станет индикатором социально-культурного идейно-политического развития человека. Мода видоизменяется, в соответствии с эстетическими ориентирами и идеалами общества.